Папки-передвижки

Эмоциональное выгорание. Здоровье педагога как профессиональная ценность. Опыт работы старшего воспитателя

Елена Польшина
Эмоциональное выгорание. Здоровье педагога как профессиональная ценность. Опыт работы старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

«Будем здоровы

Методическая работа в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, система взаимосвязанных между собой мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. Самочувствие педагогов - далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, коллегами, с родителями и, конечно же, качество педагогической работы.

Почему нужно говорить о здоровье педагога?

Публикация «Эмоциональное выгорание, Здоровье педагога как профессиональная ценность, Опыт работы старшего воспитателя» размещена в разделах

Мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой ценностью : «Будьте здоровы - говорят люди друг другу; «Желаем вам самого главного- здоровья, - говорят нам самые близкие друзья. По большому счету, здоровье было и остается дороже богатства.

С чего же начинается здоровье? Существует мнение, что здоровье начинается с утренней зарядки, с соблюдения диеты, с закаливающих процедур и т. п. Оказывается, все не совсем так. Чтобы заниматься зарядкой, нужен важный стимул. В настоящее время в литературе насчитывается около 40 определений здоровья. Одним из лучших считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней, это нечто положительное, жизнерадостное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для всего человечества. По большому счету, здоровье – это то, чего не хватает всегда и к чему стремиться человек.

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни. Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на очень важные вопросы:

1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?

2. Зачем я родился? Что я должен совершить?

3. Зачем мне быть здоровым?

4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или это мое личное дело?

Вопросов к себе может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, мы приобретаем мотивацию к тому, чтобы быть здоровыми.

Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Профессиональная деятельность педагога имеет свою специфику – это здоровьеразрушающая профессия, которую можно отнести к «группе риска» по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Статистика свидетельствует, что у педагога наиболее часто проявляются такие заболевания, как: сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение функций щитовидной железы.

Зададим себе вопрос: «В чем же причина перечисленных заболеваний?» Кажется, ответ очевиден – стрессы и психические перенапряжения, эмоциональные переживания.

Перегрузки в педагогической деятельности – это привычное дело, но после избыточной работы надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях? Как можно поправить и сохранить свое здоровье? Будем реалистами. В ближайшее время вряд ли можно ожидать значительных благоприятных изменений в жизни педагога, к тому же педагоги часто не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я очень устала после работы» Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже ни на что не хватает. Стоит задуматься: «Что же делать?» Моя задача заключается в том, чтобы найти доступные и вместе с тем эффективные методы безопасной работы педагогов нашего детского сада.

«О синдроме эмоционального выгорания». Актуальность, цели, задачи.

Поскольку основным в моей работе является понятие «эмоциональное выгорание», то логичнее всего начать ее с определения эмоций и их значения в жизни человека. Психологический словарь дает такое определение эмоций (от лат. emoveo – потрясаю, волную). Различают положительные и отрицательные эмоции. «Отрицательная» эмоция-это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция-это сигнал возвращенного благополучия. Положительный сигнал не звучит долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги подается до тех пор, пока опасность не устранена. Отрицательные эмоции вредны лишь в избытке, как вредно и все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты). При таких условиях здоровье педагога действительно страдает.

Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства; все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога. Физическое и эмоциональное состояние – существенные факторы, влияющие на нашу профессиональную деятельность, а от состояния педагога зависит и самочувствие подрастающего поколения.

В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательных учреждениях стоит особенно остро. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосамотических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа работы педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

В первую очередь проблема профессионального выгорания касается профессии в сфере «человек – человек», предполагающая общение с другими людьми. Вопрос в том, когда она возникает? Здесь все зависит от множества факторов, среди которых: интенсивность труда, условия труда, личные психологические факторы. Стресс от выгорания усугубляется также такими факторами, как недостаток признания окружающими, неудовлетворительное материальное положение, нехватка подкрепляющих стимулов.

Профессиональный педагог - единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Это требует таких условий, при которых выполнялись бы качественно задачи воспитания и обучения и именно поэтому свой опыт работы я хочу направить на формирование последовательной и непрерывной системы психологического здоровья педагогов, а также на осуществление деятельного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

Цель моей работы состоит в том, чтобы создать здоровьезберегающую систему для укрепления здоровья педагогов и поддержания их позитивного личного самочувствия. Это предполагает решение следующих задач:

1. Изучение литературы по опыту работы.

2. Проведение исследований, с целью выявления влияния факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания (анкетирование, диагностика).

3. Создание здоровьезберегающих технологий, возможных мер профилактики и коррекций синдрома.

В реализации поставленный задач принимает участие весь педагогический коллектив детского сада, который я представила в виде пирамиды.

Каждое звено не только зависит друг от друга, но и дополняет его, для того чтобы пирамида выстраивалась в прочное звено.

Фундамент пирамиды это, конечно же, заведующий детским садом, который создает все необходимые условия для реализации задач. Следующее звено-старший воспитатель. Моя задача выполнять методическое обеспечение, связанное с реализацией поставленных задач. Вершина всех наших усилий и стараний – это педагоги.

Представленная мною работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. Результаты, полученные в процессе изучения, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы, и эти факторы взаимно усиливают друг друга.

Изучаемая проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативно влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находиться рядом с ними. Это и близкие, и друзья, а также воспитанники, которые вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно продолжить начатую работу, но уже с упором на коррекцию негативных последствий данного явления.

Чтобы помочь детям стать психологически здоровыми, нужно научить педагогов контролировать свое эмоциональное состояние, обучить их элементарным методам оздоровления. Ведь от самочувствия педагога зависит и самочувствие подрастающего поколения. Воспитатель не может быть наставником и пропагандистом здорового образа жизни детей и их родителей, если сам не следует этим истинам. Личный пример побуждает лучше всяких слов.

Публикации по теме:

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается.

Система методической работы в ДОУ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, Дальновидный воспитывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное выгорание. Здоровье педагога как профессиональная ценность. Опыт работы старшего воспитателя
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 10:10
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное выгорание. Здоровье педагога как профессиональная ценность. Опыт работы старшего воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Елена Польшина (УИ 49458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД