«Жаворонки» Конспект интегрированного занятия по музыкально — изобразительной деятельности для детей 4–6 лет

Елена Сидорова
«Жаворонки» Конспект интегрированного занятия по музыкально — изобразительной деятельности для детей 4–6 лет

20 марта - день весеннего равноденствия, встреча весны.

«Жаворонки» Конспект интегрированного занятия по музыкально — изобразительной деятельности для детей 4–6 лет

Цель: - прививать любовь к родной земле, её прошлому, настоящему.

Задачи:

- расширять кругозор детей, познакомить с народной традицией встречать весну;

- познакомить детей с ритуальной выпечкой – жаворонками;

- научить приёмам лепки жаворонков из теста;

- развивать умение музыкальной импровизации.

Ход занятия

Часть групповой комнаты, или зала оформлено в фольклорном стиле. Звучит аудиозапись песенок – веснянок, у самовара две весёлые хозяюшки - казачки Семёновна и Мироновна. Дети и воспитатель стучатся в дверь и входят.

Воспитатель и дети- Утро доброе, хозяюшки.

Позвольте в хату войти,

В хату войти,

Да на лавочку сесть.

Семёновна- Проходите детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.

Мироновна- Присаживайтесь, да к нашей хате приглядывайтесь.

Семёновна- Наша хата мала, да ровно тепла.

На дворе капель, так и у нас тепель!

Воспитатель- Мы веснянки услыхали

И к вам в гости прибежали!

Мироновна- Где веснянки поют – там и весело живут.

Правда, Семеновна?

Семёновна- Правда, Мироновна!

А не рассказать ли нам детям сказку?

Или небылицу?

Мироновна- Нет, лучше быль, про то, как люди в старину на Кубани веселились, игры играли да весну встречали…

Семёновна- Ну что ж, можно и небылицу, а можно и бывальщину. В старину много обычаев да праздников было. Иных и не упомнишь уже. В те времена умел народ радоваться и веселиться. Молодые мы тогда с Матреновной были, да вот как вы сейчас. Помнишь Мироновна?

Мироновна - Помню, Семеновна… Пожаловала к нам, в наш родимый край, Весна. Да не та весна – обманщица, у которой солнышко вперемешку с ветром студеным, дождиком колючим и морозцем трескучим, а пожаловала Весна – красна! Махнула она одним рукавом – расстелила кругом ковры зеленые, да цветы расписные. Махнула другим – водрузила на трон небесный солнце ясное, солнце красное.

(В это время демонстрирует рушник, вышитый цветами и растительным орнаментом.)

Мироновна - Полетели по небу птицы дивные, распрекрасные. (Демонстрирует ветку с прикрепленными к ней бумажными птичками – жаворонками.)

Семёновна - И кликнула тогда Весна – красна:

"Эй, казаки да казачки! Я – Весна – красна, вам тепла принесла! Будет вам по хатам сидеть! Выходите на улицу веселиться, играть, да песни петь!

Мироновна- Думал народ, как Весну – красну благодарить за солнце, тепло, ласку. И запел на весь свет «Весну – красну». Я буду петь, а вы - помогайте, весело подпевайте! Вот так (поёт): "Весна-красна на весь свет!"

Казачья припевка «Прилетели жаворонки».

Мироновна запевает, дети подхватывают:

1. Ой, прилетели жаворонки

(все) – Весна – красна на весь свет!

2. Ой, приносили желудочки

(все) – Весна – красна на весь свет!

3. Ой, уронили, потеряли

(все) – Весна – красна на весь свет!

4. Скоро дудочки тут вырастали

(все) – Весна – красна на весь свет!

Мироновна- А вы, детушки милые, детушки румяные да улыбчивые, рады ли вы, что Весна – красна и к вам пришла? Так давайте с вами на радостях веселый перепляс устроим. Будем ладошками солнышко звать, да ему рукоплескать. А как музыка замолкнет – сразу птичий гомон начинайте: кто вороном покаркает, кто соловушкой посвистит, кто воробушком почирикает, а кто и на свистульке посвистит. Пока музыка играет, вы танцуйте, а как музыка смолкнет - птицами становитесь! Начинаем веселый перепляс да пересвист.

Игра- пляска (импровизация) с музыкальными инструментами.

Звучит любая плясовая, например кубанская песня «Трава, моя трава», дети пляшут. По окончанию звучания музыки с помощью свистулек, дудочек изображают пение птиц.

Мироновна- Славно поплясали, славно птичками пощебетали. Даже на улице стало теплее, а на сердце веселее! Вот ещё бы таких птичек из теста вылепить, как в старину.

Семёновна-А отчего же не вылепить, если тесто почти готово! Сначала тесто долго сидело в большой миске в самом теплом месте (достает). Оно пыхтело, пыталось вылезти наружу. Но я не давала ему спуска и крепко уминала в квашне. Зато сейчас, когда будет пора уже выходить, посмотрите, как оно начнёт цепляться за стенки (вываливает тесто на стол). Ох, и начнётся сейчас главное веселье! Сначала мы попляшем на нем, посыпав мукой, затем начнём мять и хлопать ладошками. Но оно не сердится, только вздыхает: «Уф! Уф!»

- Хватит меня мять,

Хватит бить и валять

Не пора ли детям в руки отдать?

- Пора, тестечко, давно пора!

Музыка (фон – любая лирическая казачья песня, тесто разделяется на порции, отдаётся детям, те лепят жаворонков по показу взрослых.

Мироновна- Пора жавороночков печь. Но прежде, чем в печь посадить, нужно бы песенку выучить. Это для того, чтобы наши птички быстрее подрумянились.

Звучит в исполнении взрослых старинная казачья закличка «Жавороночек – дуда», затем разучивается детьми с голоса:

«Жавороночки – дуда,

Прилетите к нам сюда.

Принесите нам весну.

Принесите нам красну.

Долго мы прождали,

Лета не видали.

Всю муку умяли,

Всю кудельку спряли».

Противень с жаворонками относится на кухню. Дети этим временем одеваются, наряжают себя платками, выходят на улицу.

Мироновна и Семёновна - А вот и жавороночки поспели! Поднимите наших птичек повыше! Пусть солнышко красное увидит их, да ещё сильнее пригреет.

Дети на улице с поднятыми на палочках жаворонками, повторяют закличку, угощаются птичками, играют в подвижные народные игры. Как правило, лепят два жаворонка. Второй несут домой близким.

Публикации по теме:

Занятие по знакомству с праздником «Сороки» в подготтовительной группе «Встречаем весну по старинным обычаям»Занятие по знакомству с праздником «Сороки» в подготтовительной группе «Встречаем весну по старинным обычаям» Задачи: Познакомить детей с православным праздником Сороки. Воспитывать интерес к культурным традициям русского народа, к народному творчеству,.

Занятие в старшей группе «Встречаем птиц»Занятие в старшей группе «Встречаем птиц» Цель: Познакомить детей с обычаями встречи весны (закличками). Воспитывать аккуратность при работе с тестом. Задачи: • Познакомить детей.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
«Жаворонки» Конспект интегрированного занятия по музыкально — изобразительной деятельности для детей 4–6 лет
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 09:48
+109Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка»
Фотоотчет о выставке творческих поделок «Зимняя волшебная сказка». Несмотря на мороз, снег и порой недоброжелательную погоду, зима все же...
Сценарий досуга «Святки» в старшей группе
Ведущий. Дети, недавно мы с вами в детском саду и дома отмечали замечательной любимый праздник, какой? ( ответы детей) . А какой ещё праздник светлый и...
Сценарий развлечения в старшей группе «Колядки на Зимние Святки»
Развлечение в старшей группе «Колядки на Зимние Святки» Це ль: Расширять представления о традициях и обычаях русского народа, познакомить с обрядовыми...