Ольга Олейник
Академический клуб для педагогов «Нарративный подход в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
В образовательном процессе приоритетным становится не накопление у дошкольников знаний, умений и навыков в узкой образовательной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности в предметном мире, причем не только индивидуальной, но и совместной, коллективной деятельности.
Нарратив (от лат. «narrare» — рассказывать) – это «объясняющий рассказ, некое повествование о чем — либо, описывающий реальные или вымышленные события в той или иной последовательности».
Публикация «Академический клуб для педагогов „Нарративный подход в дошкольном образовании“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2022
Нappaтив в психологию ввёл Джepoм Бpунep. A настоящим основоположником ее можно считать Teoдopa Capбинa. Суть его заключается в возможности «переписать» сложившуюся ситуацию человека, считаемую им тревожной, некомфортной, разрушить построенные человеком логические цепочки и выстроить другую, позитивную реальность, отделив проблему от счастливой, полноценной жизни. Нарратив дает возможность посмотреть на негативные события по — другому, выделить положительные стороны, подобрав путь к счастливому завершению ситуации.
Как же можно использовать нарратив в дошкольном образовании?
В современной жизни, в городской суете, дети не получают полноценного общения друг с другом. Утратился способ передачи дворовых и подвижных игр от старших детей к младшим. Из-за обилия и разнообразия игрового материала, дети перестали фантазировать, воображать, создавать развивающую среду своими руками, применять в игровой деятельности игрушки — заместители. А ведь такие качества, как бережливость, сочувствие формируются преимущественно в сюжетно-ролевой игре. Игра остается ведущим видом деятельности в детском саду, и только ролевая игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться социализироваться. Таким образом, в настоящее время существует острая необходимость внедрения новых технологий, обеспечивающих отказ от традиционных занятий. Вместо этого требуется построение активного сотрудничества взрослого и ребенка в различных спектрах взаимодействия.
В качестве одного из таких методов можно рассматривать нарративный подход.
Нарративно — ориентированный метод обучения педагоги реализуют посредством игры, как ведущего вида деятельности развития дошкольника.
Организация работы с детьми в рамках нарративного подхода
Основными принципами работы с детьми в рамках нарративного подхода являются :
• Отказ от жестко регламентированного обучения школьного типа;
• Конструирование ребенком собственного знания (как бы ясно педагог ни преподносил новый материал, прямой пересадки знаний из головы педагога в голову ребенка не происходит);
• Опора образования на спонтанные детские практики, учет детского опыта;
• Обеспечение взаимосвязи обучения с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
• Создание развивающей предметной среды функциональной моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
• Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические (нарративные) детские виды деятельности;
• Ориентир на «зону ближайшего развития», введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;
• Обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
• Использование цикличности и проектной организации содержания обучения;
• Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций.
При организации с детьми можно использовать такие средства обучения, как:
• Словесно-знаковые – различные повествования (легенды, сказки, рассказы и т. п., тайные знаки, символы, информативные жесты т т. д. ;
• Демонстрационные, наглядные – различные предметы, нетрадиционные, природные, подручные средства (бросовый материал, применяемые для организации и ведения игровых действий; кино- и видеофильмы, мультфильмы, картинки, рисунки, фотографии и т. п. ;
• Условно-ситуативные (тренажерные) – коллективное решение различных задач, проблемных и конфликтных ситуаций с использованием технических средств, всевозможных приспособлений, макетов, сооружений для обработки необходимых навыков и умений;
• Имитационные – средства имитации внешних признаков проблемной (экстремальной) обстановки.
А так же применять:
• Метод моделирования ситуаций – моделируются и воспроизводятся явления, действия и взаимоотношения героев, персонажей;
• Метод творческой беседы – введение детей в художественный образ путем постановки «специальных» вопросов, тактики ведения диалога;
• Метод ассоциаций – активизация воображения и мышления ребенка путем ассоциативных сравнений и создание новых образов на основе возникающих ассоциаций.
Игра с аудиторией.
(Предоставляется 3 набора с предметами. Участники должны составить рассказ, используя фантазию)
Организация воспительно — образовательного процесса на принципах нарративного обучения позволяет расширить понимание ведущей роли ребенка, как субъекта, в различных видах детской деятельности, включающих продуктивную деятельность, музыкально – художественное творчество и развернутую нарративную игру, представляющую собой слияние режиссерской игры с импровизируемой драматизацией (так же, ее называют креативной драмой). Участвуя в игре, дошкольники упражняются в принятии коллективного решения, проявления эмоциональной отзывчивости (сочувствия, заботы, доброты, учатся находить решение поставленной проблемы, используя подручные средства и жизненный опыт.
Таким образом, нарративная игра рассматривается как средство социализации, включающее в себя процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение знаний, духовных и культурных ценностей, присущих группе сверстников или обществу в целом. Это модельная среда для культурного развития ребенка, в которой развивается его нарративность : гибкость мышления, импровизация, творческое воображение, символизация.
Суть педагогических воздействий в нарративном подходе заключается в том, что педагогу вместо передачи готовых знаний важно актуализировать у ребенка его социально — личностный опыт посредством обращения к соответствующим историям (нарративам, отраженным в сказках, рассказах, мифах, былинах, с которыми дошкольник уже знаком. Использование литературных произведений и творческой деятельности – оптимальный способ донести до сознания ребенка нравственную суть тех или иных ценностей.
Нарративная игра планируется заранее: составляется план реализации, определяются ее задача, методы, приемы, средства, условия, возможности игровой среды (групповая комната, помещения детского сада, его территория, необходимое оборудование и атрибуты для игрового действия (костюмы или их элементы, доступные средства для творческой деятельности, а также, раздаточный игровой материал, игрушки — заместители. Педагогом продумывается предположительный ход и результат нарративной игры.
Игровое пространство и игровое взаимодействие взрослого и ребенка должны взаимодополнять друг друга для того, чтобы можно было решить основную задачу: создать условия для продвижения ребенка в зоне ближайшего развития.
На первом, обучающем этапе, воспитатель направляет ребенка, обращает внимание на возможность применения тех, или иных средств, предметов, игрушек для решения поставленной проблемы. Задает наводящие вопросы, дает подсказки, демонстрирует собственный пример, участвует в совместном творчестве, где ведущую роль играет сам педагог.
Далее, переходя, на другой уровень зоны ближайшего развития, дети меньше нуждаются в помощи взрослого, могут самостоятельно организовать игровое пространство, используя предложенные педагогом атрибуты. На этом этапе взрослый включается в игровые действия лишь по необходимости, развивая сюжетные действия.
И на высшем, совершенном уровне дети самостоятельно импровизируют, воображают, строят сложные взаимоотношения и обращаются к педагогу за дополнительными, недостающими средствами для драматизации.
Скажите, нарративный метод обучения на какой похож метод?
Осуществление нарративного подхода строится по следующей схеме:
1. Утренняя встреча (круг, приветственная песенка, упражнение на сближение коллектива и т. п. Может быть в виде «утренних новостей».
2. Появление сказочного героя. Погружение в творческую среду, через общение с главными героями — мотиваторми и постановка игровой проблемы (презентация истории-сказки, кукольное представление и т. д.).
3. Творческая деятельность, ориентированная на поиск решения, поставленной проблемы (проектная деятельность или деятельность в центрах (книжный уголок, музыкальный, ИЗО, конструирования и т. д.).
4. Свободная игра, драматизация, импровизация;
5. Заключительный (прощальный) круг, при необходимости рефлексия.
Применение метода нарративного подхода в дошкольном образовании позволит :
• Создавать пространство полноценного взаимодействия взрослого и ребенка, развивать личные и социальные отношения;
• Выстраивать педагогические взаимодействия.
• Активизировать процессы конструирования социально-образовательной среды; Интегрировать социальный опыт детей как ресурс образовательных отношений.