Татьяна Кузьмичева
Консультация «Здоровьезбережение»
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьезбережение»
Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного физического и социального развития ребёнка. Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, адаптации его к влияниям природной и социальной среды. Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребёнка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Поэтому задачи сохранения и укрепления здоровья детей - самые актуальные. Во многом здоровьеребенка зависит от взрослых – родителей и педагогов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на решение следующих задач:
Публикация «Консультация „Здоровьезбережение“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Условиями эффективного сотрудничества с родителями являются:
- Наличие системы работы дошкольного образовательного учреждения по основным направлениям приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
- Компетентность педагогов ДОУ в вопросах сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников, в т. ч. коммуникативной компетенции.
- Дифференцированный подход ДОУ к работе с родителями.
В соответствии с этими положениями и условиями в детском саду используются разнообразные формы работы с семьёй.
Информационно-аналитические: индивидуальные беседы, индивидуальные консультации воспитателя или специалиста, анкетирование, социологические опросы и др., что позволяет проанализировать условия и образ жизни семей воспитанников ДОУ, спланировать дифференцированную работу.
Чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, его полноценную социализацию, физическую подготовку, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе, педагогам и родителям важно быть партнерами в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Родители имеют уникальную возможность получить грамотную консультацию специалистов – руководителя ДОУ, медицинской сестры, врача, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, старшего воспитателя. Консультации планируются на учебный год. Предусматриваются наглядные и устные: подгрупповые и индивидуальные. Тематика их разнообразна, учитываются пожелания родителей. На подгрупповые консультации родители приглашаются, на индивидуальные ведется предварительнаядоговоренность со специалистом.
Консультации способствуют повышению психолого-педагогической культуры, пересмотру жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Родители могут рассчитывать на компетентную помощь грамотного специалиста в любой ситуации.
Консультации медсестры всегда востребованы, так как позволяют родителям знакомиться с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития. Медицинским работником ведется целенаправленная санитарно-просветительская работа, пропагандирующая общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.
Наилучший способ помочь детям – это помочь их родителям. Консультации педагога-психолога способствуют не только педагогическому просвещению родителей, но и психологическому сопровождению семьи в определенный период, психологической подготовке детей к обучению в школе, гармонизации детско-родительскихотношений: «Слушать ребёнка. Как?», «Что такое моя семья», «Семья – это слово родное», «Искусство быть отцом» и др.
Информационно-наглядные: «Азбука здоровья» - наглядная информация на стендах и сайте ДОУ, папки-передвижки, рекомендации по профилактике заболеваний, физическому воспитанию и укреплению здоровья, закаливанию, памятки, буклеты, фотовыставки «Мы со спортом крепко дружим!», «Малыши-крепыши делают зарядку!»,«Воспитание здорового ребенка», «Здоровье ребенка – в чьих оно руках?»
Наглядно-информационные: информационные проспекты, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры непосредственно образовательной и других видов двигательной и оздоровительной деятельности детей, закаливающих процедур, режимных моментов, просмотр видеозаписей, мультимедийных презентаций, фотогазет. Дни открытых дверей пользуются среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяют увидеть реальные достижения своего ребенка. Открытые мероприятия позволяют увидеть, как общаются педагоги с детьми, использовать их положительный опыт, осознать свои успехи и недочеты, поделиться своими наблюдениями и достижениями. Цели открытых просмотровразнообразны в зависимости от вида и темы мероприятия, детской деятельности, но основная задача – создание команды единомышленников, формирование готовности к эффективному взаимодействию педагогов и родителей, так как отэффективности сотрудничества педагогов и родителей зависит состояние здоровья, уровень развития и качество подготовки ребенка к школе.
Эффективной формой сотрудничества являются встречи в родительском клубе. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем, с тем, чтобы каждый родитель сам мог выбрать наиболее интересную для себя тему встречи. В проведении встреч в семейном клубе принимают участие педагоги детского сада, медицинские работники, приглашенные специалисты медицинских, культурных, образовательных учреждений. В клубе у каждого из родителей есть возможность почувствовать себя ребенком и поиграть, обменяться опытом положительного семейного воспитания, задать интересующие вопросы, научиться элементарным методам и приемамоздоровления, воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, объединиться в дружный родительский коллектив. Досуговые: совместные досуги,«Дни здоровья», спортивные праздники и развлечения. Совместные досуговые мероприятия повышают компетентность родителей в воспитании здоровой и физически развитой личности, а также повышают авторитет, укрепляют роль влияния положительного примера взрослых, служат источником формирования добрых семейных традиций.
Таким образом, в тесном содружестве с родителями воспитанников в детском саду целенаправленно используются здоровьесберегающие технологии, которые обеспечивают высокий уровень реального здоровья дошкольнику; способствуют воспитанию у детей культуры здоровья; формируют представления о здоровье как ценности; повышают мотивацию на ведение здорового образа жизни.
У родителей значительно повышается ответственность за воспитаниездорового ребенка, появляется желание сотрудничать с педагогами детского сада, желание создавать и укреплять добрые семейные традиции активного здорового отдыха.