МААМ-картинки

«Этнографическое воспитание дошкольников»

Елена Данилина
«Этнографическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Наше дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 рабочего поселка

Новоспасское Ульяновской области на протяжении многих лет работает по направлению «Этнографическое воспитание дошкольников»

Основными задачами нашего коллектива является формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских народных традиций, устного народного творчества, воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Публикация «„Этнографическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Совместно с родителями в детском саду создан мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с предметами быта (печкой, колыбелью, прялкой и прочей утварью). Здесь же находятся образцы национальных костюмов народов Поволжья: русских, татарских, мордовских, чувашских.

Целью создания музея на базе ДОУ явилось желание всех педагогов и родителей ознакомить детей с культурой, бытом и жизнедеятельностью русского народа в недалеком прошлом.

Создавая этот мини-музей, сотрудники детского сада попробовали себя в роли дизайнеров, художников, музейных работников, историков.

Детский сад проводит большую работу по музейной педагогике, эта работа требует систематизации, поэтому педагогами и было выбрано направление – этнографическое воспитание дошкольников.

Этнографическое воспитание – это процесс ознакомления с жизнью народов. Оно направлено на познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально – нравственное развитие ребёнка.

Каждый человек знает историю своей жизни. Некоторые знают историю своей семьи и рода. И уже совсем мало кому известна история своего края, своей малой родины, людей, населяющих родные места. Эту проблему и помогает решать этнографического воспитания, в основе которого лежит наука этнография.

Основой этнографического воспитания в детском саду является богатый краеведческий материал, который, сегодня даёт возможность осознавать место своей малой родины, своей страны на Земле, значение каждого отдельного человека и каждого отдельного народа в истории человечества.

Высокая задача музейной педагогики в том, чтобы воспитывать в дошкольниках граждан, которые будут бережно относиться к своему прошлому, к культуре своего народа.

Музей не предлагает готовые истины, а приглашает ребёнка к диалогу, заставляет фантазировать, стимулирует формирование его собственной оценки и пробуждает его творческую активность.

Только подлинные экспонаты способствуют формированию у детей бережного отношения к предметам истории, осознания их ценности.

В нашем детском саду интересно проводятся фольклорные праздники «Колядки», «Масленица», «Пасха», «Веселая ярмарка», «В гостях у солнышка», «Дружат дети на планете» под руководством музыкального руководителя детского сада Зиминой Н. А.

Педагоги и воспитанники детского сада неоднократно принимали участие в Пасхальных фестивалях, фольклорных фестивалях районного уровня и занимали призовые места.

Педагогики разучивают с детьми колыбельные, прибаутки, потешки, заклички, сказки, колядки поэтапно формируют интерес к русскому фольклору, показывают красоту русского языка через произведения устного народного творчества, выраженную в песнях, припевках, обрядах, сказках.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству осуществляется в процессе изобразительной, музыкальной, познавательно – речевой и трудовой деятельности, на физкультурных занятиях, на прогулке.

Посильное участие детей в сборе фольклорного материала в ближайшем окружении побуждает их к творческой деятельности.

Воспитателями и родителями оформлены альбомы к русским народным песенкам, потешкам, загадкам.

Знакомясь с национальными костюмами, дети узнают о символах, оберегах, использующихся при постройке и убранстве избы, изготовление домашней утвари. Об этих секретах, обрядах, народном календаре, поверьях рассказывают на своих занятиях педагоги («В гостях у хозяюшки» - воспитатель Рамазанова Н. А., «Кукла – закрутка» воспитатель Гаврилова Т. В., «Путешествие за волшебным клубочком» воспитатель Мельникова Н. М., «Роспись пасхальных яиц», «Хохломские ковши-птицы» воспитатель Макарова О. М., «Ремесла нашего народа» воспитатель Петрунина О. В.)

Основная задача музейной педагогики состоит не в простом разучивании фольклорных произведений, а в том, чтобы через звук, движение, пластику дети творчески усваивали заложенную в произведениях народного искусства духовную энергию, переживания далёких эпох и ощущали бы в этих произведениях события давних лет, созвучные тому, что мы сейчас считаем нравственными ценностями.

Работа проводится не только с детьми, но много внимания уделяется образованию родителей в форме консультаций, бесед, музыкальных фольклорных праздников.

Дошкольники с удовольствием посещают мини-музей «Русская изба» и местный краеведческий музей. Они пробуют работать на ткацком станке, писать пером и чернилами, изготавливают своими руками куклы – обереги из ниток и тряпочек, вкладывают в них всё тепло своей души и загадывают, чтобы было у всех здоровье, и в каждом доме царили мир, счастье и покой.

Невозможно на вербальном уровне объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов, таких, как прялка, кадка, ступа, ухват, кочерга, коромысло. Только увиденное своими глазами, обыгранное в процессе игры – занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.

Приобретая личный опыт общения с предметами старины, дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях.

К концу дошкольного детства воспитанники овладевают основами музейной культуры: они умеют слушать, становятся естественными и раскованными в диалогах, прекрасно общаются, проводят мини-экскурсии в музее для своих сверстников, способны воспринимать и сопереживать. Через соприкосновение к истокам родной культуры дети становятся более подготовленными для того, чтобы войти в культуру общечеловеческую.

Основой воспитания подрастающего поколения является родительский дом, дошкольные учреждения, школы, институты и общество в целом. Мы считаем, что этнографическое воспитание и мини-музей «Русская изба» являются составной частью в институте воспитания и развития ребенка. Ведь без знания прошлого хотя бы своего народа, у человека не будет базы, фундамента знаний. На основе этих знаний ребенок в дальнейшем будет делать личные выводы, строить правильное гуманное общество, и по праву называться человеком.

Зная свое прошлое, человек строит свое будущее.

Публикации по теме:

«Край родной мой-Зауралье» (экскурсия в музей) Задачи: 1) формирование и развитие познавательного интереса к историческому прошлому, настоящему и будущему Курганской области; 2) воспитание.

Образовательный проект «Моя Родина — Новоспасское» Паспорт проекта. Вид проекта: творческо-информационный. Продолжительность проекта: годовой. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Этнографическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 17 сентября 2014 в 14:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Этнографическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Данилина (УИ 239454) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД