Татьяна Орехова
«Знакомство с творчеством марийского художника С. Ф. Подмарева». Открытое занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач нравственно-патриотического кружка «Изи памаш» («Родничок») – воспитывать желание познавать культуру своего народа. Сегодня я предлагаю вашему вниманию кружковое занятие на тему :«Знакомство с творчеством марийского художника Сергея Федоровича Подмарева.»
Цели: 1. Познакомить с творчеством С. Подмарева.
2. Закрепить знания о разных жанрах живописи (пейзаж, портрет, натюрморт).
3. Формировать эстетическое отношение к живописи.
4. Развивать речь, умение использовать сравнения, синонимы, передающие эмоциональное отношение к увиденному на картине.
Публикация «„Знакомство с творчеством марийского художника С, Ф, Подмарева“, Открытое занятие в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Старшая группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Предварительная работа: посещение выставочного зала изобретательных искусств Марий Эл, разучивание песен А. Кушнера «Песенка о картинках» из мультфильма «Пластелиновая ворона».
Материал: картины С. Подмарева, скамеечка, панамка.
Зал оформлен под выставочный зал.
(Дети находятся в группе.)
В. : «Я начну, а вы кончайте. Дружно вместе отвечайте!»
Вот чудесная коробка
Надпись «Радуга» на ней,
А в коробке, а в коробке
Семь цветных ….(карандашей).
Сверкая, как перья
Жар – птицы из сказки,
Лежат на столе мои новые (краски).
Отвечайте, дети, быстро
Рисует кто картины эти?
Ответить очень просто нам
Рисует их (художник сам).
Ребята, мы знакомы уже с работами многих художников, а кто – нибудь из вас помнит художников и их картины?
Д. : И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесные дали», «Рожь».
И. Левитан «Золотая осень».
А. Саврасов «Грачи прилетели».
В. Серов «Мика Морозов».
И. Репин «Стрекоза».
В. Васнецов «Аленушка».
В. : Молодцы! А кто такой художник?
Д. : Это человек, который пишет, рисует картины.
В. : А кто помогает художнику создавать картины?
Д. : Кисточки, краски, карандаши, бумага, резинка, холст.
В. : О работе художника говорят по-разному : художник пишет, художник рисует. Почему?
Д. : Потому что, если художник берет в руки масляные краски и кисть, то он пишет, а если карандаш – то рисует.
В. : Дети, а марийских художников вы знаете? Мы недавно посетили с вами выставочную галерею изобразительных искусств Марий Эл.
Д. : Горбунцов «Зима», «Осень», «Изба читальня».
Евдокимов «Дедушкина пасека», «Мать».
Бутов «Пионы», «Молодые».
Подмарев «Вальдшнепы», «Онар».
Лаврентьев «Глухомань».
В. : Я вами очень довольна.
А сегодня мы с вами познакомимся с творчеством одного из ведущих художников Марийской Республики - Сергея Федоровича Подмарева - и посетим персональную выставку этого талантливого художника.
(Дети входят в зал под марийскую музыку.)
В. : Ребята, перед вами автопортрет самого художника Подмарева, Почему картина называется автопортрет, а не портрет. Что такое портрет?
Д. : Картина, где художник рисует думающих людей, они не двигаются.
В. : Автопортрет – картина, где художник рисует самого себя. Это очень трудно смотреть на самого себя в зеркало и рисовать. Почему у него лицо разного цвета, одна половина светлая, другая темная?
Д. : Это падает так свет на его лицо.
В. : Да. Вот здесь видно отражение лампочки.
Сергей Подмарев родился в с. Ярымово Горьковской области. С детства очень любил рисовать и поэтому поступил учиться в Горьковское художественное училище. Закончив его, получил профессию художника и приехал работать в Йошкар- Олу. Он полюбил нашу Марийскую Республику за ее красивую природу, добрый народ.
Но, к сожалению, его уже среди нас нет. Но память о нем осталась в его картинах.
Сергей Подмарев очень любил природу и мог часами находиться в тишине леса, полей, лугов, рек и озер.
Много картин посвятил он пейзажной живописи. А что такое пейзаж?
Д. : Картина природы.
В. : В нашем выставочном зале находится одна из его картин -«Осень».
«Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой».
Почему я прочитала эти стихи?
Что главное изобразил художник в картине?
Д. : Березу белоствольную в золотистом наряде, осень.
В. : А есть еще картины других художников об осени?
Д. :И. Левитан «Золотая осень», Горбунцов «Осень».
В. : Что общего в этих картинах?
Д. : Художники с любовью рисуют золотую осень, а в центре – красавицы березки и голубое небо.
В. : А теперь обратим внимание на эти две картины. Посмотрев на них мы можем сказать, что эти картины одинаковы по жанру?
Д. : Да, это натюрморт.
В. : Почему, как вы определили?
Д. : В натюрмортах нет живой природы, людей, а показана тихая жизнь предметов.
В. : Что мы видим на этой картине?
Д. : Ваза с цветами, несколько цветов упали на стол. Цветы красивые: красные, голубые, желтые, белые.
В. : Для того, чтобы подчеркнуть яркие сочные цвета, художник использует темно- желтый фон.
А этот красный цвет помогает художнику показать тепло, мир, радость. Глядя на эту картину мы чувствуем радость. А может не стоит рисовать цветы, их итак много летом?
Д. : Живые цветы быстро вянут, а нарисованные- они живут вечно, и мы можем любоваться ими холодной зимой.
В. : А здесь художник составил композицию из двух букетов, где живописно выявлен цветовой колорит между зелеными ветками калины и ярко- зелеными весенними цветами одуванчиков и купальницы. Подмарев в основном писал крупными мазками. Подойдите поближе, сколько много краски на листьях, цветах. Это неспроста. Таким образом художник создает объемный букет. На такие картины, нарисованные мазками, нужно смотреть издалека. Отойдем и полюбуемся.
А теперь обратите внимание на стеклянную банку, вода в ней такая чистая, как будто только что из колодца.
Давайте придумаем название этого натюрморта.
Д. : «Цветы на столе», «Весенние цветы»…
В. : «Смотрите, ребята, семицветная радуга встала.
Семь цветов она по полю раскидала.
Наверно, в природе весенней, родной
Все краски живут единой семьей».
Что вы видите на этой картине?
Д. : Большое зеленое поле, темное небо с двумя радугами. Вдалеке – дома, девушка с флажком, дует ветерок – поднят подол платья.
В. : Подумаем и назовем эту картину.
Д. : «Лето», «Зеленое поле», «Под радугой»….
В. : Посмотрите внимательно на эту картину.
«Теплый июньский день.
В прохладной тени зеленых ветвей
Среди душистых трав
Мечтает о будущем девушка
В красном платье».
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
Д. : Тишина. Охота спокойно посидеть на скамеечке. Скорее бы настало лето.
В. : Давайте подумаем, а кто эта девушка?
Д. : Знакомая, сестра, подруга.
В. : Эта картина очень дорога сердцу художника. На ней он нарисовал свою будущую жену Юленьку.
Обратите внимание на то, как сидит Юленька, как расположены руки, ноги, голова.
А сейчас мы сами будем маленькими художниками, изобразим Юленьку не красками и карандашами, а своим умением сидеть так, как Юленька. Девочки будут изображать Юленьку такой, какая она на картине, а мальчики будут внимательно глядеть и определять, кто больше походит на Юленьку.
(Девочки одевают панамку и поочередно садятся на скамеечку, мальчики определяют.)
В. : Дети, а родная сестра Сергея Подмарева – Валентина Федоровна жила вместе с нами в Шойбулаке.
В. : В память о нашей встрече на выставке картин дети дарят вам, уважаемые гости, альбом с рисунками. Может кто-нибудь из них тоже будет художником как Сергей Подмарев. А еще в подарок мы дарим вам песенку «О картинках» из мультфильма «Пластелиновая ворона».
(Дети поют песенку «Если видишь на картине….»)
В. : А сейчас,ребята, давайте еще раз посмотрим картины марийского художника Сергея Федоровича Подмарева.
(Дети прощаются с гостями и продолжают рассматривать картины.)