Папки-передвижки

Адаптация ребенка к детскому саду

Елена Киселева
Адаптация ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой среде и обстановке. Попадая в детский сад, ребенок попадает в новый мир с новыми людьми и совершенно новым незнакомым ему окружением. В этот момент жизни ребенка происходят существенные изменения в режиме дня, характере питания, условий пребывания, а также появляется необходимость общаться с новыми людьми, учиться искусству коммуникации и интеракции для установления социальных связей. Адаптация к ДОО – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. В это время важно максимально уделять ребенку внимание, следить за изменениями в его жизни, помочь ему успешно пройти этот этап развития.

Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду» размещена в разделах

Адаптацию следует рассматривать в двух аспектах: биологическом и социальном. Оба являются своеобразным стрессом для организма и психики. Поэтому в процессе привыкания должны активно участвовать не только воспитатели, но и родители, тогда этот период пройдет безболезненно для ребенка.

У всех детей адаптивный период протекает по-разному в зависимости от их психофизиологических и личностных особенностей, ситуации и отношения в семье и характера воспитания. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; поэтому все дети по-разному привыкают к новым условиям жизни: кто-то быстро, кто-то медленно, эмоционально насыщенно или спокойно, с большими переменами в поведении или практически без изменений. К сожалению, есть дети, которые очень долго не могут привыкнуть к детскому саду. В таком случае, чтобы выявить причины проблем привыкания, важно понимать особенности процесса адаптации.

Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:

1 этап – подготовительный. Готовиться к поступлению в детский сад следует начинать заранее (за 1-2 месяца). Главной целью этого этапа является сформировать навыки в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям, находиться в обществе сверстников и сотрудников дошкольного учреждения. Например, родителям стоит обратить особое внимание на рацион питания малыша, постараться приблизить к «детсадовскому», также не менее важно сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности, чтобы малыш комфортно чувствовал себя среди большего количества людей, чем дома. Ребенок, умеющий есть, раздеваться, одеваться не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, ждать, чтобы ему помогли. Необходимо отрегулировать режим сна, в том числе и дневного, чтобы в детском саду ребенок чувствовал себя бодрым и активным.

2 этап – основной. Задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны постараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Надо открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях своего ребенка: как его ласково называют дома, какую игрушку он любит больше всего, что любит есть, а что не очень, как засыпает, и т. д., тогда воспитатель сможет найти правильный подход к вашему ребенку.

Для того, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимы общие усилия родителей и педагогов:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. В течение всего периода адаптации надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и настоящей жизнью. Родителям надо как можно больше интереса проявлять к играм и занятиям в детском саду, внимательно выслушивать рассказы ребенка, сохранять рисунки, которые он приносит. Со стороны воспитателей важно создать благоприятную и дружелюбную атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя защищенным и любимым и, как результат,с удовольствием шел утром в детский сад. Положительный настрой – в данном случае это уже залог успеха!

2. Работа с родителями, проводимая до поступления ребенка в детский сад. Успешная адаптация зависит о совместных действий воспитателей и родителей, поиска индивидуального подхода к каждому ребенку. Для предварительного знакомства и привыкания первое время рекомендуется временно приводить ребенка на прогулки в детском саду, где он сможет познакомиться с воспитателями и другими детьми. Также, ребенку нужно показать группу, комнаты, рассказать, где что находится, чтобы чужая обстановка стала знакомой и не пугала малыша. При необходимости первые 3 дня маме разрешается побыть с ребенком в группе, но недолго, чтобы малыш не успел привыкнуть к пребыванию мамы в детском саду, тем более присутствие постороннего человека может отрицательно влиять на других детей.

3. Правильная организация игровой деятельности. Основная задача игр в период адаптации – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Важно уделять одинаковое внимание всем детям, чтобы никто не чувствовал себя лишним и покинутым.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка: если с ним систематически занимаются дома, то ребенок растет общительным и самостоятельным, и период адаптации длится 10-14 дней. При каких-либо нарушениях этот этап может затянуться, очень важно отнестись к этому со всей ответственностью и помочь ребенку преодолеть все трудности.

Используемая литература

1. Галанов А. С. «Я иду в детский сад: пособие для родителей и воспитателей/ А. С. Галанов. - М. :Школьная пресса, 2002

2. Дом, в котором хорошо и малышам и взрослым//Педагогика ДОУ. - 2003.- №3

3. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных общеобразовательных учреждений/ М. :, 2002

4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: метод руководство для работников дошкольных образовательных учреждений/ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина. М. :Линка-пресс, 2001

5. Как помочь ребёнку в период адаптации// Ребёнок в детском саду. - 2003. №3

6. На пороге детского сада//обруч. - 1995. - №5

7. Социализация и адаптация детей раннего возраста//Ребёнок в детском саду//.№5

Публикации по теме:

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребенка к детскому саду
Опубликовано: 25 марта 2014 в 20:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация ребенка к детскому саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Киселева (УИ 190331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД