Наталья Гуришева
Адаптация ребёнка с синдромом гиперактивности к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Основные черты, характеризующие синдром гиперактивности, это общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная возбудимость.
Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно общепринятым правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. И первая особенность таких детей в том, что процессы возбуждения в центральной нервной системе у них преобладают над процессами торможения. В результате ребенок не может ни на чем сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно выполнять задания. Естественно, что учебная деятельность, требующая прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля, становится для него особенно трудной.
Публикация «Адаптация ребёнка с синдромом гиперактивности к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному поведению. Причем это возбуждение начинает расти, если этот ребенок находится в коллективе. Если он один – он более спокоен. Один из важнейших методов адаптации ребенка с синдромом гиперактивности к детскому саду – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском дошкольном учреждении. Эти условия организуются в соответствии с особенностями функционирования центральной нервной системы ребенка.
Один из способов помочь детям с гипервозбудимостью – это давать им послабление режима детского сада. Послабление режима выражается в том, что ребенок находится в детском саду в течение недели меньшее количество часов, чем другие дети. Либо он уходит из группы раньше, либо имеет в течение недели «дополнительный выходной день», по индивидуальному согласованию с родителями. Поэтому важно иметь эти доверительные отношения с родителями и важно поинтересоваться, как ведет себя ребенок дома после детского сада. Следующая особенность детей, перенесших гипоксию внутриутробно или при рождении, это так называемая «расторможенность». Это качество означает, что этим детям труднее, чем другим, приостанавливать ту деятельность, которую они начали, особенно в ответ на команду взрослого остановиться. Таких детей рекомендуется не останавливать командой с частицей «не» в начале, а переключать их на другую деятельность при помощи положительно сформулированной команды. Если родители и воспитатели будут излишне часто «останавливать» ребенка, это может в конце концов вызвать у него нервный срыв.
Поэтому наказания с лишением двигательной активности могут вызвать нежелательную двигательную активность ребенка в другие периоды дня. Предпочтительней, когда применяемые меры, включают ребенка в двигательную активность, направленную на исправление допущенной им ошибки, или негативных последствий совершенного им поступка. Например: уронил цветочный горшок – подмести землю, пересадить цветок; сломал игрушку – починить её вместе с воспитателем или родителями; подрался – нарисуй обиженному рисунок. Еще одна особенность детей, перенесших гипоксию, состоит в том, что у них страдает усидчивость, что является частой формой проявления гипервозбудимости и расторможенности. Такому ребенку трудно высидеть на стульчике всё занятие, особенно тогда, когда занятие не включает в себя элементов двигательной активности, и когда не соблюдаются в занятиях рамки возрастных норм, касающихся продолжительности занятий. Такой ребенок будет «плохо вести себя» на занятиях. Например, он может вертеться, вставать, отвлекаться, или задевать сидящих рядом, разговаривать. Иной просто встанет и начнет бегать, пойдет играть. Важно отслеживать соблюдение временных рамок в занятиях воспитателей с детьми. Работа состоит в том, чтобы дать им возможность расслабиться, помочь им снизить те завышенные требования, которые они предъявляют сами к себе, и к детям.
Несколько похожая проблема возникает во время тихого часа. Часть детей из тех, кто перенёс гипоксию, очень долго не могут заснуть, либо вообще не могут заснуть днем. Более того, им трудно лежать спокойно в течение всего тихого часа (если они не заснули). Здесь вопрос должен решаться индивидуально. Если ребёнок не может лежать, то он должен быть выведен из группы. Ответственность родителей состоит в том, чтобы забирать ребенка из детского сада с полдня или на период тихого часа. Здесь необходимо развивать понимание того, что это необходимо в интересах психического и физического здоровья ребенка.
У детей, перенесших гипоксию, наблюдается повышенная агрессивность.
То есть, эти дети более драчливы, чем другие, и часто создают этим в группе особые проблемы. Ребенок должен находиться в атмосфере, в которой он: 1) не получал бы от взрослых негативных образцов гневного, агрессивного поведения, 2) не имел бы поводов реагировать агрессивно, 3) получал бы стимулы для гармоничного развития сферы чувств. А именно, все разнообразие чувств ребенка должно приниматься и поощряться. В противном случае гнев начинает разрастаться как единственно возможный способ выражения чувств, 4) чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, как физической, так и психологической, чтобы он не имел необходимости защищаться
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям и педагогам необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности — с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.
Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от родителей больших усилий и огромного терпения.
При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:
1. В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегать повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорить сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.
6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с кубиками)
7. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером. Избегать беспокойных, шумных ребят.
8. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
9. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
10. Нужен постоянный учет недостатков поведения ребенка. Таким детям присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем.
11. Частое изменение указаний и колебание настроения взрослых оказывает на ребенка с гиперактивностью гораздо более негативное воздействие, чем на здоровых детей.
12. Нужно, по возможности, игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.
13. Во время рисования, аппликации, чтения книг до минимума ограничить отвлекающие факторы.
14. Предоставить возможность ребенку быстро обратиться за помощью в случаях затруднения.
Уровень современной жизни требует от нас быстрой адаптации к изменениям в ней. В то же время проблема детей с дефицитом внимания и гиперактивности заявляет о себе всё отчётливее. Нам нужно постоянно следовать ритму жизни, чтобы быстро адаптироваться в создающихся ситуациях и решать основные проблемы обучения.