наталия тишунина
Использование образовательных ситуаций в совместной деятельности с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
2 этап Практическая часть:
Уважаемые коллеги! Мы с вами составили схему «Формы работы с детьми по формированию КГН и навыков самообслуживания». Оценивая работу по составленной схеме, были выявлены затруднения у большинства педагогов при использовании одной из этих форм. Поэтому сегодня я хочу обратить ваше внимание на образовательные ситуации, и продемонстрировать создание одной из таких ситуаций по теме «Научим Неумейку мыть руки».
Публикация «Использование образовательных ситуаций в совместной деятельности с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Итак, образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания.
Есть разные типы образовательных ситуаций :
• игровые (например, «Мы купаем нашу Таню», «Мы помогаем кукле Маше выздороветь» и т. п.);
• практические (например, «Каждая ножка - в свой домик», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться», «Научим Неумейку мыть руки» и т. п.);
• театрализованные (например, «Маша обедает» и т. п.) и др.
В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения.
Воспитатель направляет малышей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. К примеру, ситуация «Научим Неумейку мыть руки» используется не только как упражнение детей в мытье рук, она может быть использована и для решения других задач: - обогащения представлений о предметах личной гигиены и их назначении (помочь Неумейке в выборе предметов для умывания); - развития детской речи, знакомства с новыми литературными произведениями и иллюстрациями к ним (Неумейка вместе с детьми разучивает потешку про водичку; рассматривает картину «Мама купает ребенка»). В качестве игрового персонажа лучше выбрать знакомого детям героя (куклу, мишку, кота) с большими выразительными глазами. Для активизации эмоциональной сферы ребенка необходимо использовать сюрпризные моменты, песенки, потешки, прибаутки. Речь воспитателя, обращенная к детям, должна постоянно включать простые фольклорные формы. Все образовательные ситуации в младших группах обязательно носят игровой характер и строятся на положительном эмоциональном фоне.
Сейчас мы рассмотрим с вами ситуацию с вашим активным участием. Цель данной ситуации - способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение действий от подготовки (засучить рукава, включить воду) до получения результата (чистые, сухие руки, полотенце висит на своем месте, кран закрыт). Осознанию своей умелости, важности мытья рук по мере их загрязнения; умению, используя речевые средства, принимать активное участие в разрешении совместно со сверстниками проблемно - игровой ситуации.
Далее педагог конструирует данную образовательную ситуацию. Конспект игры-занятия «Научим Неумейку умываться»
А сейчас уважаемые педагоги предлагаю вспомнить потешки, которые вы используете, например, во время умывания. (Педагоги называют потешки.)
В заключении хочется еще раз напомнить, что следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Добиваться, чтобы дети понимали, что знание и соблюдение правил гигиены поможет им сохранить здоровье.
И в завершении семинара я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на семинар: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на семинаре нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, за работу.
Творческих всем успехов!
В заключении семинара предлагаю оценить встречу – на столе лежит паровозик и три вагона: красный, желтый и зелёный и такого же цвета фишки. Выберите одну из фишек и положить на вагончик такого же цвета, если полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то положить красную фишку, если частично - желтую, а если не удовлетворены – зеленую.
Конспект игры-занятия
«Научим Неумейку мыть руки»
Образовательная область : познание
Интеграция образовательных областей : коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 2-3года
Формы непосредственной образовательной деятельности : игровая, дидактическая игра.
Форма организации : подгруппа.
Задачи:
Образовательная : активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, «мыльные перчатки», пена, смывать. Вслушиваться, понимать смысл художественного слова.
Развивающая: способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки засучить рукава, включить воду, до получения результата (чистые сухие руки, кран закрыт, полотенце на своем месте)
Воспитательная: помочь осознать важность этой процедуры, воспитывать желание всегда быть чистыми и аккуратными, уважительно относится к своему телу.
Предварительная работа: д/и «Купание куклы Аленушки» - развивать любознательность, наблюдательность, познавать свойства воды; опыт по определению качества воды: холодная – горячая – теплая.
д/и «Водичка, водичка, умой мое личико» - правильно называть предметы, необходимые для умывания.
д/и «Мыльные перчатки» - правильно мыть руки, намыливать, смывать грязь.
Оборудование и материалы: Картинка с изображением процесса умывания.
Игра «Что сначала, что потом?»; Неумейка с грязными руками.
Ход непосредственной образовательной деятельности :
Развитие игровой ситуации :
В. Ребятки, какие вы у меня красивые, опрятные, аккуратные. Я вижу у вас сегодня хорошее настроение.
Воспитатель предлагает детям немного поиграть.
Педагог показывает движения, читая стихотворение, дети повторяют за воспитателем.
Мы проснулись рано утром, (шагают на месте)
Потянулись бодро, шумно, (поднимаются на носки, разводят руки через стороны вверх.)
Чтобы сон ушел, зевнули,
Головой слегка тряхнули, (выполняют наклоны влево - вправо, отводят руки к плечам)
Разбудил нас бег на месте, (бегут на месте)
К ванне побежали вместе, (выполняют упражнение «пружинка», руки на поясе)
Умывались и плескались.
Зубы вычистить пытались, (выполняют круговые движения ладонями около лица)
Причесались аккуратно, (гладят ладонями голову от макушки к вискам)
Приоделись все опрятно, (выполняют руками 2 раза движения от груди, вниз опускают руки к бедрам)
Не хотим мы больше спать,
Будем весело играть, (выполняют упражнение «пружинка», хлопают в ладоши.)
Воспитатель: Вот какие молодцы. А сейчас садитесь тихонько на стульчики, (дети садятся)
Появляется Незнайка с коробочкой в руках, руки грязные, говорит, что хочет поиграть с детьми.
Воспитатель - Подожди, подожди, Неумейка, какое ты правило забыл? Подскажите дети! Дети - Нельзя играть с игрушками, если руки грязные.
Неумейка - У меня руки чистые, только что помыл, можно я открою коробочку. Воспитатель – Расскажи нам, как ты моешь руки? Неумейка – Руки водой помочил и хватит. Воспитатель – Ребята, давайте мы с вами вспомним как правильно надо мыть руки?
Проводиться Д/упр. «Что сначала, что потом?» - способствовать формированию целостного процесса мытья рук, раскладывая картинки в следующей последовательности:
- засучить рукава
- открыть кран
- намочить, намылить руки
- сделать «мыльные перчатки»
- отжать воду с рук
- вытереть руки
Игра-имитация.
Воспитатель - Оказывается, что Неумейка еще не научился сам мыть руки, предлагаю его научить.
Заходим в умывальную. Чтение потешки
«Знаем, знаем, да, да, да
Где тут прячется вода
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По – нем – нож – ку
Нет, не понемножку –
Посмелей
Будем умываться веселей»
Дети объясняют Неумейке и показывают, как открыть кран, чтобы побежала водичка, чтобы брызги не летели, не залили пол.
Воспитатель - Кто покажет, как надо руки намочить? Воспитатель - Теперь ты, Неумейка, попробуй сделать сам (с Неумейки текут грязные струйки)
Воспитатель - Ой, как много грязи, микробов! Чем мы моем руки? Дети – Мылом. Воспитатель - Покажите, как намылить руки?
Незнайка: Покажите ваши ладошки, а где же перчатки?
Воспитатель: Сейчас дети положат мыло в мыльницу и научат тебя делать мыльные перчатки.
Незнайка: Ой, что же делать, руки в «перчатках», вода капает?
Дети показывают, как смывать руки под струей, сделав «замочек», стряхнуть и вытереть полотенцем руки. Чтение потешки
«Лейся чистая водица
Ты умой нас чисто-чисто
Ручки, ручки умывай,
Про пальчики не забывай.
Мойся, мойся, обливайся
Грязь смывайся.
Умылись мы быстро,
Вытерлись чисто.
Мы теперь опрятны, аккуратны
Всем смотреть на нас приятно.
Улыбнитесь друг другу!»
Воспитатель - Выходим из умывальной, садимся на стульчики. Сейчас нам Неумейка расскажет и покажет, как он запомнил в какой последовательности надо мыть руки.
Показ презентации «Моем руки правильно»
Неумейка благодарит детей за то, что научили умываться и дарит детям коробочку с игрушками.
Воспитатель - Ребята, руки у вас чистые, значит можно и игрушки брать, рассматривать, и поиграть с ними.