МААМ-картинки

Адаптированная программа развития психологической готовности к школе (Часть 1)

Юлия Сибилева
Адаптированная программа развития психологической готовности к школе (Часть 1)

часть 2

часть 3

Составлена по программе "Путешествия будущих первоклассников"

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Публикация «Адаптированная программа развития психологической готовности к школе (Часть 1)» размещена в разделах

В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. Во многих детских садах и общеобразовательных школах в настоящее время в штате есть психологи.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет.

В данной адаптированной программе нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

Участники программы дети дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет в количестве 22 человек.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Возрастные особенности:

1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельности школьного типа еще не сформирована.

2. Переход к младшему школьному возрасту.

3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

4. Повышенная чувствительность.

5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Оборудование

1. Цветные карандаши (12 цветов)

2. Ручки.

3. Стимульный материал на каждого ребенка.

4. Музыкальный центр.

5. CD диски.

6. Цветная бумага (двусторонняя)

7. Демонстрационный материал.

Цели программы, содержание занятий, формы работы

Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:

развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения;

развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций;

развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;

развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

• формирование позитивной мотивации к обучению.

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития.

Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста.

В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста : образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

В данной программе особое внимание уделяется подбору литературных произведений сказочного характера, предъявляемых в качестве стимульного материала.

Продолжительность однократного занятия составляет 30минут. Общая продолжительность программы – 30 часов и 2 диагностических занятия. Проводится в подгруппе в количестве 12 человек один раз в неделю.

Занятие разделяется на три этапа.

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы.

Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов – восприятия, памяти. Внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы – мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец должны быть взаимосвязаны); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, высказать свободно свои мысли и чувства.

Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «Лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников : адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказка удовлетворяет сразу три доминирующие психологические потребности ребенка :

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения. Полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и становится победителем. В сказке «некто» слабый и маленький вначале, к концу превращается в сильного и самодостаточного героя.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен: куда-то идет, от кого-то убегает, что-то добывает и т. д.

Цели и задачи взрослых:

1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

2. Способствовать развитию мышления.

3. Формировать произвольность всех психических процессов.

4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.

6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

8. Продолжать формировать этические представления.

Методологические и теоретические основы программы

Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:

• системность подачи материала;

• наглядность обучения;

• доступность;

развивающий и воспитательный характер учебного материала;

• комплексность построения занятий;

• активность участников;

• наличие обратной связи на занятиях;

• коммуникативная эффективность;

• обогащение жизненного опыта детей;

• доверие и анонимность;

• социально-личностное развитие.

При разработке программы также учитывались следующие методические принципы:

• активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка – родителей, других родственников, педагогов;

• опора на различные психические процессы – как наиболее развитые на данный момент, так и те, которые отстают в развитии;

«программированное» обучение, которое предполагает включение в программу операций, выполняемых сначала вместе с педагогом, а в дальнейшем ребенком самостоятельно;

• усложнение заданий, что позволяет поддерживать интерес ребенка к

работе

Основная задача программы : создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.

А) Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции “школьника”. А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.

Б) Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.

В) Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.

Г) Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.

Публикации по теме:

План работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой План пишется, как приложение к годовому плану ДОУ в 4 столбца: №, мероприятие, срок выполнения, ответственные (можно отметка о выполнении).

Программа «Развитие мелкой моторики» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная программа развития психологической готовности к школе (Часть 1)
Опубликовано: 28 ноября 2013 в 21:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД