Елена Румянцева
Консультация для педагогов «Здоровые дети — здоровое будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Румянцева Е. Ю.
Воспитатель ГБДОУ № 46
Компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербург.
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему и нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
Публикация «Консультация для педагогов „Здоровые дети — здоровое будущее“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма. В этом возрасте формируются движения, осанка, формируются физические качества. Приобретаются привычки, представления, черты характера, жизненные установки, которые в будущем сформируют потребность в здоровом образе жизни.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.
В последние годы государственной политикой особое внимание уделяется охране здоровья детей, созданию комфортной развивающей среды, разработке и внедрению в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с ФГОС ДО большое значение придается рациональной организации двигательной активности дошкольников, систематическим физкультурным занятиям, различным оздоровительным мероприятиям, которые направлены на оздоровление ребенка, а также обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Валентина Андриановна Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма».
Развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование сердечнососудистой и дыхательной системы – необходимые условия для нормально роста и развития детского организма.
Понимая актуальность данной проблемы, работая с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ я все время нахожусь в поиске эффективных путей укрепления физического здоровья детей как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста, элементов таких технологий,.
…как детский пилатес, суставная гимнастика, ЛФК.
Сегодня я более пожробно расскажу о применении элементов этих технологий в своей деятельности.
Суставная гимнастика, по методу доктора Сергея Бубновского и доктора Мирзакарима Норбекова дает необходимую человеку дневную мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, тела, живота, предупреждает возникновение жировых отложений, укрепляет и разрабатывает суставы, освобождает от отложения солей, укрепляет костную систему, делает гибким позвоночник. Кроме того, гимнастика дает и психологический эффект: повышает активность, дает прилив бодрости, устраняет хандру и меланхолию, улучшает настроение. Комплекс упражнений для суставов выполняется без отягощений в спокойном размеренном темпе. Суставная гимнастика помогает подготовить суставы, связки и мышечный аппарат дл физических упражнений, что в дальнейшем поможет избежать различного вида травм. И для детей дошкольного возраста суставная гимнастика может стать основой физического развития.
Пилатес - это разновидность фитнеса, включающая в себя комплекс физических упражнений на все группы мышц. Эту систему упражнений разработал Джозеф Пилатес в начале 20 века.
Практика пилатес открывает детям мир здоровья и спорта, повышает стрессоустойчивость, снижает детскую нервозность. Особенно полезен пилатес, для тревожных и гиперактивных детей, его особая техника выполнения упражнений, помогает достичь расслабления. В процессе выполнений упражнений укрепляются мышцы тела, формируется крепкий мышечный корсет, развиваются координация, гибкость, равновесие. Упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения.
Лечебная физкультура
Большой вклад в создание лечебной физкультуры (корни которой уходят в Древний Китай) внесли такие советские учёные как Н. А. Семашко, В. Н. Мошков, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие в 20-30 годах прошлого столетия.
Регулярные занятия ЛФК препятствуют возникновению у детей многих распространенных заболеваний: сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки, искривления ног, расстройства желудочно-кишечного тракта, бронхиты и т. д. Ввследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Лечебная физкультура положительно влияет на дыхательную, сердечно-сосудистую системы, координацию ребенка. Одной из целей ЛФК является укрепление мышц, связок и суставов, что приводит к коррекции и профилактике нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия лечебной физкультурой укрепляют иммунитет, что снижает риск возникновения многих заболеваний, делают ребенка более уверенным в себе, менее подверженным стрессу, развивают интеллект, предотвращают возможное появление травм.
В процессе использования описанных технологий при проведении Физкультурно- оздоровительной работы в единстве решаются оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи образовательной области «Физическое развитие». В результате происходит разностороннее развитие ребенка: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие, формируется психофизическая готовность к школьному обучению.
Подводя итог своему выступлению, хочется сделать следующие выводы:
Во-первых, важность физического воспитания и охраны здоровья детей не вызывает сомнений, и данная задача является первоочередной в дошкольном воспитании
Во-вторых, существует необходимость комплексного и системного подходов к коррекции недостатков двигательного развития детей дошкольного возраста
В-третьих - в образовательном процессе необходимо последовательно и систематически использовать современные здоровьесберегающие технологии оздоровительной работы с детьми
И в завершение хочется привести простые слова Тургенева: «Счастье – как здоровье : когда его не замечаешь, значит, оно есть».
Спасибо за внимание!