Татьяна Степанова
Конспект логопедического занятия «Абвгд и Я — веселая и дружная компания»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: развивать у детей общее внимание, словесно-логическое мышление. Активизировать словарь детей. Развивать сообразительность. Продолжать делить слова на слоги, дифференцировать буквы на гласные-согласные.
Учить соотносить вопрос существительного (живого-наживого) картинкам. Уточнить знания детей о многозначных словах, о предположениях. Учить составлять предложения. Упрожнять в составлении слов, в делении слов на слоги.
Логопед :
Публикация «Конспект логопедического занятия „Абвгд и Я — веселая и дружная компания“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
дорогие дети, гости! Сегодня у нас праздник Азбуки "АБВГД и Я" - веселая и дружная компания". Мы будем читать стихи, посвященные буквам, соревноваться, выполнять различные задания.
Ребенок:
Вот вам стол, а вот скамейка
Взяли в руки карандаш
Это АБВГДейка
В детский сад приходит наш.
Логопед :
Всем известно, что в азбуке живут и хозяйничают буквы. Давайте на нашем празднике покажем, чему вы научились в детском саду, и расскажем о буквах и звуках, все, что вы знаете.
Какие бывают звуки?
Дети:
Гласные и согласные.
Логопед :
Назовите гласные звуки?
Дети:
А, Е,О, У, И, Ы, Э, Я, Ю.
Ребенок:
Звуки гланые мы знаем,
Без труда их различаем.
А, У, О, Ы, Э, И -
Вот такие все они.
Нет для них нигде преграды,
Петь иы эти звуки рады.
ВЫзываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
Ребенок:
[А] - пошире рот открой!
Не линись и громче пой!
Удивленно тянет он:
А-А-А. забывчивый какой!
[У] надул капризно губки.
Он их вытинул как трубки.
Вот какой он привереда, -
Будет дуться до обеда!
Ребенок:
[И] - улыбка весельчак,
Он смеется звонко так!
На широком язычке
Скачет звук как на седле!
Вот в задумчивом сомнение
[Э] высказывает мнение
Э-Э-Э. Не знаю, что сказать.
Может лучше помолчать?
Ребенок:
Округлив большие губы,
[О] прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул,
Спинку выгнул
О-О-О - вздохнул.
[Ы] - хоть гласный, но тихоня
Вызывает он спросонья:
"Ы" - Поспать еще часок.
Или может, выпить сок?"
Ребенок:
Ну, а согласные?
Звуки-бойцы.
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
То подъем, а то овраг,
Крепость здесь построил враг.
А за ней крутая горка,
Спуск - забор, в заборе - щелка.
Где ж находится все это?
Жду сейчас от вас ответа.
Да преграды строят губы,
Щеки, языком и зубы.
Как зовутся те бойцы,
Удалые молодцы?
А друзья, ну просо классные!
Эти звуки согласные!
Логопед :
Произносите по одному согласному звуку, охарактеризуйте его.
Дети:
отвечают (согласный твердый, мягкий).
Логопед :
Какими кружком обозначаются гласные (согласные) звуки?
Дети:
синим, красным.
Логопед :
Проведем игру "Перенеси буквы в обруч правильно".
в синий согласные, в красный - гласные.
Логопед :
А что получается, если соеденяются гласный и согласный звуки?
Дети:
слоги
Логопед :
А давайте устроим бал дружбы, где согласные и гласные закружатся в танце!
Буквы подружитесь!
В слоги превратитесь!
В танце закружитесь!
(Ребенок,на груди которого карточка с гласной буквой образует пару с тем, у кого на груди карточка - согласная. Слоги-пары выполняют движения под мелодию песни "Встанте, дети, встанте в круг").
Логопед :
Проведем игру "Придумай слово".
(со звуком [з-з'], [л-л'], [к-к']).
Что мы с вами придумывали?
Дети:
слова
Логопед :
Что получается из слов, которые собираются вместе, начинают дружить?
Дети:
предложение.
Логопед :
Придумайте по одному предложению.
