Елена Лобынцева
«Зимние развлечения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние развлечения»
Цель:
Развитие связной речи у детей на основе беседы по картине “Зимние развлечения”
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий
рассказ товарищей;
Коррекционно-развивающие :
- развивать образность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты;
Публикация «„Зимние развлечения“» размещена в разделах
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- развивать умение составлять отдельные распространенные предложения и
общий сюжетный рассказ по картинке ;
- учить детей "входить" в пространство картины и описывать воспринимаемое
через различные органы чувств.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей умение с пользой проводить свободное время.
Оборудование:
Картина “Зимние развлечения”, белая бахрома, кусочки ткани, парча, шкатулка, письмо, снежинки, волшебные трубы, схема описания сюжетной картины
Предварительная работа:
- Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц,
поговорок, разгадывание загадок о зиме.
- Проведение бесед о зиме;
- Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров
на окнах.
- Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях
Ход занятия
1. Организационный момент.
Начинается урок – будь внимателен дружок.
Мальчики, какой бывает снег? (он бывает легкий, серебристый, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный)
Девочки, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима, какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, сказочная, красивая, удивительная, сверкающая, вьюжная)
11. Основная часть занятия
Логопед
Нам пришло письмо от бабушки Жары. Вот что она написала.
«Дорогие дети, я ничего не знаю о зиме. Чем можно заниматься зимой? Не знаю, что бывает зимой. Может, вы мне поможете? Шлю вам волшебный сундучок и все, что вы знаете о зиме складывайте в него. Бабушка Жара.»
Поможем, ребята, бабушке Жаре. Волшебный сундучок мы оставим открытым.
Давайте вспомним все, что мы знаем о зиме – пословицы, поговорки, загадки.
Дети
Загадки:
• Выгляну в оконце – лежит белое суконце.
Всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег).
• Растет вниз головой,
Не летом растет, а зимой. (Сосулька)
• Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).
• Вырос лес – белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на стекле)
• Не драгоценный камень, а светится. (Лед).
• Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки - над лесом пушинки. (Зима).
Пословицы:
Декабрь год кончает, зиму начинает,
Много снега, много хлеба,
Береги нос в большой мороз,
Мороз не велик, а стоять не велит,
Зима не лето, в шубу одета,
Спасибо мороз, что снега принес,
Холодная зима, жаркое лето,
Зима снежная, лето дождливое.
Логопед
Это вы описали зиму. А как описывают зиму художники? Ребята посмотрите, что я вам принесла. Что это? (Картина). Давайте пошлем бабушке Жаре эту зимнюю картину. А в волшебный сундучок положим наши рассказы по этой картине.
Что на ней изображено? Какое время года (зима). Какие характерные особенности русской зимы передает художник?
Отыскивание на картине примет зимы.
Дети
Кругом много пушистого снега. Замерзший пруд. Дети катаются на коньках и т. д.
Логопед
Эта картина называется “Зимние развлечения”. Дети я принесла вам волшебные подзорные трубы «Я вижу». Посмотрите в нее на картину и скажите, что вы увидели там? Каждый из вас назовет мне только один объект. Например: "Я смотрю в трубу и увидела там мальчика на лыжах".
А теперь вы назовите, что видите в подзорную трубу?
Дети
Ответы всех детей
Логопед
Я увидела мальчика на санках. На чем еще можно ехать с горки?
Дети
На санках, лыжах, снегокатах, ледянках, фанерках, сноубордах
Логопед
Представьте, что дети едут с большой горки на санках или лыжах. Что неожиданно может встретится на их пути?
Дети
Упавшее дерево, глубокая яма, животное или человек
Логопед
Придумай, что могло бы спасти их в таком случае?
Дети
Подпрыгивающие лыжи, санки с рулем и тормозом, летающие лыжи, санки с винтом как у вертолета
Физкультминутка:
Ребята, покажите, что делают дети на картине? (Катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика, играют в снежки.)
Логопед
А сейчас приложите к уху волшебные трубы "Я слышу". Посмотрите на картину, и представьте что вы сейчас находитесь там. Какие звуки вы слышите? К примеру я слышу как падает снег с веток деревьев.
Дети
Как скрипит снег под ногами, смеются дети, птички поют, шумят ветки елки и т. д.
Логопед
А что услышал поэт Михаил Садовский расскажет нам Дима
Дима
Лужа корочкой блестит.
Вкусно корочка хрустит.
Корочку испек мороз
И в подарок нам принес.
И теперь со всех дорог:
Хруст! Хруст!
Из-под шин и из-под ног:
Хруст! Хруст!
Будто зимним пирогом
Захрустели все кругом!
Логопед
Возьмите волшебную трубу "Я нюхаю".
Посмотрев на эту картину, почувствуйте, как пахнет свежестью, морозом. А, что ощущаете вы, какие запахи? Чем пахнет?
Дети
Запахи елки, бензином от проехавшей машины, снегом, духами мамы и т. д.
Логопед
Чтобы бабушке Жаре было понятнее, ведь она ни разу не видела зиму, снег, лед, надо научиться подбирать сравнения. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Сравни".
Мы говорим, что снег белый, рыхлый, непрозрачный. Назовите предметы похожие на снег, чтобы были белые, рыхлые и непрозрачные. Это все есть у мамы не кухне.
Дети
Мука, чайная сода, соль, манная крупа, сахарный песок, порошок
Логопед
Подберите сравнение к зимним деревьям, скажите, на что они похожи. Например, я смотрю на картину и вижу елку, она зеленая как… (зелёнка) и высокая как (башня, колючая как (ёж, пушистая как (кошка). А теперь попробуйте вы сравнить.
Дети
Снежная горка, каток, лед, дети.
Логопед
Давайте вспомним стихотворения о зиме и подумаем, с чем сравнивают поэты зиму, снег, деревья, лес.
Дети
Дети читают стихи и ищут сравнения.
Вот север, тучи нагоняя, Пушкин
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
РАЗУКРАСИЛАСЬ ЗИМА М. Пожаров
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!
СТИХИ ПРО ПЕРВЫЙ СНЕГ И. Бурсов
Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
— Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
— Это вовсе не снежок -
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.
СТИХИ ПРО ПЕРВЫЙ СНЕГ Николай Некрасов
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Физкультминутка: Дыхательные упражнения.
Посмотрите какие большие белые мухи - снежинки опустились мне на ладошку.
Как подул Дед Мороз – в воздухе морозном
Полетели, закружились ледяные звезды.
(Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)
Логопед
Ребята, а зима это хорошо или плохо? Давайте разделимся на две команды (ряды). Ваш ряд будет говорить – зима – это плохо, потому что, а ваш ряд – зима – это хорошо, потому что …
Дети
Зима – это плохо, потому что …
Зима – это хорошо, потому что …
Логопед
Молодцы, ребята. Зимой нам бывает не только плохо, но ещё хорошо и весело.
А сейчас мы с вами будем составлять рассказы от имени героя картины.
К примеру послушайте: Я буду горкой!
Дети
"Грустная горка"
Я горка, ледяная, снежная, мне холодно на улице, но в тепло мне нельзя. Я растаю. Ох-ох-ох! Как мне тяжело, каждый день ребята по мне прыгают, катаются, да не просто так, а еще и на санках!
"Веселая горка"
Я самая счастливая горка на свете. Я пользуюсь успехом у людей, каждый проходящий мимо мечтает на мне прокатиться. Я сильная, могу выдержать любую тяжесть. Вот какая я могучая. "
Логопед
Дети, а теперь вы попробуйте составить небольшие рассказы по этой картине. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, можете дать имена детям, о которых будете рассказывать, можете представить, что вы сами пошли кататься на лыжах или санках. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным.
Рассказы детей (2 - 3 ребенка.).
Логопед
Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картине, волшебный сундучок заполнился. Теперь можно его отправить бабушке Жаре.
А давайте еще нарисуем для бабушки Жары в альбомах картины про зиму. Я думаю, что она будет очень довольна, что мы ей помогли.
111. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Кто работал хорошо, получает солнышко.