Получи документы

Активные методы и формы обучения дошкольников

Светлана Гнатюк
Активные методы и формы обучения дошкольников

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Публикация «Активные методы и формы обучения дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим, современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения (ребенок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребенок выступает «субъектом» обучения, т. е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребенок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).

Активными называют формы и методы, при использовании которых образовательная (учебная) деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм и методов обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Говоря о формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.

Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения (АМО).

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения учебного материала. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.

В целом активное обучение можно представить следующим образом:

1. Принудительная активизация мышления, когда ребёнок вынужден быть активным независимо от его желания.

2. Достаточно длительное время вовлеченности детей в образовательную деятельность, т. к. их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной.

3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности детей.

4. Постоянное взаимодействие обучаемых и воспитателей посредством прямых и обратных связей.

Всему перечисленному выше как нельзя лучше соответствует проектная деятельность

К активным методам обучения относится и использование проблемных ситуаций

Говоря об активном обучении, нельзя обойти стороной и интерактивные формы. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).

Суть интерактивного обучения состоит в том, что образовательный процесс организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Поскольку именно в игре развиваются творческие способности личности, то эффективны и игровые формы : всевозможные логические игры, занимательные игровые упражнения. Нельзя забывать и про сюжетно-ролевую игру, которая способствует развитию воображения, творческого мышления, инициативности и самостоятельности ребенка. Ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему». Цель ролевой игры – определить отношение детей к чему-либо приобрести опыт путем игры: она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

Активное обучение это, конечно же, и поисковая (познавательно-исследовательская) деятельность: опыты, детское экспериментирование. Никогда детям не приобрести столько новых знаний о свойствах, например, магнита, как в ходе экспериментирования с ним. Важно и самостоятельное изучение свойств предметов, при этом должны работать как органы чувств, так и руки. Можно проводить опыты фронтально, работать самостоятельно, можно – попарно, когда один является испытуемым, а второй – исследователем.

Возможно с детьми решение экспериментальных задач: «Сколькими способами можно выполнить такое-то действие?», «Что будет, если?», «Как доказать, что?». И здесь также можно работать и индивидуально, и подгруппами, и как соревнование между двумя командами.

Активными могут стать и наблюдения, например, за дождевыми червями, муравьями, птицами, рыбками и т. п., когда педагог не вкладывает готовые знания о повадках этих животных, а когда дети сами наблюдают, выдвигают гипотезы, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Еще один активный метод – «мозговой штурм»– организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Цель «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

В современной педагогике появились и совершенно новые для нас методы активного обучения :«Кластер» «Синквейн»

Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких игр-занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования.

Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах?». Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т. е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.

Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемыми стали:

- При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;

- При кооперативной форме работы : работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе», работа в малых группах, аквариум;

- Интерактивные игры : «Ролевая игра», «Драматизация».

В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

К активным методам обучения относятся также

- использование различных схем и моделей, действия с предметами- заместителями;

- использование эвристических приемов – метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности;

- использование поисковых вопросов;

- использование приемов сравнения;

- отгадывание загадок;

- «оживление картин» и др.

Чтобы сформировать у детей умение самостоятельно выдвигать проблему, осуществлять поиск ее решения, важно давать положительную оценку любому, даже неверному, но самостоятельно найденному способу решения. Нужно отмечать даже саму попытку найти способ разрешения проблемы, а затем с помощью наводящих вопросов взрослого совместно найти ее правильное решение.

Активное, личностно значимое обучение – постоянный поиск, преодоление, некоторая напряженность, усилие со стороны ребенка, что, естественно, связано с ошибками, просчетами, нерациональными путями получения результата. Поэтому дети в процессе обучения должны иметь право на ошибку, коллективное обсуждение выдвинутой версии, отстаивание своего мнения и поддержку взрослого. При ошибках детей педагог не должен злоупотреблять выражениями «неправильно», «не знаешь», «не стараешься». Целесообразно заменить категоричное «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем мнение других».

Хотя считается, что активное обучение и построение ситуаций (проблем) в проектной деятельности – это инновация XXI века, на самом деле корни данной методики уходят в далекое прошлое. Активные методы обучения формируют у детей не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений. Использование АМО, их выбор определяются целями и содержанием обучения, индивидуальными особенностями обучаемых и рядом других условий.

С помощью активных методов обучения в дошкольниках можно развить, в первую очередь, важную способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, а также полезный навык работать в команде, и принимать на себя ответственность за других.

Публикации по теме:

«Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников»«Активные методы обучения в формировании фонематического восприятия у дошкольников» Отто С. В. – учитель-логопед детского сада № 37 «Звездочка», г. Удачный, республика Саха (Якутия). Сегодня многие дети дошкольного возраста.

Активные методы обучения в организации образовательной деятельности дошкольников Введение в действие стандарта по дошкольному воспитанию ставит педагогов перед необходимостью работать «по-новому». Необходимо пересмотреть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Активные методы и формы обучения дошкольников
Опубликовано: 30 апреля 2015 в 21:21
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД