Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с многозначными словами»

Жанна Сергеева
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с многозначными словами»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №77 Приморского района Санкт-Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность на тему:

«Знакомство с многозначными словами»

.[/b]

(старший дошкольный возраст)

Автор:

Сергеева Жанна Назимовна

Воспитатель ГБДОУ д/с №77 Приморского района

Санкт-Петербург

2014

НОД: «Речевое развитие»

Тема: «Знакомство с многозначными словами».

Цель занятия:

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Знакомство с многозначными словами“» размещена в разделах

Познакомить детей с понятием многозначые слова.

Задачи с интеграцией образовательных областей:

«Познание» - расширить знания детей в области русского языка, познакомить детей с понятием многозначные слова.

«Речевое развитие» - активизировать и обогащать словарный запас детей, закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы.

«Социально-коммуникативное развитие» - развивать умение работать в команде, воспитывать уважение к своим товарищам.

«Физическое развитие» - совершенствовать физические качества детей через физические упражнения.

Оборудование:

Кукла дидактическая, лук со стрелами, лук репчатый, утюг, одежда кукольная, мягкие игрушки;

Дидактические картинки с изображениями многозначных слов: игла швейная, еловая ветка, шприц медицинский, еж;

Загадки про многозначные слова;

Двусторонние карточки с многозначными словами, мячик.

Предварительная работа:

1. Составление и отгадывание загадок-описаний о предметах.

2. Составление описательных рассказов.

3. Дид. игры: «Отгадай что опишу», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Собери картинку», «Подбери пару».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. В. : - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел мальчик Петя.

Он принес с собой игрушки лук со стрелой и свои любимые мягкие игрушки.

В: - Петя, тебе мама оставила записку. Давай ее прочитаем.

(воспитатель вслух читает записку)

«Петя помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи».

Петя: - Хорошо. Сейчас я почищу свой лук тряпочкой, чтобы он был чистым-чистым, а потом поглажу, поласкаю свои любимые игрушки. (Воспитатель имитирует все эти действия куклы).

В: - Ребята, как вы думаете, справился с заданием Петя? Что просила сделать мама Пети?

- Какой лук просила мама почистить? (репчатый лук)

- А как нужно было вещи погладить? (погладить утюгом одежду)

В: - Правильно ребята. Получается, что Петя все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло? Давайте обратимся за помощью к уважаемому «Вопросу».

(На доске появляется изображение героя-вопроса «?»)

2. Петя и воспитатель: - Уважаемый вопрос, объясните, почему же Петя не понял, о чем его просила мама?

В: - Ребята, «?» сначала просит нас, чтобы мы отгадали его загадки.

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ёж.)

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет.

(иголка)

(Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы).

В - Подумайте, что общего есть на этих картинках? (иголки)

В: - Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения).

В:- Петя спрашивает, а как узнать о какой игле идет речь (ответы детей)

В: - Для этого нужно слово «игла» употребить с другим словом.

Например, покажите мне, швейную иглу.

А как назовем иглу у ежа, у елки? (ежиная игла, еловая игла)

В: - А как называется эта игла? (выставляется картинка с медицинской иглой).

- Повторим вместе : «медицинская» игла.

В: - Что делают такой иглой? (делают уколы)

3. В:- Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

В: -Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.)

- У кого или у чего есть еще ножки? (у гриба есть ножка, у табуретки)

- Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.

- А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? (дверная ручка, пишущая ручка).

Динамическая пауза…

В:- А сейчас мы послушаем песенку, в которой прозвучит еще одно многозначное слово попробуйте догадаться, что это за слово, заодно мы с вами сделаем разминку. (Звучит детская песенка Д. Тухманова, Ю. Энтина

«Храбрый зайчик». Дети вместе с воспитателем выполняют физические упражнения).

В: - Итак, какое многозначное слово прозвучало в этой песне? (Зайчик солнечный)

4. В: - Молодцы. А сейчас, давайте мы свами немного поиграем с мячом. И заодно узнаем новые многозначные слова, и Петя на вас посмотрит и поучится.

- Игра называется «Попади в цель». Перед вами картинки – мишени вы должны сначала назвать что нарисовано на картинке, а потом бросить мячиком прямо в картинку. Картинка перевернется, и мы свами увидим новое многозначное слово. (Дети выходят по очереди бросают мячик, называя и объясняя многозначные слова) (коса, ключ, мышка, лисичка)

5. В: - Пока мы с вами играли, уважаемый Вопрос дал задание Пете. Давайте посмотрим, как он справился с этим заданием. Посмотрите правильно ли Петя подобрал пары картинок с многозначными словами?. (медицинская игла-виноград, иголка-кисть).

- Нет, неправильно. Давайте поможем Пете, подберем необходимые пары многозначных слов. (Дети выходят к доске и правильно расставляют пары многозначных слов: иголка – медицинская игла, кисть – кисть винограда).

6. В: - Вопрос и для нас подготовил такое же задание.

- Назовите предметы, которые здесь изображены.

- Давайте среди этих картинок найдем многозначные слова, слова которые звучат одинаково, но имеют несколько значений и соединим их одной линией. (Дети по очереди выходят к доске и находят многозначные слова, объясняя соединяют их линией.) (нос буратино-нос чайника, ручка чашки-ручка зонтика, ножка гриба- ножка стола, скрипичный ключ-дверной ключ).

7. В: - А сейчас мы познакомимся с новыми многозначными словами. В этом конверте спрятаны два многозначных слова, а что это за слова мы узнаем, когда каждая команда соберет свою картинку из частей. Итак, сейчас вы разделитесь на 4 команды и вам нужно будет собрать целую картинку.

(Дети в своих командах собирают картинку из конверта).

- Итак, какие картинки у вас получились. (бабочка галстук-бабочка насекомое, колокольчик звонок-колокольчик цветок).

- Какие же многозначные слова получились? (бабочка и колокольчик).

-А теперь найдите картинки, которые вы собрали и приклейте к соответствующему слову. (На плакатах крупными буквами написаны слова: колокольчик, бабочка и около этих слов дети прикрепляют собранные картинки).

8. Итог:

В:- Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначные)

- Что есть общее, одинаковое у этих слов? (название)

-А что разное? (значение этих слов)

В: - Молодцы.

-Ну что Петя теперь ты понял, что же тебе действительно нужно сделать, о чем тебя просила мама?

Петя: - Спасибо, ребята, я теперь все понял. И сейчас все сделаю как надо. (Воспитатель имитирует действия куклы: гладит утюгом вещи и чистит лук).

Публикации по теме:

«Познакомимся с зимой». Конспект НОД в старшей коррекционной группе Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №58 комбинированного вида Приморского района города Санкт-Петербурга.

Счастливый день!Счастливый день! Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с многозначными словами»
Опубликовано: 6 сентября 2014 в 16:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с многозначными словами»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Сергеева (УИ 153247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД