Лучший педагог года

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Зима в лесу»

Галина Брылякова
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Зима в лесу»

Конспект по речевому развитию

в подготовительной группе

Тема : «Составление коллективного рассказа

«Зима в лесу».

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект по речевому развитию в подготовительной группе „Зима в лесу“» размещена в разделах

1. Учить детей составлять рассказ, используя мнемотаблицу, и на основе этого формировать обобщенные представления об изменениях в живой и неживой природе, а также умение видеть логическую связь между явлениями природы. Учить использовать выразительные средства языка при составлении рассказа.

2. Совершенствовать навыки словообразования. Упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа родительного падежа. Учить употреблять в речи слова, которые не изменяются по падежам – пальто.

Продолжать упражнять детей в употреблении форм единственного и множественного числа глагола «хотеть».

Упражнять в подборе антонимов.

Продолжать учить детей строить фразу в соответствии с вопросом, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Развивающие :

3. Развивать познавательную активность, монологическую и диалогическую речь, зрительную память, воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение слушать товарищей.

Оборудование:

1. Мнемотаблица «Зима в лесу»

2. Пиктограмма к стихотворению «Здравствуйте!»

3. Набор сюжетных картин из серии «Времена года»- «Зима»,

«Лето»

4. Пособие «Обувь», «Одежда», «Следы»

5. Символы слов – полоски прямоугольной формы.

Ход занятия

1. Вводная часть. Воспитатель:

- Ребята, слышала я в Брянском лесу разговор здешних сорок- трещеток, что волшебница-Зима раздает пригласительные билеты на новогодний праздник и подумала, что не мешало бы и нашим детям получить такой билет.

-Дети, а вы хотите попасть на этот праздник?

Проводится игра «Желание».Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают, изменяя глагол «хотеть».

- Женя, ты хочешь пойти на праздник?

- А Таня с Ваней хотят пойти на праздник?

-А он (Денис) хочет пойти на праздник?

-А она хочет пойти на праздник?

-А ваши родители хотят пойти с вами на праздник?

-А теперь вы меня спросите: хочу ли я пойти на праздник.

Дети спрашивают: «А вы хотите пойти с нами на новогодний праздник?»

Воспитатель отвечает: «Я тоже хочу пойти с вами на праздник».

2. Актуализация знаний.

-Если у нас с вами такое общее желание, то мы отправимся в путь и думаю, что вы не испугаетесь «холодных» слов, которые нам приготовила Зима.

Проводится игра «Назови холодные зимние слова». Дети идут по маршруту, который размечен на полу и с каждым словом продвигаются вперед.

-Зима –это снег, холод, лед, мороз, метель, снегопад, гололед.

Воспитатель уточняет значение слов «гололед», «снегопад».

- Дети, вы назвали такие холодные слова, что стало очень холодно. Как же вы пойдете раздетые в зимний холод?

Проводится игра «Чего не стало?». Воспитатель показывает предметные картинки,на которых предметы одежды и обуви,а дети называют их в родительном падеже.

- Без чего мы не можем отправиться к зиме в гости?

-без колготок -без сапог -без носков

-без ботинок -без шарфа -без варежек

-без валенок -без шапки -без перчаток

-без шубы -без куртки -без пальто.

-У Тани есть теплое пальто?

- Где мы купим теплое пальто?

-У Светы оторвалась пуговица на пальто. Что нужно сделать?

(нужно пришить пуговицу на пальто)

-Как можно назвать по-другому теплое пуховое пальто? (пуховик)

-Какие вы молодцы, с такими знаниями нам трудности не страшны: в зимний холод всякий молод. «Дети наши в путь пошли, всю поляну обошли,

К старой елке подошли,

Разные красивые слова о зиме нашли.»

Дети подходят к елке, у которой лежат карточки прямоугольной формы- символы слов. Они поднимают карточку и называют слова – прилагательные о зиме. Воспитатель складывает эти карточки- слова в мешочек.

(Зима волшебная, красивая, хрустальная, снежная, морозная, веселая, холодная, белоснежная,)

-Молодцы ребята! Такие красивые слова о зиме могут сказать только такие дети, которые любят Зимушку. Вы сказали много слов, поэтому мешочек тяжелый.

Воспитатель показывает пиктограмму «Здравствуйте!» и дети рассказывают стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом.

Здравствуйте, шубы и шапки – ушанки!

Здравствуйте, лыжи и быстрые санки!

Здравствуйте, снежные горы, катки!

Здравствуйте, звонкие кони – коньки!

Воспитатель обращает внимание детей на следы, нарисованные на карточках, лежащие на полу.

- Дети, оказывается здесь не только мы катались, но еще кто-то проходил.

Проводится игра «Чей след?». Дети определяют следы зверей и образуют новое слово.

След лисы – лисий след

След зайца – заячий след

След лося – лосиный

След белки – беличий

Следы птиц – птичьи следы

След волка – волчий след

След медведя – медвежий след.

- А вы видите медвежий след? Почему в этом лесу нет медвежьих следов?

(зимой медведи находятся в спячке)

- Тропинка, которая ведет вас к Зимушке – зиме затерялась в звериных следах, но мы протопчем тропинку, если составим рассказ «Зима в лесу».

Я вам скажу волшебные слова, которые помогут составить рассказ:

«Если ты подумаешь, то предложение придумаешь,

Если ты подумаешь, то тоже предложение придумаешь,

Если вы подумаете, то рассказ придумаете».

3. Основная часть НОД.

Воспитатель выставляет перед детьми мнемотаблицу и высыпает на стол карточки – символы слов, которые собирали в начале путешествия, играя в словестные игры, и предлагает не забывать использовать при составлении рассказа те слова, которые придумывали в играх. На таблице 12 клеточек- окошек. Дети по очереди составляют предложения, опираясь на модели, буквы, рисунки и,чтобы логическая цепочка не обрывалась, берутся за руки и продвигаются к домику Зимы, садятся за столы.

4. Заключительная часть.

Перед детьми на магнитной доске картинки про лето, а под ними с таким же сюжетом, но с зимним пейзажем. Воспитатель спрашивает:

-Как вы думаете, в какое время года мы с вами попали?

-Наверное с нами шутит злой волшебник Наоборот, ведь он не слышал какой вы сочинили рассказ. И поэтому вам предлагаю сыграть в игру «Скажи наоборот».

Воспитатель рассказывает :

В одном городе жил был упрямый непослушный мальчик, который все делал наоборот.

Велит ему мама ложиться спать, а он ---(ответ ребенка) встает.

Просит повернуться к ней, а он --- отворачивается.

Просит убрать игрушки,а он --- разбрасывает.

Просит разговаривать тихо, а он ---кричит громко.

Просит соблюдать правила движения, а он ---нарушает.

Говорит ему: «Сейчас зима», а он --- «Лето».

--Помогите,пожалуйста, мальчику исправиться и тогда вместо лета наступит зима.

- Сейчас вы превратитесь в художников, которые рисуют без кисточек и красок, а при помощи слов смогут поменять летний пейзаж на зимний.

Проводится игра на развитие воображения «Я бы нарисовал….»

Ребенок рассказывает о зимних изменениях в природе по одной картинке по типу игры «Наоборот», а воспитатель переворачивает картинку про лето, а под ней зимний пейзаж, соответствующий рассказу ребенка.

Все картинки открыты. Воспитатель подводит итог путешествия вместе с детьми.

-Дети, посмотрите, какой длинный путь мы с вами прошли. У нас никто не потерялся, потому что вы были внимательные, слушали ответы товарищей, помогали друг другу. А что у тебя получалось сегодня лучше всего? (индивидуальные ответы). О чем вы расскажите своим родителям после такого путешествия и в какие словесные игры вы поиграете с ними?

-А вот и пригласительный билет. (Воспитатель показывает билет и читает текст) «Всех детей вашей группы приглашаю на новогодний утренник, который состоится 27 декабря в 16 часов. Зимушка- зима

Галины Брылякова

воспитатель

детского сада №81 «Жаворонок»

г. Брянска

Публикации по теме:

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Зима в лесу»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 09:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД