Лучший педагог года

Алгоритм разработки индивидуальных планов сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями

Ольга Кривомлина
Алгоритм разработки индивидуальных планов сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями

На современном этапе развития дефектологической науки и практики существует ряд серьёзных проблем. Одна из которых - связь диагностики и коррекции нарушенного развития.

Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приёмами работы. От того, насколько грамотно будет организован каждый этап работы, зависит успех последующих коррекционных мероприятий.

Публикация «Алгоритм разработки индивидуальных планов сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах

На сегодняшний день составление индивидуальных планов коррекции является необходимым условием успешного преодоления нарушений в развитии. Такой план будет адресован конкретному ребёнку с учётом всех особенностей его психофизиологического развития; коррекционная работа по индивидуальному плану будет эффективней.

Проанализировав существующие подходы к диагностике и коррекции нарушенного развития, мы разработали алгоритм составления индивидуальных коррекционных программ для дошкольников с нарушениями речи. Данный алгоритм представляет собой план действий коррекционного процесса и может быть использован при построении индивидуальных программ коррекции для детей с различными речевыми нарушениями. Согласно алгоритму, при построении индивидуальной программы коррекции следует придерживаться следующего плана действий :

1. Отбор наиболее подходящих методов и приёмов диагностики;

2. Получение информации о психофизиологическом развитии ребё нка: изучение медицинской документации, проведение обследования (наблюдение, эксперимент, беседы со специалистами, заполнения протоколов обследования, составление логопедических и психолого-педагогических характеристик;

3. Анализ полученных данных: определение категории нарушенного развития; выявление структуры дефекта;

4. Определение прогноза развития ребёнка, состава участников коррекционной работы, основных направлений коррекционной работы, форм, методов и приёмов коррекции;

5. Составление плана индивидуальной коррекционной работы.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

1. Первым и очень важным этапом в системе коррекционных мероприятий является диагностика. Именно диагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, соответствующей психофизическим особенностям ребёнка. Каждый из этапов диагностики (скрининг-диагностика, дифференциальная диагностика, углубленное психолого-педагогическое изучение) имеет свои специфические задачи. Задачей углубленного изучения является выявление индивидуальных особенностей ребёнка, т. е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребёнку и должны приниматься во внимание при организации коррекционно-развивающей работы с ним. На основании результатов такой диагностики разрабатываются индивидуальные программы коррекции.

2. При подборе диагностического комплекса необходимо учитывать: задачи этапа диагностики, возрастные и индивидуальные особенности детей с нарушениями развития, принципы современной диагностики, информативность методов диагностики.

Для решения задач построения индивидуальных коррекционных программ более приемлемыми оказываются методы диагностики, основанные на качественно-количественной оценке результатов исследования, т. е. методы эксперимента и наблюдения. Эксперимент даёт возможность изучить психические процессы и личность ребёнка в специально организованных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушений. Наблюдение даёт информацию о состоянии эмоционально-волевой сферы ребёнка, особенностях его поведения, деятельности, об уровне общей и двигательной активности и др.

Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов, основным из которых является принцип комплексности. Диагностика, проведённая в контексте междисциплинарного знания, даёт возможность увидеть целостную картину нарушений развития ребёнка и прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, тем самым, обеспечивая выход на индивидуальную коррекционную программу.

При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности – игровой, а также типичных видов деятельности – конструирования и рисования, уровень развития речи.

Психолого-педагогическое обследование детей с различными нарушениями развития нарушениями слуха, зрения, речи, эмоционально-волевой сферы, функций опорно-двигательного аппарата, со сложными нарушениями развития) сопровождается целым рядом трудностей, связанных со специфическими особенностями их психофизиологического развития.

3. Следующим шагом является анализ полученных данных. Проанализировав содержание подходов к изучению нарушенного развития, мы считаем, что при составлении индивидуальной коррекционной программы для ребё нка с проблемами в развитии достаточно двух подходов: патопсихологического и нейропсихологического. С помощью качественной оценки результатов исследования мы имеем возможность построить индивидуальный подход к взаимодействию с ребёнком. Вычерчивание индивидуального «профиля» состояния высших психических функций позволяет оценить структуру имеющихся нарушений и осуществить выход на индивидуальную программу коррекции. На данном этапе работы необходимо:

- ориентировочно определить категорию нарушенного развития;

- определить структуру дефекта;

- определить состав участников коррекционной работы;

- определить формы, методы и приёмы коррекции.

4. При разработке индивидуальной коррекционной программы необходимо учитывать весь объём полученной информации; опираться на методические и методологические закономерности построения коррекционного процесса.

5. Комплексный подход к преодолению речевого нарушения предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни, используя для этого прогулки, экскурсии, уход за животными, растениями, помощь взрослым дома. В дошкольных учреждениях сложилась определённая система работы педагогического коллектива с родителями, которая включает в себя:

- посещение семьи на дому;

- индивидуальные и групповые беседы;

- родительские собрания;

- конференции;

- семинары; тренинги;

- консультации;

- информационные выставки;

- открытые занятия;

- родительские уголки.

Данная теоретическая разработка была апробирована на практике при составлении индивидуальных коррекционных программ для детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. Необходимость составления индивидуальных программ была обусловлена рядом причин:

- разновозрастной состав группы (от 3, 5 до 5 лет);

- различный характер и тяжесть задержки психического развития;

- наличие у детей сопутствующих недостатков развития разного характера и степени тяжести;

- разнообразные нарушения речевого развития.

Составленные программы адресованы конкретным детям, построены с учётом особенностей их физического, психического и речевого развития, что даёт возможность предположить большую эффективность коррекционного процесса, проводимого по таким программам.

Алгоритм составления индивидуальных программ коррекции является универсальной схемой, с помощью которой можно разработать программу для ребёнка дошкольного возраста с любым речевым нарушением.

Публикации по теме:

Проектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возрастаПроектирование предметно-развивающей среды логопункта для речевого развития детей старшего дошкольного возраста На современном этапе все большую актуальность приобретают вопросы коррекции различных отклонений у детей дошкольного возраста. Исследования.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Алгоритм разработки индивидуальных планов сопровождения дошкольников с речевыми нарушениями
Опубликовано: 8 сентября 2014 в 22:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД