Жанна Сергеева
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с многозначными словами»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №77 Приморского района Санкт-Петербурга
Непосредственно образовательная деятельность на тему:
«Знакомство с многозначными словами»
.[/b]
(старший дошкольный возраст)
Автор:
Сергеева Жанна Назимовна
Воспитатель ГБДОУ д/с №77 Приморского района
Санкт-Петербург
2014
НОД: «Речевое развитие»
Тема: «Знакомство с многозначными словами».
Цель занятия:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знакомство с многозначными словами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Многозначные слова, омонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Познакомить детей с понятием многозначые слова.
Задачи с интеграцией образовательных областей:
«Познание» - расширить знания детей в области русского языка, познакомить детей с понятием многозначные слова.
«Речевое развитие» - активизировать и обогащать словарный запас детей, закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы.
«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.
«Физическое развитие» - совершенствовать физические качества детей через физические упражнения.
Оборудование:
Кукла дидактическая, лук со стрелами, лук репчатый, утюг, одежда кукольная, мягкие игрушки;
Дидактические картинки с изображениями многозначных слов: игла швейная, еловая ветка, шприц медицинский, еж;
Загадки про многозначные слова;
Двусторонние карточки с многозначными словами, мячик.
Предварительная работа:
1. Составление и отгадывание загадок-описаний о предметах.
2. Составление описательных рассказов.
3. Дид. игры: «Отгадай что опишу», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «Подбери пару».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. В. : - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел мальчик Петя.
Он принес с собой игрушки лук со стрелой и свои любимые мягкие игрушки.
В: - Петя, тебе мама оставила записку. Давай ее прочитаем.
(воспитатель вслух читает записку)
«Петя помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи».
Петя: - Хорошо. Сейчас я почищу свой лук тряпочкой, чтобы он был чистым-чистым, а потом поглажу, поласкаю свои любимые игрушки. (Воспитатель имитирует все эти действия куклы).
В: - Ребята, как вы думаете, справился с заданием Петя? Что просила сделать мама Пети?
- Какой лук просила мама почистить? (репчатый лук)
- А как нужно было вещи погладить? (погладить утюгом одежду)
В: - Правильно ребята. Получается, что Петя все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло? Давайте обратимся за помощью к уважаемому «Вопросу».
(На доске появляется изображение героя-вопроса «?»)
2. Петя и воспитатель: - Уважаемый вопрос, объясните, почему же Петя не понял, о чем его просила мама?
В: - Ребята, «?» сначала просит нас, чтобы мы отгадали его загадки.
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
(Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы).
В - Подумайте, что общего есть на этих картинках? (иголки)
В: - Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения).
В:- Петя спрашивает, а как узнать о какой игле идет речь (ответы детей)
В: - Для этого нужно слово «игла» употребить с другим словом.
Например, покажите мне, швейную иглу.
А как назовем иглу у ежа, у елки? (ежиная игла, еловая игла)
В: - А как называется эта игла? (выставляется картинка с медицинской иглой).
- Повторим вместе : «медицинская» игла.
В: - Что делают такой иглой? (делают уколы)
3. В:- Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
В: -Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.)
- У кого или у чего есть еще ножки? (у гриба есть ножка, у табуретки)
- Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.
- А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? (дверная ручка, пишущая ручка).
Динамическая пауза…
В:- А сейчас мы послушаем песенку, в которой прозвучит еще одно многозначное слово попробуйте догадаться, что это за слово, заодно мы с вами сделаем разминку. (Звучит детская песенка Д. Тухманова, Ю. Энтина
«Храбрый зайчик». Дети вместе с воспитателем выполняют физические упражнения).
В: - Итак, какое многозначное слово прозвучало в этой песне? (Зайчик солнечный)
4. В: - Молодцы. А сейчас, давайте мы свами немного поиграем с мячом. И заодно узнаем новые многозначные слова, и Петя на вас посмотрит и поучится.
- Игра называется «Попади в цель». Перед вами картинки – мишени вы должны сначала назвать что нарисовано на картинке, а потом бросить мячиком прямо в картинку. Картинка перевернется, и мы свами увидим новое многозначное слово. (Дети выходят по очереди бросают мячик, называя и объясняя многозначные слова) (коса, ключ, мышка, лисичка)
5. В: - Пока мы с вами играли, уважаемый Вопрос дал задание Пете. Давайте посмотрим, как он справился с этим заданием. Посмотрите правильно ли Петя подобрал пары картинок с многозначными словами?. (медицинская игла-виноград, иголка-кисть).
- Нет, неправильно. Давайте поможем Пете, подберем необходимые пары многозначных слов. (Дети выходят к доске и правильно расставляют пары многозначных слов: иголка – медицинская игла, кисть – кисть винограда).
6. В: - Вопрос и для нас подготовил такое же задание.
- Назовите предметы, которые здесь изображены.
- Давайте среди этих картинок найдем многозначные слова, слова которые звучат одинаково, но имеют несколько значений и соединим их одной линией. (Дети по очереди выходят к доске и находят многозначные слова, объясняя соединяют их линией.) (нос буратино-нос чайника, ручка чашки-ручка зонтика, ножка гриба- ножка стола, скрипичный ключ-дверной ключ).
7. В: - А сейчас мы познакомимся с новыми многозначными словами. В этом конверте спрятаны два многозначных слова, а что это за слова мы узнаем, когда каждая команда соберет свою картинку из частей. Итак, сейчас вы разделитесь на 4 команды и вам нужно будет собрать целую картинку.
(Дети в своих командах собирают картинку из конверта).
- Итак, какие картинки у вас получились. (бабочка галстук-бабочка насекомое, колокольчик звонок-колокольчик цветок).
- Какие же многозначные слова получились? (бабочка и колокольчик).
-А теперь найдите картинки, которые вы собрали и приклейте к соответствующему слову. (На плакатах крупными буквами написаны слова: колокольчик, бабочка и около этих слов дети прикрепляют собранные картинки).
8. Итог:
В:- Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначные)
- Что есть общее, одинаковое у этих слов? (название)
-А что разное? (значение этих слов)
В: - Молодцы.
-Ну что Петя теперь ты понял, что же тебе действительно нужно сделать, о чем тебя просила мама?
Петя: - Спасибо, ребята, я теперь все понял. И сейчас все сделаю как надо. (Воспитатель имитирует действия куклы: гладит утюгом вещи и чистит лук).