Оксана Колесникова
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе. Общая задача педагогов и родителей - помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
Ребёнок в период адаптации – живая модель стрессового состояния. Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов: Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) т. к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родители должны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому я считаю очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка. На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года, наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ.
Вот некоторые предлагаемые в нашем детском саду меры, облегчающие адаптацию :
1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с детским садом:
проконсультироваться у психолога;
посетить занятия;
пройти с экскурсией по детскому саду;
2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.
3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные, так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.
4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в детского сада.
6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением детского сада, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу.
8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.
9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
В процессе адаптации ребенка мы используем такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, релаксационные игры, элементы сказкотерапии, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения). Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой; знакомство с детским садом; знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
Вот некоторые рекомендации которые мы предлагаем родителям при подготовке ребё нка к поступлению в детский сад:
1. Перестаньте волноваться, если ваше решение уже принято. На ребенка не нужно проецировать свою тревогу, при нем не обсуждайте возможные осложнения.
2. Следует обратить внимание на режим дня. За лето ребенок должен быть перестроен так, чтобы он мог легко просыпаться за час-полтора до выхода из дома.
3. Постарайтесь максимально приблизить меню вашего ребенка к детсадовскому меню.
4. Необходимо закаливать всех детей, а особенно тех, кто идет в детский сад. Самый эффективный и простой способ - хождение босиком летом по земле в любую погоду. Очень полезны водные процедуры, постарайтесь при этом не ограничивать пребывание малыша в воде и не особенно контролируйте температуру воды.
5. Очень часто встречаются дети, которые при расставании с мамой плачут. Их долго приходится уговаривать. Если после маминого ухода малыш чувствует себя хорошо, не спрашивает про маму, не грустит и легко переносят режим дня, то нужно, скорее всего, изменить сложившуюся "традицию" расставания.
Такое поведение детей, как правило, является следствием поведения родителей. Повышенная тревожность мамы, нежелание родителей увидеть в поведении ребенка элементы манипулирования людьми - все эти причины могут провоцировать такое поведение ребенка. В такой ситуации, прежде всего, сама мама должна изменить свое внутреннее состояние.
Ещё важно объяснить родителям, что мы работаем, опираясь на индивидуальность каждого ребёнка. Поэтому дать точный ответ об окончании и успешности адаптации очень сложно. Это зависит от многих факторов: психологический настрой малыша и его родителей, терпение, коммуникативных способностей ребёнка, его физических и психических особенностей.
Чего нельзя делать родителям ни в коем случае:
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Мне хочется поделиться нашим опытом создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Прежде всего, это наша доброта и весёлое настроение, эмоциональность, улыбчивость, способность увлечённо играть. Кроме этого существует много приёмов и методов, чтобы помочь малышу затормозить отрицательные эмоции. У нас в группе есть бассейн с шариками. Это увлекает малыша и помогает успокоиться. Есть в группе ещё одна любимая игрушка «Молоточек» (колышки деревянные, разного цвета,размещённые как гвоздики на доске). Детям очень нравится забивать «гвоздики» молоточком. Много в этот период использую рамок и вкладышей с изображением животных, и с изображением овощей. Такие игры с монотонными движениями успокаивают малыша, а также доставляют радость и формируют умение играть рядом, а также строит дружеские отношения между детьми. Обязательно используем заводные игрушки; народные игрушки (пирамидки, матрёшки и т. п., народные игрушки - забавы. Хорошо рисовать вместе с детьми фломастерами, красками, ставить печатки разного цвета и размера, а летом на прогулке рисовать разноцветными мелками, это не только помогает малышу успокоиться и отвлечься, но и создаёт предпосылки к занятиям по развитию сенсорной культуры. Нельзя обойти вниманием подвижные игры, которые помогают малышам развеселиться и начать осваивать основные виды движения.
Занятия в период адаптации не проводим. Вся работа строиться по следующим направлениям:
1. Игровое взаимодействие.
2. Развиваем движения.
3. Формируем эмоциональную отзывчивость.
4. Играем и строим.
Я очень люблю заниматься с детьми пальчиковыми играми и пальчиковой зарядкой. Главная цель всех игр наладить доверительные отношения, развеселить малыша и вызвать желание приходить в детский сад и играть. Пальчиковая игра замечательна по своей сути, она развивает мелкую моторику, а значит и развивает речь, развивает звукоподражание, знакомит с окружающим, тренирует память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами я провожу каждый день.
Также в период адаптации каждый день каждодневно читаем и рассказываем русские народные потешки, прибаутки, шутки, сказки, ладушки. Они вовлекают детей в свой ритм, переключая их на дружное топанье ногами и хлопанье в ладоши; объединяют детей, задают положительный настрой, даже стеснительные дети идут на контакт. Наличие магнитофона позволяет слушать с малышами спокойную музыку; весёлые детские песни; «Звуки природы», а также классическую музыку. В группе есть и «зелёный уголок». Где мы вместе с детьми ухаживаем за растениями. Не маловажную роль в создании эмоционально положительной обстановки является наличие кукольного уголка. В уголке куклы одеты в одежду четырёх основных цветов, посуда подобрана с учётом цвета и трёх размеров. Также есть кроватки для кукол со всеми спальными принадлежностями. Те же цели и задачи выполняет строительный уголок. Наличие строительного материала разного цвета, размера и формы, позволяет расширить и обогатить игровой опыт ребёнка. Ну и не маловажны разговоры с малышом в этот период. Говорить нам приходится много, ведь малышу, переступившему первый раз порог детского сада, многое непонятно. Малыш должен привыкнуть не только к обстановке, но и к новым требованиям. А чтобы это происходило быстрее и легче, на мой взгляд, ребёнок должен понимать, почему так, а не иначе нужно сделать, «сейчас пойдём мыть ручки, потому что мы будем кушать».
Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.