Адаптация в детском саду

Анкудимова Юлия
Адаптация в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду.

Ваш малыш пришел впервые в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Вполне ясно, почему маленькие детки с первых дней посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой.

Психологи выделяют три основных этапа адаптации:

I этап — острая фаза

Ребёнок не знает, как справиться с тем стрессом, который на него свалился. Соответственно, не может удержать контроль над эмоциями. Сдержанные дети сидят весь день в группе у окна и ждут маму с папой, а дома весь вечер напролёт плачут. Гиперактивные дети становятся настоящим испытанием для воспитателей: дерутся, отказываются есть и спать, нарушают дисциплину, не ходят на горшок, кричат. А потом ещё и перед родителями истерику устраивают.

Длится это около 1-1,5 недель (показатель усреднённый, зависящий от индивидуальных особенностей малыша).

II этап — умеренно острая фаза

Начинается привыкание. Отрицательные реакции утихают. Организм приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш становится уже не таким дёрганным, начинает общаться с другими детками, вовлекается в общегрупповые занятия, у него улучшается аппетит и нормализуется сон. Однако о полной стабилизации психоэмоционального фона мечтать пока рано. Весь скопившийся негатив выливается только в отдельные и редкие приступы истерики или агрессии.

Продолжительность — 2-3 недели.

Заканчивается часто «разговором по душам», в котором малыш демонстративно и снисходительно делает родителям «одолжение» и соглашается ходить в садик на добровольных началах.

III этап — компенсированная фаза

Наконец происходит полное вливание в коллектив, организм приспосабливается к новым условиям, психофизиологические реакции восстанавливаются до нормального состояния. Малыш ещё может поплакать утром или отказаться выполнять какое-то требование воспитателя, но такие моменты носят непостоянный характер и единичны.

Продолжительность — 2-3 недели.

Таким образом, сказать наверняка, сколько длится период адаптации к детскому саду, нельзя. Для малышей, более-менее подготовленных родителями к такому испытанию, при соответствующих условиях в дошкольном учреждении (профессиональный воспитатель, хорошая кухня, интересные занятия, детки из благополучных семей) он может закончиться уже через 3-4 недели. Для других — затянуться на 3-4 месяца.

Также в психологии выделяют степени адаптации:

Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья.

Лёгкая степень адаптации

Привыкание длится примерно 3-4 недели.

Как проходит:

• слёзы высыхают, как только заходит в группу;

• без страха подбегает к воспитателю, обнимается с ним, смотрит в глаза, улыбается;

• доверительно рассказывает, что произошло в садике;

• играет вместе со всеми;

• способен попросить о помощи;

• выполняет основные требования взрослых;

• истерики с каждым разом становятся всё тише, устраиваются реже;

• не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.

Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.

Средняя

Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.

Как проходит:

• часто болеет;

• не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе;

• отвлекается на игры и успокаивается;

• может немного грустить в течение дня (недолго);

• общается с ребятами и воспитателем, но без энтузиазма, постоянно спрашивает о маме с папой;

• неожиданно покидает игру, отходит в сторону, чтобы побыть одному;

• имеет избирательный круг друзей;

• придерживается большинства правил, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения;

• может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать;

• на все вопросы о том, как прошёл день, отвечает односложно, с преобладанием одной мысли, как он скучал.

В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.

Тяжёлая

Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.

Как проходит:

• при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу;

• после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;

• не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями;

• если и участвует в играх, то только с истериками, приступами агрессии, никого не слушая и не воспринимая;

• отказывается есть и спать по расписанию;

• не обращает внимания на требования воспитателя, может заплакать или испугаться, когда ему сделают замечание.

Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту.

Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду.

Чтобы адаптировать ребёнка к детскому саду, его нужно научить определённым навыкам:

1. Самостоятельно одеваться и раздеваться.

2. Пользоваться ложкой и вилкой.

3. Проситься и ходить на горшок.

4. Воспринимать разную пищу.

5. Слушаться взрослых, знать об элементарных манерах поведения.

6. Чётко и ясно выражать свои мысли.

7. Общаться, участвовать в коллективных играх.

8. Мыть руки перед едой и после прогулки.

9. Убирать за собой игрушки.

10. Отвыкнуть от соски.

11. Уметь самостоятельно, без мамы, укачивания и убаюкивания засыпать.

Этих умений и навыков вполне достаточно для адаптационного периода.

Рекомендации родителям:

Во-первых, есть отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:

1. Заранее расскажите ребёнку, что скоро ему придётся каждый день ходить в детский сад, что это его «работа» — как у мамы и папы. И изменить это нельзя.

2. Маме следует постепенно отдаляться: чаще оставлять одного в комнате, научить его занимать себя самого, играть с кем-то из родственников.

3. Научите элементарным навыкам общения: делиться игрушками, улыбаться, не кусаться и не драться, не брать чужое.

4. Постепенно расширяйте круг его общения: знакомьте с давними родственниками, соседями, друзьями семьи, ровесниками.

Что нельзя делать в подготовительный период:

• убегать родителям тайком, оставляя ребёнка с родственниками или друзьями: научите его нормально прощаться, чтобы он адекватно реагировал на то, что вам придётся расстаться на какое-то время;

• поощрять за каждое выполненное требование конфетами или исполнением желаний (иначе он будет ждать этого же от воспитателя);

• оставлять одного в квартире;

• показывать свои страхи и переживания насчёт предстоящей разлуки.

Во-вторых, каждый уважающий себя детский сад заботится о том, чтобы ребёнок адаптировался как можно быстрее. Поэтому в группах, у воспитателей или заведующей есть памятка — информация для родителей, как они смогут ускорить данный процесс:

• Заранее сходить в садик, познакомиться с заведующей, воспитателями и нянечками, узнать режим дня, посмотреть условия пребывания.

• Мама не должна выходить на работу в тот же день, что малыш пошёл в детский сад. В первые дни его надо забирать пораньше. Нужно быть готовой в любой момент сорваться, так как позвонить с просьбой увезти его домой из-за болезни могут и в 10.00 утра.

• Самое оптимальное время для адаптации — лето или зима, но никак не межсезонье.

• Не опаздывать утром, вовремя забирать вечером, соблюдать правила внутреннего распорядка

• Класть в шкафчик сменное бельё.

• Если мама утром не в состоянии справиться с эмоциями и тем самым расстраивает малыша, пусть его отводит в садик более сдержанный и строгий папа.

• Предупреждать воспитателя с утра о недомоганиях, плохом настроении, перенесённых накануне стрессах.

• Забирая ребёнка, интересоваться у воспитателя, как он себя вёл, есть ли какие-то проблемы. Возможно, дома нужно провести какие-либо разъяснительные беседы.

• Не посещать садик во время болезни.

На время адаптационного периода родителям настоятельно рекомендуется:

• создать дома благоприятную атмосферу, исключить семейные ссоры и скандалы;

• не повышать голос, не наказывать слишком строго, относиться снисходительнее к промахам;

• уделять достаточно внимания, проводить как можно больше времени;

• на выходных, в праздники и во время больничных придерживаться режима дня садика;

• усилить витаминизацию питания: давать больше фруктов и детские минерально-витаминные комплексы для поддержания иммунитета;

• никогда не высказываться плохо о его ровесниках-одногруппниках, воспитателях, нянях и детском саду в целом;

• избегать повышенные эмоциональные нагрузки, которые стимулируют и без того возбуждённую детскую нервную систему;

• никогда не сравнивать с другими детьми, ставя их в пример;

• ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошёл день.

Специалисты также называют особые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду:

• достаточный уровень психологической и социальной подготовки ребёнка к садику;

• отсутствие проблем со здоровьем;

• соблюдение единой системы воспитания в семье и в детском саду;

• благоприятный микроклимат;

• индивидуальный подход;

• психологическая готовность родителей;

• тесный контакт воспитателя и родителей;

• щадящие условия пребывания в детском саду во время адаптации (оставаться на неполный день, не до конца съедать кашу, не спать, а просто тихо лежать в кроватке);

• разрешение брать с собой любимую игрушку.

Да, родителям придётся немало потрудиться, чтобы адаптация прошла успешно. Зато, если всё сделать грамотно, как советуют психологи и педагоги, впоследствии проблем с посещением не возникнет.

Публикации по теме:

«Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». Консультация для родителей«Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». Консультация для родителей МБДОУ Детский сад "СКАЗКА" Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.

Конспект «Адаптация детей в детском саду»Конспект «Адаптация детей в детском саду» МБДОУ «Гдовский детский сад №4» «Адаптация детей в детском саду» Воспитатель: Прокофьева Ольга Николаевна 2016 год Адаптация - это приспособление.

Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду»Фотоотчет «Адаптация малышей к детскому саду» Группа «Росинка» вновь принимает малышей в стенах нашего детского сада "Солнышко". И вот как проходит адаптация: у всех по-разному. Кто-то.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Библиотека изображений:
  • Консультации, папки-передвижки
  • Консультации, папки-передвижки
  • Консультации, папки-передвижки
Автор публикации:
Адаптация в детском саду
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 12:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Для привлечения внимания всех людей на планете к пингвинам, с заботой о сохранении их численности и мест обитания был учрежден праздник — День осведомленности о пингвинах. Мероприятия этого дня должны...

20 января. Всероссийский день учета водоплавающих птиц

С 2015 года регулярный среднезимний учёт водоплавающих птиц, оставшихся на зимовку в родных краях, стал Всероссийской акцией «Серая шейка». Союз охраны птиц России проводит ежегодный учёт уток, гусей и...


Горячие темочки