Папки-передвижки

«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье

Елена Александровна Лескова
«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие в оздоровительной группе в день Здоровья

Тема: «Здоровые уши»

Цель:

Познакомить детей со строением и значением органа слуха.

Дать простейшие понятия о строении и функциональности уха; показать значимость этого органа для человека; познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха; обсудить вопросы гигиены слуха; продолжать формирование способности к наблюдению и самонаблюдению, к анализу полученных результатов.

Оборудование:

У каждого ребё нка: воронка склеенная из плотной бумаги.

Публикация «„Здоровые уши“, Занятие-беседа о здоровье» размещена в разделах

У педагога: пластмассовая воронка, вода, плотная бумага или картон, которые не размокнут в воде, ширма и предметы для эксперимента: чайная ложка, 2 стакана, ножницы, спички, баночка с рисом, бумажный лист, канцелярский зажим, камешки, бубен.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульчиках перед столом, на котором стоит ширма.

В начале занятия прочесть (полушёпотом) стихотворение (С. Волкова)

«Слух человека»

Шелестит листвой берёзка.

Фыр – фыр – фыр! – летит стрекозка

Фьють – фьють – фьють!– поёт пичужка.

Ж – ж – ж! – жужжит над ухом мушка.

Чтоб слышать звуки эти

(знают взрослые и дети,

У людей и зверушек

Есть по паре чутких ушек!

Ушки звуки различают,

Они слышать помогают!

У человека для улавливания и различия звуков существует специальный орган – ухо. Уши постоянно воспринимают окружающие звуки, даже когда мы спим. Услышанные сигналы (звуки) передаются в специальный отдел мозга по нервам. А теперь подумайте и ответьте:

1. Для чего человеку нужен слух? (Чтобы слышать всё вокруг. Чтобы голова была красивая. Чтобы слышать природу вокруг. Уши должны быть у человека, так природа создала).

2. Посмотрите на рисунок (ст. 13) и скажите: какие звуки может воспринимать человеческое ухо? (Пение птиц, звук гитары, как трещат ветки в костре, звуки леса, шум листвы, шум ветра в деревьях, шелест травы, пение по гитару, всплеск реки (когда рыба плескается).

Молодцы, ваши глаза очень зоркие, каждую деталь заметили, а ваша фантазия подсказала вам, что не далеко от ребят протекает река.

А теперь послушайте, как интересно написала С. Шукшина про строение нашего уха.

Устройство уха.

Ушки звуки ловят чутко. Их отправят в сложный путь

По наружному каналу, через тоненькую плёнку.

Что зовётся перепонка, дальше вглубь.

Молоточек постучит там по наковальне,

Звук за стремечком бежит и стремится дале.

Встретит здесь его улитка не простая, скоростная.

Что различные сигналы быстро в мозг передаёт.

Мозг их быстро расшифрует и решит, что надо делать:

Может, слушать тихо сказку, подпевать весёлой песне

Или же от злой собаки быстро – быстро убегать.

Ухо состоит из трё х частей: наружное (ушная раковина и слуховой канал, среднее (молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, соединяющая среднее ухо с носоглоткой, внутреннее (улитка, три полукружных канала). Между наружным и средним ухом натянута барабанная перепонка.

Давайте рассмотрим ухо друг друга. Те, кто сидит справа, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяетесь ролями. Что видно снаружи? (Овал с извилистыми линиями и с ямой внутри. Выемки и впадины). То, что вы описали, называется ушная раковина. Что вы ещё видите? (Глубокая ямка, уходящая вглубь головы.)

Обследуйте своё ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (Почувствовали то, что палец далеко нельзя протолкнуть. И то, что там какое то вещество внутри уха.)Кто знает, как это вещество называется? (Сера.)

А для чего она нужна? Хорошо, не буду вас томить ожиданием, расскажу об этом веществе. Чтобы в слуховой проход не проникала пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. Я видела одного мальчика, который не любил мыть уши. В его ушах скапливалось очень много грязи. А чем это вредно, кто догадается? (Человек может потерять слух, стать глухим. Когда много серы, человек может заболеть – ухо может опухнуть.)

У вас получилось добраться пальчиком до конца прохода уха? (Нет.) природа сделала так, чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая - тонкая плёночка. Она называется перепонкой.

Перепонка очень тонкая и повредить её очень легко, если засунуть глубоко в ухо спичку или булавку. Повредить легко, а починить перепонку нельзя, так и можно остаться глухим на всю жизнь. Давайте поиграем в игру: «Слышу- не слышу».

Правила таковы: Я буду произносить различные слова, причём каждое последующее слово буду произносить более тихим голосом и вы должны мне его повторить, чтоб я убедилась, правильно ли вы его услышали. Затем я усложню задание: надо закрыть уши ватным тампоном и я произнесу ещё несколько слов, а вы мне расскажите, когда вы наиболее чё тко слышали слова: без ваты или с ватой? (без ваты). Почему? (потому что без ваты, звук шёл в открытое ухо, и ни чего ему не мешало, а с ватой хуже, потому что вата закрывала проход и мешала звуку пробиться до перепонки). Хорошо, молодцы.

А теперь рассмотрите картинку, и назовите, из чего состоит ухо, кто запомнил? При внимательном осмотре можно без труда догадаться, где здесь молоточек, наковальня, стремечко, специальная трубка, улитка, три полукружных канала, барабанная перепонка и сама ушная раковина.

И с этим заданием справились, умнички.

Про строение уха мы поговорили, о том для чего нам уши тоже поговорили, про что же мы забыли, ребята, с вами поговорить? (Про то, как беречь уши). Правильно, точно подметили. Вот послушайте диалог пациента и доктора (Э. Мошковская).

Доктор, доктор, как нам быть?

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор: - Еже!

Отвечает доктор гневно:

- Еже…еже…ежедневно!

А вы, согласны с доктором? (да)

Посмотрите ребята на рисунок, и скажите, влияет ли поведение детей в группе на слух? И как (Влияет и очень сильно. Дети кричат, громко смеются, может от этого заболеть голова, а ещё начаться воспаление уха, это когда в ухе «стреляет»). Значит как нужно вести себя в группе, чтобы избежать таких неприятностей (Нужно разговаривать вполголоса, не кричать, не бегать и стараться не шуметь). Молодцы, знаете правила хорошего слуха. Вот послушайте, какое замечательное стихотворения написала С. Шукшина про то, как беречь свой и чужой слух.

Не кричите слишком громко,

Вас и так прекрасно слышно,

Как вполголоса, спокойно,

вы ведёте свой рассказ.

Не включайте до предела

Плеер, радио и телевизор,-

Тотчас все соседи в доме

Затыкают нервно уши

И стучат в ответ по трубам,

Чтобы стало чуть потише.

Громкий звук – беда для слуха.

Вы не сможете услышать

Громкий рокот самолёта,

Дивной трели соловья.

И, о ужас, голос мамы

Вы совсем не разберёте.

Оттого, что так бездумно

Относились долго к слуху,

Можете вы очень скоро

Стать глухими навсегда.

Печальная история, не правда ли? Интересно, ребята, а вы умеете различать звуки (да). Хотите поиграть в игру «Кто больше услышит звуков?»(да). Тогда нужно позвать в группу тишину, для того чтобы правильно определить источник звука.

Я, стоя за ширмой, произвожу следующие действия:

- переливаю воду из стакана в стакан;

- мешаю воду чайной ложкой в стакане;

- сминаю бумагу;

- режу бумагу ножницами;

- трясу коробочкой, в которой рис, затем коробочкой, в которой фасоль;

- зажигаю спичку;

- щёлкаю канцелярской скрепкой – крепителем;

- щёлкаю пальцами;

- трясу бубен;

- звеню в колокольчик.

Дети без труда отгадывают многие звуки, лишь звуки : скрепки – крепителя, риса и фасоли в коробочке, вызывают у детей затруднения в ответе. Я прихожу им на помощь и показываю предметы, издающие такие необычные звуки.

Какой у вас, ребята, чуткий слух. Вы определили очень много источников звука, получается вы бережёте свои уши, поэтому и слышите хорошо, а вот я знаю одного мальчика, который не берёг свои уши, и вот что он мне поведал (С. Шукшина).

Я вчера гулял без шапки,

Холод был, но я терпел.

А сегодня я в кроватке,-

Ну, конечно, заболел.

Уши у меня «стреляют»,

Просто как из пушки бьют.

Боль терплю, изнемогая,

Помогите чем-нибудь.

Доктор выписал лекарство-

Капли в уши и тепло.

Я на всё уже согласен,

Лишь бы только помогло.

С честью выдержал леченье,

Я теперь почти здоров.

В прошлом все мои мученья,

Снова я гулять готов!

Но теперь без тёплой шапки

На мороз я не пойду.

Уши будут пусть в порядке,

Их, ребята, берегу.

И так, вы достаточно взрослые дети и много знаете про уши, предлагаю вместе составить «Правила хорошего слуха» и отдать детям из старшей и средней группы.

- Ничего не засовывай в ухо!

- Не кричи громко!

- Не слушай громкую музыку в наушниках!

- Избегай простудных заболеваний!

- Мой уши, после чего тщательно и насухо вытирай их!

- Не чисти уши при помощи спички, булавки и другого заострённого предмета! Это может привести к повреждению барабанной перепонки и глухоте!

Вот и подошло к концу наше занятие, давайте вспомним, о чём сегодня мы с вами говорили. Как вы думаете, уши – важный орган? (да). Зачем они нам нужны? (Уши позволяют слышать, определять направление звуков и расстояние до предметов, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать плеер и телевизор, избегать несчастных случаев и др.)

Нужно ли их беречь? (да.) А как? (мыть уши, не кричать громко, не заталкивать посторонние предметы, надевать шапку, если на улице холодно).

Публикации по теме:

Учебно-поисковая лаборатория «Особые дети». Тема: «Нарушение слуха» Слух это величайший дар, которым природа наградила человека. Без слуха невозможно полноценное общение с миром вокруг. Благодаря слуху мы.

Воспитание навыков здорового образа жизни у дошкольников. Занятие по ЗОЖ для детей средней группы «Чем мы слышим» «Чем мы слышим». Цель: • Расширять знания детей о строении организма человека. • Познакомить со строением нашего уха. • Дать знания о том,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье
Опубликовано: 19 октября 2014 в 13:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Здоровые уши». Занятие-беседа о здоровье» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александровна Лескова (УИ 196768) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД