Адаптация при поступлении ребёнка в детский сад

Ольга Дорофеева
Адаптация при поступлении ребёнка в детский сад

Воспитатель МБДОУ №259 г. о. Самара

Дорофеева О. И.

Даже если вы имеете возможность не работать, дошкольное учреждение будет полезным и для вас, и для вашего ребенка. Примерно в 2-3 года малыш испытывает самый настоящий голод по общению со сверстниками, по детскому коллективу. Если вы внимательно понаблюдаете за детьми в песочнице, сразу увидите большую разницу между «домашними» и «садовскими» детьми. «Домашние» дети сложнее находят общий язык со сверстниками, знают меньше игр и испытывают дефицит информации. Но тем не менее, для многих родителей вопрос – ходить ли ребёнку в детский сад – всё равно неоднозначный, сложный и открытый. Как же отдать своего малыша в руки чужих людей!

Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребёнка к режиму пребывания в детском саду – это возраст в 2 – 3 года. На этот период приходится кризис раннего детства, кризис 3-х лет. Дети, стремясь утвердить своё Я, тянутся к самостоя-тельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.

Каковы же психологические преимущества пребывания ребёнка в детском саду?

Прежде всего это обретение самостоятельности. В детском саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания, учатся кушать, одеваться и раздеваться, соблюдать личную гигиену, убирать за собой.

Второе преимущество – это детское окружение. Обстоятельство это особенно важно для первых и единственных детей в семье. Посещение группы приучает ребёнка взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учёта общих интересов. В возникающей между ними атмосфере коллективизма дошкольники учатся ждать своей очереди, умерять личные желания, делиться тем, что имеют сами. И всё это происходит без нудных наставлений и поучений взрослых за счёт разнообразных форм общения между детьми. Дети не просто привыкают друг к другу, а завязывают достаточно тесные отношения, подражают и учатся тому, что не умеют сами.

Ещё одно преимущество детского коллектива – это избавление от эгоцентрических установок (стремление ребёнка судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицание всех остальных). Взрослые склонны потакать детям, умиляться специфической неадекватности их суждений. Сверстники радикально и достаточно быстро корректируют индивидуалистские, эгоцентрические, направленные только на самого себя установки друг друга. Дошкольники, чьё развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в 4,5 года, в ситуации же внутрисемейного окружения взрослых эгоцентрические установки исчезают к 5 – 6 годам, а иногда сохраняются до 7 – 8 лет.

Не следует забывать и об аспектах медико-педагогических: режимном питании, отдыхе, прогулках, специальных занятиях, способствующих полноценному и разноплановому развитию детей, и об уверенности родителей, что в саду их малышам будет обеспечен нормальный уход и присмотр.

Рекомендации для родителей, чей ребёнок впервые идёт в детский сад:

Первое – это заранее начать готовиться к детскому саду, например, за месяц. Первый раз мама приходит в детский сад, например, на прогулку, и остаётся там вместе с ребенком, чтобы он мог её видеть и при необходимости подойти к ней, постоять рядом. Увидев, что ребёнок устал, она вместе с ним уходит домой. Через несколько дней, говорит, что уходит на пять минут, затем придёт, и они вместе будут делать то-то и то-то. В этом случае важно, чтобы у ребёнка сложилась картина обстоятельств дальнейшей его жизни и он точно знал, что в конце концов окажется дома с мамой. Можно предложить ребёнку какую-нибудь меховую игрушку, сказав, что в отсутствии родителей она будет их заместителем, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней, а мама вернётся, как только сможет.

Перед тем как ребёнок начнёт ходить в детский сад регулярно, стоит рассказать ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи.

Мама пойдёт на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также чтобы сделать какое-то полезное дело для всех. Понимание того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, важно ребёнку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, себя в семье, и для осмысления нужности посещения детского сада как собственного вклад в благополучие семьи и общества. Соответственно описывается, что будет делать папа на работе. Обязательно говорится о том, что и у ребёнка важная задача в детском саду – учиться и расти, чтобы стать таким, как его родители. Осознание значимости пребывания в детском саду для семьи (он там выполняет определённую миссию, а не просто находится на хранении, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребёнка в нём.

Путь по дороге в детский сад и из него также можно использовать для формирования у ребёнка положительной картины мира и его собственного места в нём. Она в свою очередь будет способствовать стабилизации его эмоционального состояния. Родитель может в доступной форме рассказать, что удалось ему сделать за день, спросить у ребёнка, что ему больше всего запомнилось. Можно говорить о разных положительных вещах и для взрослого и для его малыша, тем самым положительно подкрепляя и необходимость пребывания в детском саду.

Родителям необходимо продумать и своё поведение после возвращения ребёнка из детского сада. Лучше проявить по отношению к нему те чувства, которых так не хватало ему в детском саду. Стоит так распределить время родителей, чтобы после детского сада кто-то из них смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они скучали о нём, когда все были вдали от дома.

Для того чтобы период адаптации ребёнка прошёл безболезненно:

Подготовьте вашего ребёнка к тому, что ему придётся находиться некоторое время без вас. Попросите своих друзей и родственников оставаться дома с вашим ребёнком на 2 – 3 часа в неделю. Притворитесь, что уходите за дверь, и спросите ребёнка, не обнимет ли он вас или поцелует на прощание.

Покажите ребёнку часы и скажите, что вы вернётесь ровно через три часа. Даже если ребёнок не умеет пользоваться часами, это его отвлечёт.

Будьте готовы к тому, что могут возникнуть проблемы с адаптацией к детскому саду. Это может выражаться в плохом сне ребёнка, потере аппетита, плаксивости.

Объясните ребёнку, что такое детский сад и зачем туда ходят дети. Постарайтесь про-стыми словами создать положительный образ садика (например, в детский сад приходят такие же, как и ты, дети, они там вместе играют, учатся, кушают, в детском саду много игрушек и добрые воспитатели, которые заботятся о детях).

Начинайте постепенно готовить ребёнка к поступлению в детский сад. Первое время приводите его только на прогулку. Поощряйте ребёнка общаться с другими ребятами из группы, хорошо, если у малыша появятся друзья в первые 3 – 5 дней.

Ознакомьтесь с распорядком дня дошкольного учреждения и приведите расписание ребенка в соответствие с этим распорядком. Научите ребёнка делать всё, что понадобиться в детском саду (одеваться, умываться, кушать).

Заранее познакомьте ребёнка с воспитателями группы, в которую отправиться ваш малыш.

Познакомьтесь с другими детьми и их родителями, приглашайте новых друзей вашего ребёнка на совместные прогулки в выходные дни. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателем, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.

Первые 2 – 3 недели можно оставлять ребёнка в детском саду на несколько часов, постепенно увеличивая это время до необходимой нормы. Первые несколько дней постарайтесь ходить в детский сад вместе с ребёнком (вы можете оставаться там на 2 – 3 часа).

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.

Подробно расскажите ребёнку о режиме детского сада: что, как и в какой последова-тельности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитательнице и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если ты захочешь в туалет, скажи об этом». Объясните, что в группе много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу:»Воспитатель не может одеть сразу всех детей, тебе придётся немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, про-сить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

Создать спокойный, бесконфликтный климат для ребёнка в семье. Щадить его ослаб-ленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребён-ка.

На время прекратить походы в цирк, театр, гости. Намного сократить просмотр телевизионных программ.

Не нервничайте и не переживайте по поводу расставания с ребёнком. Дети очень чутко реагируют на состояние родителей, а это только обостряет ситуацию. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

Не критикуйте детский сад в присутствии ребёнка, это вызывает в нем желание не хо-дить в такое плохое место. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

Если ребёнок всё же заплакал, не реагируйте и не бросайте его жалеть. Обнимите, поцелуйте и скажите, что вы скоро вернётесь. Затем встаньте и выйдите их комнаты. Воспитатели знают, что истерики прощания чаще всего заканчиваются через 3 – 5 минут после ухода родителей.

Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в совместную игру.

Развивать подражательность в действиях ребёнка: «Полетаем как воробушка», «Попрыгаем как зайчики».

Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего и т. п.

Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

Период адаптации в среднем занимает полгода, именно поэтому вам следует запастись терпением и с пониманием относиться к капризам ребёнка в первые месяцы посещения детского сада.

Публикации по теме:

Конкурс осенних поделокКонкурс осенних поделок Осенняя поделка <<День рождение Смешарика>>.Автор Третьякова Даша. Возраст 5лет. Воспитанница средней группы № 7 МБДОУ детский.

Вот и осень пришлаВот и осень пришла Поделка <<Осенняя композиция>> выполнена из природного материала: веточки деревьев,осенние листья,ракушки,наклеенные на кусочек.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Адаптация при поступлении ребёнка в детский сад
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 23:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кнопка +1 теперь с бонусами
Теперь звёздочка может подарить не только +1, но и 2, 3, а в редких случаях и 10 баллов рейтинга.
14 ноября. День рождения Астрид Линдгрен

14 ноября 1907 года появилась на свет одна из величайших детских писательниц ХХ века – Астрид Линдгрен. Прежде всего, её имя ассоциируется с Малышом и Карлсоном – трилогия об этих персонажах имела...

14 ноября. Международный день логопеда

14 ноября свой профессиональный праздник отмечают логопеды – специалисты, помогающие людям обрести правильную и красивую речь. Международный день логопеда – молодой праздник, его празднуют всего 15 лет,...

Методические приемы в разучивании песни «Зима»
Методические приемы в разучивании песни "Зима", музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель. Для детей 3 - 4-х лет. Добрый день уважаемые коллеги. Хочу...
Фотоотчет детского творчества «Осенние фантазии» (часть первая)
Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далеки птицы улетели, Если небо хмурое, если...
Детский мастер-класс по аппликации «Снегирь на ветке»
Предлагаю вашему вниманию детский мастер - класс по аппликации "Снегирь на ветке". У нас в Подмосковье ноябрь выдался довольно теплым, и снега еще нет....