Дети отвечают
Логопед :
В русском языке есть слова, которые образуются из двух слов. Образуют же новые слова из двух слов:
пар, ходить - рароход;
лед, колоть - ледокол,
луна ходить - лунаход;
пар, везет - паравоз,
сам, летит - самолет,
земля, трясти - землятресение,
вода, провод - водопровод,
рыба, ловить - рыболов.
Логопед :
В нашем языке есть многозначные слова.
Обьясните значение слов:
коса - у девочки, косить;
перо - у птицы, писать;
лук - еда, стрелять оружие;
лист - на дереве, альбомный;
иголка - шить, у ежа, у елки (хвоя) у шприца.
Логопед :
Послушайте стихотворение и назовите многозначное слово.
Не жалейте пятачка, -
Говорит корова, -
Вы купите молочка -
вкусного, парного!
поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке! -
Пяточки свои суют
Маленькие хрюшки.
Дети:
пятачок-монета, нос у поросенка.
Логопед :
Бросил шапку кверху Мишка
- Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове -
Сразу шишек стало две.
Дети:
шишка (еловая и на лбу).
Логопед :
Какие вы сообразительные! Мы с вами улыбнулись, пошутили, а от улыбок всем становится светлей! Споем все вместе песню улыбка.
Логопед :
Игра "Измени слово" - так, чтобы появился звук [ч].
елка - елочка
юбка - юбочка
книга - книжечка
сумка - сумочка
Логопед :
Измени, чтобы появился звук [ш].
домик - домишко
петух - петушок
скворец - скворушка
трава - травушка
Логопед :
Игра "Живое-неживое" (раздать предметные картинки)
На какой вопрос отвечают живые предметы? (Кто, неживые? (Что).
Называйте картинку и ставте вопрос. Внимание! Начинаем!
Логопед :
Умники и умницы!
Перед вами лист-прямоугольник.
В него нужно вписать буквы, из которых составляются слова - отгадки на следующие вопросы:
1) время года (Зима)
2) предмет мебели (стол, стул)
3) самое крупное животное (слон)
4) часть тела (рука)
5) кондитерское изделие, которое обычнор пекут в день рождения (торт).
Вписать слова
Логопед :
Сядем за столы. Откройте разрезные азбуки. Отгадаем загадки.
1) Сидит дед в сто шуб одет
Кто его раздевает, тот слезы пролевает (лук).
2) Зимой белый, летом серый (заяц).
3) Рыжая плутовка
Хитрая головка
Хвост пушистый - краса
Кто же это? (лиса).
Выложили слова отгадки
лук, заяц, лиса.
Разделили на слоги, от чего зависит количество слого в слове? Какое правило есть. Уберите буквы в ячейки. Выложили слоги
ма-мя, ну-ню, лы-ли, рэ-ре, со-се
Какие гласные буквы ставили после твердых (мягких) согласных?
Дети отвечают
Логопед :
Я рада, что вы так хорошо знаете буквы. Отныне и навеки они - наши верные друзья и помошники.
Ребенок:
Буквы - значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условном месте стоит,
А называется все Алфавит.
Логопед :
Перед вами Алфавит. Сколько всего букв в алфавите? (33)
Сколько гласных букв? (10)
Назовите буквы алфавита.
Дети, прочитайте, какую оценку - слово я вам поставила за все ваши ответы, за всю работу на занятии?
Дети читают по слогам слово: Мо-лод-цы! (на доске).
Логопед :
Вот и закончилось занятие, наш праздник "АБВГД и Я - веселая и дружная компания".
Вас ждет сюрприз.
У меня две тарелки. На одной - полоски синего и красного цвета. Синие - с именами мальчиков, красные - с именами девочек.
На второй - конфеты. Подходят мальчики, читают имя девочки и угощают ее конфетой. Затем так же поступают девочки.
Логопед :
Дети, встанте, возьмитесь за руки. Передайте тепло своего сердца соседу. Поднимите руки. Пусть цепочка добра, дружбы и тепла никогда не обрывается.
Спасибо за внимание!