Анна Ненашева
Эмоциональный комфорт и физическое благополучие педагога посредством производственной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
"Ничего так не истощает
и не разрушает человека,
как продолжительное физическое бездействие".
Аристотель
Современный труд приводит к перегрузкам одних функциональных систем организма и недогрузкам других, что неблагоприятно сказывается на общей дееспособности человека. При длительном пребывании человека в положении сидя и малой двигательной активности снижается интенсивность обмена веществ у человека, кровообращения, появляется застой крови в органах малого таза, в ногах, слабеет мускулатура, ухудшается осанка.
Публикация «Эмоциональный комфорт и физическое благополучие педагога посредством производственной гимнастики» размещена в разделах
Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название производственная гимнастика.
Производственная гимнастика — набор элементарных физических упражнений, которые выполняются сотрудниками организации на рабочем месте и включаются в режим рабочего дня с целью повышения работоспособности, укрепления здоровья и предупреждения утомления сотрудников. Производственная гимнастика состоит из трех частей:
1. Выполнение упражнений сидя на стуле (подготовка организма);
2. Выполнение упражнений стоя (с большей интенсивностью);
3. Выполнение упражнений на восстановление и расслабление (элементы йоги, правильного дыхания).
Комплекс упражнений для производственной гимнастики составляется с учётом особенностей трудового процесса. Для воспитателей такими особенностями являются длительное пребывание «на ногах» и в положении сидя (век компьютеров). Кроме того, самым удобным временем для гимнастики оказывается «тихий час», когда дети уснули. Предлагаю вашему вниманию комплекс упражнений, который вы сможете выполнять с пользой для себя и, не мешая окружающим.
Упражнения, сидя на стуле.
1. И. п. сидя, спина прямая, ладони к голове сбоку. Выполнять отталкивающие движения головой вправо-влево. Руками оказывать «сопротивление».
2. И. п. ладони на лоб и на затылок. Выполнять отталкивающие движения вперёд-назад. Упражнения 1-2 способствуют укреплению мышц шеи, снимают напряжение.
3. И. п. руки в «замок» спереди. Тянуться руками вперёд, округлить спину.
4. И. п. руки на поясницу. Выполнять прогиб спины назад.
5. И. п. руки в «замок» поднять вверх. Выполнять наклоны в стороны. Упражнения 3-5 на растяжку и укрепление мышц спины.
6. И. п. ноги вытянуть вперёд, поставить на пятки, руки в «замок». Выполнять наклоны вперёд, спина прямая.
7. И. п. полусогнутые ноги приподнять, руками опереться о край стола. Выполнять «отжимания».
8. И. п. руками держаться за сидение стула. Поднимать и опускать прямые ноги, удерживая на счёт 1-2-3-4 с напряжением мышц, в т. ч. ягодичных.
9. И. п. руками держаться за сидение стула. Поднимать и опускать полусогнутые ноги, не касаясь ими пола. Упражнение на укрепление мышц пресса.
10. И. п. вытянуть ноги перед собой. Согнуть пальцы ног в «кулачок», разогнуть. Тянуть стопы на себя, от себя. Выполнить вращательные движения стопами. Это упражнение способствует лучшей циркуляции крови, т. о. является профилактикой варикоза.
Профессия воспитателя эмоциональна, насыщена общением, событиями, мероприятиями. Справиться с высокой психологической нагрузкой помогут дыхательные упражнения. Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 2. Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох, то попробуйте: глубоко выдохнуть; задержать дыхание так надолго, как сможете; сделать несколько глубоких вдохов; снова задержать дыхание.
Дыхательные техники:
– Маски релаксации для мышц лица (мышечное дыхание).
1. Маска удивления. И. П. : сидя, стоя. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И. П. : сидя, стоя. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И. П. : стоя, сидя. Одновременно с вдохом постепенно сжимать губы ("куриная гузка" или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И. П. : стоя, сидя. Чуть прищурить глаза, с вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта – маска смеха, с выдохом – расслабить напряженные мышцы.
– Упражнение “Успокаивающее дыхание” И. П. : Сидя, сделать вдох – живот выпячиваем вперёд (“надуть” живот) на счёт 1-2-3-4; задержка дыхания на счёт 1-2; выдох – живот втягиваем на счёт 1-2-3-4. (продолжительность 3-5 минут).
Будьте в форме! Спасибо за внимание!