Папки-передвижки

Консультация «Абстрактное мышление, основные формы»

Марина Гребнева
Консультация «Абстрактное мышление, основные формы»

В своей статье я хочу познакомить воспитателей и родителей с основными формами абстрактного мышления. Окружающий мир познается человеком в двух основных формах : в форме абстрактного мышления и чувственного познания.

Все предметы, окружающие нас, воздействуют на наши органы чувств и вызывают восприятия, ощущения и представления. Чтобы разобраться в данных понятиях, обратимся к теории.

Публикация «Консультация „Абстрактное мышление, основные формы“» размещена в разделах

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Например, мы ощущаем запах духов, при этом включается только обонятельный анализатор, выйдя зимой на улицу, мы можем определить температуру воздуха и т. д.

Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, перед нами лимон. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем такие свойства, как цвет, форма; с помощью вкусового анализатора определяем его вкус, с помощью обонятельного анализатора можем обнаружить определенный фруктовый запах. В результате создается целостное отражение предмета.

Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. Например, лимона перед нами нет, но мы можем его представить, описать свойства, опираясь на жизненный опыт.

Итак, с помощью чувственного отражения, мы познаем отдельные предметы и их свойства.

Законы мира, сущность предметов, общее в них, мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются умозаключения, понятия и суждения. Немного теории.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (дом, дерево)

Признаки предмета могут быть существенными и несущественными. Надо отметить, что в понятиях отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких. каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

Признаки бывают отличительные и неотличительные. Есть признаки, присущие только одному предмету, они позволяют отличить его от других сходных с ним предметов.

Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, классификация и обобщение. Понятие формируется на основе существенных свойств, признаков, отношений, присущих ряду однородных предметов. Для того, чтобы выделить существенные признаки, надо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение и сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков надо произвести анализ, т. е. мысленно разделить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (т. е. мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Из всего вышесказанного становится понятно, что для формирования понятийного аппарата ребенка, ему потребуется овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, усвоить типы и виды отношений между понятиями.

Публикации по теме:

Консультация для родителей и педагогов «Как развить у ребенка критическое мышление» Как развить у ребенка критическое мышление Здоровый скепсис обычно появляется у ребенка сам собой к 10-12 годам, а до тех пор большинство.

Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление у дошкольников» Подготовила: Соловьева Елена Валерьевна Воспитатель МКДОУ д/с № 441 Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление у дошкольников».

Консультация для воспитателей и родителей «Для чего ребенку развивать логическое мышление?» Развитие логического мышления - важная составляющая в образовании ребенка и влияет на дальнейшее воспитание и образование. Родители хотят,.

Консультация «Основные направления и формы работы с родителями по эстетическому воспитанию (Художественное творчество)»Консультация «Основные направления и формы работы с родителями по эстетическому воспитанию (Художественное творчество)» Одним из условий успешного воспитания является работа не только с детьми, но и с их родителями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы.

Консультация «Основные принципы и средства закаливания» Общие требования 1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:  - соблюдение санитарных и гигиенических.

Консультация-практикум для воспитателей «Латеральное мышление, методы и упражнения для его развития у детей»Консультация-практикум для воспитателей «Латеральное мышление, методы и упражнения для его развития у детей» Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа № 2053 Дошкольное отделение на ул. Сочинская Консультация-практикум для воспитателей.

Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или.

Основные направления и формы работы с детьми по художественно–эстетическому воспитанию В формировании личности ребенка неоценимое значение имеет художественное - творчество. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.

Консультация «Основные требования к речи воспитателя» Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания.

Консультация «Системное мышление» «Мозг, хорошо устроеный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Мишель Монтель Мир, в котором мы живем сложен и многогранен, множество.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Абстрактное мышление, основные формы»
Опубликовано: 7 сентября 2019 в 16:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД