Лучший педагог года

Адаптация ребенка к детскому саду: методика организации занятий с детьми, работа с родителями

Анна Артемова
Адаптация ребенка к детскому саду: методика организации занятий с детьми, работа с родителями

Под адаптацией в современной научной литературе понимают, как процесс привыкания или приспособления организма к новой обстановки. Адаптация ребенка к Детскому саду — это сложный период не только для ребенка, но и для родителей и нас воспитателей. Задача педагога не растеряться, а тщательно подготовиться к этому. Для этого необходимо:

Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду: методика организации занятий с детьми, работа с родителями» размещена в разделах

1. Примерно в конце мая месяца провести родительское собрание, на котором вы должны дать рекомендации родителям «Как избежать малышу трудности привыкания к новой обстановке». (Приложение к консультации №1).

А что делать, если родительское собрание проходит в августе?

Для этого необходимо, сказать, что мы надеемся, на то, что многие родители готовили ребенка в детский сад, примерно, по такой схеме и рассказать эти же рекомендации.

Родителям, которые не присутствовали на собрании, можно переслать информацию, через электронную почту.

2. Повторить возрастные особенности детей этого возраста и тщательно изучить анкету «Давайте познакомимся!», которую родители заполнят на первом собрании (Приложение №2, где родителями прописаны особенности ребенка - привычки, любимые игры, занятия, увлечения и другие особенности подрастающей личности. Эти знания помогут нам, найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

3. Создать условия для самостоятельно-игровой деятельности детей, а также организационной образовательной деятельности, которая обеспечит формирование комфортных условий для развития социальных взаимодействий с детьми и взрослыми.

4. Сделать подборку игр и игрушек по возрастным особенностям детей. (Программа.) Ведь умение организовать деятельность имеет огромное значение, но не всегда удается ее осуществить в полном объеме, так как во время адаптации возникают непредсказуемые моменты (например, плачут 2-3 ребенка, не успокаиваются; переодеть нужно ребенка, а может и не одного; и другие причины; отвлекающий момент - родители постоянно пишут в ВАЦАПЕ, звонят или вообще сидят в раздевалке и через 5 минут заглядывают в группу).

- Поэтому, рекомендую иметь в своем «репертуаре» 2-3 подвижные игры. С помощью которых, можно организовывать весь день. Например, игра «Паровоз» помогает нам возить детей везде в течении дня – и руки мыть, и на прогулку, и в гости к «Зайке» все, что вы придумаете, чтобы организовать детскую деятельность.

- Знать 2-3 пальчиковые (музыкальные) игры, такие как «Похлопаем в ладоши…», «Мамины помощники» (изображают - шьют, подметают, гладят, вешают белье) и другие.

- Использовать в своей практике, такой прием как обыгрывание игрушки. Например, к детям пришел с утра в группу «Петрушка», он с детьми здоровается; занимается, делает с ними зарядку; хвалит детей; замечает, если кто-то нарушает правила и многое другое.

Если мы заметили, что ребенок делает не так, как нужно, то эту ситуацию можно обыграть. Можно взять игрушку, например, медведя и сказать детям, что мишка забыл правило поведения за столом, давайте напомним ему и вместе с детьми вспоминаем, и обращаем внимание на «нарушителя порядка», смогли ли мы на него повлиять косвенно. Если и это не помогло исправить ситуацию, то подходим и работаем индивидуально, опять-таки используя медведя, где говорим, что мишка уже умеет правильно сидеть, и ты тоже умеешь, покажи, как и повторяешь эти правила поведения.

- Обязательно делайте с детьми зарядку и желательно если она будет музыкальная или тематическая (например, «Зайки», «Птички», «Мишки», «Часики») – это один из организационных моментов, помогающих собрать детей, привлечь внимание, отвлечь детей от мысли о маме, о доме.

- Привлечь детей к мытью рук, можно с помощью мини-мастер-класса воспитателя для детей «Мыльные перчатки» или использовать это в образовательной деятельности с детьми (включил воду, намочил их, взял мыло и намылил внутреннюю часть рук, затем – внешнюю сторону рук, пальчики и сделали манжеты – получились мыльные перчатки – этот прием очень нравиться детям).

5. В договоре для родителей прописано то, что родители имеют право находиться в группе в течении 10 дней. Мы же считаем, что это может только задержать период адаптации ребенка к детскому саду, к воспитателю; будет отвлекать других детей и нам создается дискомфортная ситуация. Что делать, если всё-таки эта ситуация произошла? Лично я разрешала родителям находиться в группе, если ребенок адаптировался с трудностями или вообще отказывался заходить в группу (не отрывать же его от мамы). Но предварительно договаривалась с мамой, что ее нахождение в группе предусматривается как помощь воспитателю и ребенку, в том, чтобы он привык к педагогу, к детям, к группе, к выполнению режима.

6. Еще нам необходимо, добиться доверительного отношения с родителями. Они должны спокойно идти на работу, зная, что оставили ребенка, на человека, который будет с детьми играть, ухаживать, уделять внимание каждому, замечать индивидуальные особенности в развитии ребенка и многое другое. Ведь многие думают, что в детском саду очень легкая работа – воспитатели ничего не делают.

Что нужно для того, чтобы добиться доверительного отношения от родителей?

Нам необходимо развеять мифы об адаптации ребенка к детскому саду : «адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно, и родители боятся, что у них будет тоже самое; дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят; у ребенка, который начинает ходит в детский сад портится характер, он становится просто невыносимым.»

Понятно, что нужно для этого показывать свою работу родителям. А как они ее увидят если их в группе нет! В этом нам помогает привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада, группы; к участию в открытой образовательной деятельности и как участников, и как приглашенных зрителей.

7. Когда родители пришли за ребенком, вы должны рассказать ему о том, что происходило в его отсутствие.

- вначале рассказать о хорошем, что было ребенку интересно, чем занимался, с кем общался;

- потом можно сказать о том, что не получалось, или стеснялся, или растерялся, или упрямился ребенок в общении.

В заключении мне бы хотелось сказать, все у вас получиться отлично, если вы любите свою работу, детей, свою Родину и хотите помочь вырастить достойное, самостоятельное, развитое поколение.

Приложение №1

Рекомендации родителям детей, поступающих в дошкольное учреждение.

- В течении лета перестройте режим ребенка так, чтобы он начал просыпаться за час-полтора до того, как нужно выходить из дома в детский сад.

- Научить детей самостоятельной гигиене в туалете, приучите его отправлять естественные потребности в одно и тоже время (лучше рано утром).

- Максимально приблизите меню вашего ребенка к детсадовскому, следите, чтобы малыш не перекусывал между едой.

- Закаливайте ребенка (ходьба босиком, водные процедуры, воздушные ванны и другое, это поможет укрепить не только иммунную, но и нервную систему малыша.

- Примерно за месяц до того, как ребенок пойдет в детский сад, ограничьте время пребывания рядом с ним.

- Создайте ситуации, когда ребенок сам захочет, чтобы мама отлучилась на некоторое время (сделать маме сюрприз, выполнить ее поручение); формируйте необходимые навыки общения с другими детьми : научите малыша здороваться с группой детей, предлагать сверстникам свои игрушки, попросить разрешение играть с ними, правильно реагировать на отказ.

- Приучайте ребенка брать с собой только те игрушки, которые он готов поделиться с другими детьми.

- Рассказывайте ребенку о детском саде, объясняйте, что изменится в его жизни, сходите вместе в детский сад, обращая его внимание на новый маршрут.

- Говорите, что очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.

- Не усложняйте проблему – старайтесь не обсуждать при ребенке возможных затруднений и негативных изменений, которые могут произойти в жизни семьи.

- Не приукрашивайте ситуацию – малыш может приобрести неправильную установку и горько разочароваться в первый же день пребывания в детском саду.

- Старайтесь относиться к переменам в вашей жизни как к необходимости, но не напоминайте каждый день ребенку о том, что его ждет.

- В первый день сразу не уходите, побудьте немного с ребенком, лучше, если он сам вас отпустит.

- Приходите в детский сад чуть позже – не нужно, чтобы ребенок был свидетелем чужих слез при расставании с мамой.

- Расспрашивая ребенка, как он провел день в детском саду, задавайте точные и конкретные вопросы, тогда он почувствует, что жизнь дошкольного учреждения вам близка и понятна, и захочет, чтобы вы приняли в ней участие.

Приложение №2

Анкета «Давайте познакомимся!»

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Ответив на все вопросы анкеты, вы поможете воспитателю узнать ваших детей поближе, найти к ним подход и легко детям адаптироваться к новой обстановке.

1. Ф. И. О. ребенка ___

2. Дата рождения ___

3. Домашний адрес, телефон ___

4. Состав семьи___ Какой ребенок по счету в семье? ___

5. Мать

Ф. И. О., год рождения ___

Образование, специальность ___

Место работы, телефон, рабочий телефон ___

6. Отец

Ф. И. О., год рождения ___

Образование, специальность ___

Место работы, телефон, рабочий телефон ___

7. С кем проживает ребенок ___

8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании ___

9. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ___

10. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ___

11. Часто ли ребенок болеет (причина, какие заболевания, травмы перенёс ___

12. Основные виды игр и занятий дома ___

13. Легко ли рассмешить ребенка ___

14. Какие игрушки любит, кто их убирает ___

15. Любимая пища ___

16. Нелюбимая пища ___

17. Есть ли у ребёнка аллергия (на что) ___

18. Как ребенок просыпается утром : (нужное подчеркнуть)

а) активен, в хорошем настроении б) с капризами

19. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения ___

20. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

а) активен, лидер б) легко присоединяется к играющим в) испытывает трудности.

21. Любимые занятия, интересы:

а) лепка, рисование, конструирование б) подвижные игры, физическая активность

в) книги, познавательные игры г) другое ___

22. Часто ли капризничает ваш ребёнок? ___

23. Что может вызвать гнев у ребёнка? ___

24. Наказываете вы ребенка? Если да, то как? ___

25. Какие меры поощрения вы применяете ___

26. Кто занимается воспитанием ребёнка? ___

27. Кто гуляет с ребёнком? ___

28. Кто будет забирать ребёнка из детского сада? ___

29. Что ждёте от детского сада? ___

30. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? ___

31. Ваши пожелания ___

Используемая литература:

1. Т. В. Костяк «Психологическая адаптация ребенка в детском саду», 2008. – 176 с.

2. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Адаптация ребенка к детскому саду. Что такое адаптация? Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам, к новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду» Ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае: • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что.

Презентация «Адаптация ребенка к детскому саду» • Адаптация- Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям • Адаптация- это активный процесс, который.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду» Адаптация ребенка к детскому саду - это привыкание к новым нормам и правилам жизни. Для того, чтобы она прошла успешно, предлагаем Вам ознакомиться.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка 3–4 лет к детскому саду» Адаптация детей к детскому саду - дело весьма нелегкое и для родителей и для детей. Как помочь 3-4х летнему малышу быстрее привыкнуть к.

Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка к детскому саду» Консультация для родителей на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду» Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде.

Консультация с родителями «Адаптация ребенка к детскому саду.» -Здравствуйте Лариса Олеговна. -Здравствуйте Надежда Евгеньевна -У меня к вам есть вопрос, у меня ребенок как себя ведет в садике? Он мне.

Круглый стол «Адаптация ребенка к детскому саду» Протокол родительского собрания второй группы раннего возраста. Круглый стол «Адаптация ребенка к детскому саду» Протокол № 1 Тема: «Адаптация.

Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду» Адаптация ребенка к детскому саду. Как важен и волнителен по-своему для каждого родителя день «Мой малыш первый раз идет в детский сад».

Рекомендации для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду» Адаптация ребенка к детскому саду Как важен и волнителен по-своему для каждого родителя день «Мой малыш первый раз идет в детский сад».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребенка к детскому саду: методика организации занятий с детьми, работа с родителями
Опубликовано: 4 марта 2018 в 13:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД