Наталья Авсюкевич
Актуальность Монтессори-педагогики в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность Монтессори-педагогики в современном ДОУ
Основной целью занятий в детском саду долгое время было формирование умений и навыков, предусмотренных программой. Но в настоящее время дошкольник должен прежде всего хотеть учиться. Актуальным становится не определенная сумма знаний, умений и навыков, а развитие творческого потенциала дошкольника, проявление активности в получении знаний. Важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, т. е. сформировать психологические показатели готовности к школе. Данную проблему невозможно решить без внедрения инновационных технологий. Это может быть и создание образовательной среды по технологии Монтессори-группы.
Публикация «Актуальность Монтессори-педагогики в современном ДОУ» размещена в разделах
В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш. А. Амонашвили писал, что «…дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только нужно помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу».
Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформированы интерес к знаниям, любознательность, самостоятельность, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Очевидно, что задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами личностно-психологического цикла.
Проблемы школьной неуспеваемость должны решать на этапе дошкольного возраста путем наиболее эффективной организации работы педагогов ДОУ по подготовке дошкольников к обучению в школе, актуализации индивидуального подхода к воспитанникам и дифференцированного обучения при максимальном учете различий в уровне общего психологического развития и индивидуальных особенностей детской психики.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу нужно уметь прочесть.
Также одним из направлений является работа с родителями воспитанников. Им необходимо не только руководить занятиями и играми детей, но и самим участвовать в этом. Вооружить родителей психолого-педагогическим инструментарием на основе Монтессори-педагогики. Совместные занятия детей и родителей в Монтессори-группе помогают снять многие проблемы на начальной стадии, пробуждают у родителей интерес к уровню психологической активности детей, способствуют развитию навыков эффективного педагогического общения со своими детьми, что, в свою очередь, позволяет наблюдать положительную динамику развития ребенка.
Еще одним направлением является работа с педагогами. Необходимо вооружить педагогов эффективными методами взаимодействия с каждым отдельным ребенком и детским коллективом. Если педагог не владеет приемами индивидуальной работы, он только навредит. В последствии мы увидим «педагогически запущенного» ребенка. Поэтому нужно решать вопросы педагогической совместимости педагога и ребенка.
Главное, что дает воспитанникам Монтессори-группа помимо высокого образовательного уровня – гуманистическая ориентация и культура автономии, способность сделать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, умение самостоятельно пользоваться обучающим материалом.