Елена Александровна Лескова
«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в оздоровительной группе в день Здоровья
Тема: «Здоровые уши»
Цель:
Познакомить детей со строением и значением органа слуха.
Дать простейшие понятия о строении и функциональности уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; обсудить вопросы гигиены слуха; продолжать формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов.
Оборудование:
У каждого ребё нка: воронка склеенная из плотной бумаги.
Публикация «„Здоровые уши“, Занятие-беседа о здоровье» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
У педагога: пластмассовая воронка, вода, плотная бумага или картон, которые не размокнут в воде, ширма и предметы для эксперимента: чайная ложка, 2 стакана, ножницы, спички, баночка с рисом, бумажный лист, канцелярский зажим, камешки, бубен.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульчиках перед столом, на котором стоит ширма.
В начале занятия прочесть (полушёпотом) стихотворение (С. Волкова)
«Слух человека»
Шелестит листвой берёзка.
Фыр – фыр – фыр! – летит стрекозка
Фьють – фьють – фьють!– поёт пичужка.
Ж – ж – ж! – жужжит над ухом мушка.
Чтоб слышать звуки эти
(знают взрослые и дети,
У людей и зверушек
Есть по паре чутких ушек!
Ушки звуки различают,
Они слышать помогают!
У человека для улавливания и различия звуков существует специальный орган – ухо. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим. Услышанные сигналы (звуки) передаются в специальный отдел мозга по нервам. А теперь подумайте и ответьте:
1. Для чего человеку нужен слух? (Чтобы слышать всё вокруг. Чтобы голова была красивая. Чтобы слышать природу вокруг. Уши должны быть у человека, так природа создала).
2. Посмотрите на рисунок (ст. 13) и скажите: какие звуки может воспринимать человеческое ухо? (Пение птиц, звук гитары, как трещат ветки в костре, звуки леса, шум листвы, шум ветра в деревьях, шелест травы, пение по гитару, всплеск реки (когда рыба плескается).
Молодцы, ваши глаза очень зоркие, каждую деталь заметили, а ваша фантазия подсказала вам, что не далеко от ребят протекает река.
А теперь послушайте, как интересно написала С. Шукшина про строение нашего уха.
Устройство уха.
Ушки звуки ловят чутко. Их отправят в сложный путь
По наружному каналу, через тоненькую плёнку.
Что зовётся перепонка, дальше вглубь.
Молоточек постучит там по наковальне,
Звук за стремечком бежит и стремится дале.
Встретит здесь его улитка не простая, скоростная.
Что различные сигналы быстро в мозг передаёт.
Мозг их быстро расшифрует и решит, что надо делать:
Может, слушать тихо сказку, подпевать весёлой песне
Или же от злой собаки быстро – быстро убегать.
Ухо состоит из трё х частей: наружное (ушная раковина и слуховой канал, среднее (молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, соединяющая среднее ухо с носоглоткой, внутреннее (улитка, три полукружных канала). Между наружным и средним ухом натянута барабанная перепонка.
Давайте рассмотрим ухо друг друга. Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяетесь ролями. Что видно снаружи? (Овал с извилистыми линиями и с ямой внутри. Выемки и впадины). То, что вы описали, называется ушная раковина. Что вы ещё видите? (Глубокая ямка, уходящая вглубь головы.)
Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (Почувствовали то, что палец далеко нельзя протолкнуть. И то, что там какое то вещество внутри уха.)Кто знает, как это вещество называется? (Сера.)
А для чего она нужна? Хорошо, не буду вас томить ожиданием, расскажу об этом веществе. Чтобы в слуховой проход не проникала пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается? (Человек может потерять слух, стать глухим. Когда много серы, человек может заболеть – ухо может опухнуть.)
У вас получилось добраться пальчиком до конца прохода уха? (Нет.) природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая - тонкая плёночка. Она называется перепонкой.
Перепонка очень тонкая и повредить её очень легко, если засунуть глубоко в ухо спичку или булавку. Повредить легко, а починить перепонку нельзя, так и можно остаться глухим на всю жизнь. Давайте поиграем в игру: «Слышу- не слышу».
Правила таковы: Я буду произносить различные слова, причём каждое последующее слово буду произносить более тихим голосом и вы должны мне его повторить, чтоб я убедилась, правильно ли вы его услышали. Затем я усложню задание: надо закрыть уши ватным тампоном и я произнесу ещё несколько слов, а вы мне расскажите, когда вы наиболее чё тко слышали слова: без ваты или с ватой? (без ваты). Почему? (потому что без ваты, звук шёл в открытое ухо, и ни чего ему не мешало, а с ватой хуже, потому что вата закрывала проход и мешала звуку пробиться до перепонки). Хорошо, молодцы.
А теперь рассмотрите картинку, и назовите, из чего состоит ухо, кто запомнил? При внимательном осмотре можно без труда догадаться, где здесь молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, улитка, три полукружных канала, барабанная перепонка и сама ушная раковина.
И с этим заданием справились, умнички.
Про строение уха мы поговорили, о том для чего нам уши тоже поговорили, про что же мы забыли, ребята, с вами поговорить? (Про то, как беречь уши). Правильно, точно подметили. Вот послушайте диалог пациента и доктора (Э. Мошковская).
Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть?
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор: - Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже…еже…ежедневно!
А вы, согласны с доктором? (да)
Посмотрите ребята на рисунок, и скажите, влияет ли поведение детей в группе на слух? И как (Влияет и очень сильно. Дети кричат, громко смеются, может от этого заболеть голова, а ещё начаться воспаление уха, это когда в ухе «стреляет»). Значит как нужно вести себя в группе, чтобы избежать таких неприятностей (Нужно разговаривать вполголоса, не кричать, не бегать и стараться не шуметь). Молодцы, знаете правила хорошего слуха. Вот послушайте, какое замечательное стихотворения написала С. Шукшина про то, как беречь свой и чужой слух.
Не кричите слишком громко,
Вас и так прекрасно слышно,
Как вполголоса, спокойно,
вы ведёте свой рассказ.
Не включайте до предела
Плеер, радио и телевизор,-
Тотчас все соседи в доме
Затыкают нервно уши
И стучат в ответ по трубам,
Чтобы стало чуть потише.
Громкий звук – беда для слуха.
Вы не сможете услышать
Громкий рокот самолёта,
Дивной трели соловья.
И, о ужас, голос мамы
Вы совсем не разберёте.
Оттого, что так бездумно
Относились долго к слуху,
Можете вы очень скоро
Стать глухими навсегда.
Печальная история, не правда ли? Интересно, ребята, а вы умеете различать звуки (да). Хотите поиграть в игру «Кто больше услышит звуков?»(да). Тогда нужно позвать в группу тишину, для того чтобы правильно определить источник звука.
Я, стоя за ширмой, произвожу следующие действия:
- переливаю воду из стакана в стакан;
- мешаю воду чайной ложкой в стакане;
- сминаю бумагу;
- режу бумагу ножницами;
- трясу коробочкой, в которой рис, затем коробочкой, в которой фасоль;
- зажигаю спичку;
- щёлкаю канцелярской скрепкой – крепителем;
- щёлкаю пальцами;
- трясу бубен;
- звеню в колокольчик.
Дети без труда отгадывают многие звуки, лишь звуки : скрепки – крепителя, риса и фасоли в коробочке, вызывают у детей затруднения в ответе. Я прихожу им на помощь и показываю предметы, издающие такие необычные звуки.
Какой у вас, ребята, чуткий слух. Вы определили очень много источников звука, получается вы бережёте свои уши, поэтому и слышите хорошо, а вот я знаю одного мальчика, который не берёг свои уши, и вот что он мне поведал (С. Шукшина).
Я вчера гулял без шапки,
Холод был, но я терпел.
А сегодня я в кроватке,-
Ну, конечно, заболел.
Уши у меня «стреляют»,
Просто как из пушки бьют.
Боль терплю, изнемогая,
Помогите чем-нибудь.
Доктор выписал лекарство-
Капли в уши и тепло.
Я на всё уже согласен,
Лишь бы только помогло.
С честью выдержал леченье,
Я теперь почти здоров.
В прошлом все мои мученья,
Снова я гулять готов!
Но теперь без тёплой шапки
На мороз я не пойду.
Уши будут пусть в порядке,
Их, ребята, берегу.
И так, вы достаточно взрослые дети и много знаете про уши, предлагаю вместе составить «Правила хорошего слуха» и отдать детям из старшей и средней группы.
- Ничего не засовывай в ухо!
- Не кричи громко!
- Не слушай громкую музыку в наушниках!
- Избегай простудных заболеваний!
- Мой уши, после чего тщательно и насухо вытирай их!
- Не чисти уши при помощи спички, булавки и другого заострённого предмета! Это может привести к повреждению барабанной перепонки и глухоте!
Вот и подошло к концу наше занятие, давайте вспомним, о чём сегодня мы с вами говорили. Как вы думаете, уши – важный орган? (да). Зачем они нам нужны? (Уши позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать плеер и телевизор, избегать несчастных случаев и др.)
Нужно ли их беречь? (да.) А как? (мыть уши, не кричать громко, не заталкивать посторонние предметы, надевать шапку, если на улице холодно).