Светлана Пархоменко
Аналитическая справка
▼ Скачать + Заказать документы
по итогам оперативного контроля «Организация совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня»
Цель: определить соответствие организации совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня ООПДО ДОУ.
Срок: с 04.04.2017 года по 21.04.2017 года.
Ответственные: воспитатели ДОУ.
Публикация «Аналитическая справка» размещена в разделах
В период оперативного контроля было выявлено следующее. Воспитатели применяют в совместной деятельности такие формы работы с воспитанниками, как индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. Во второй половине дня во всех группах осуществляли игровую, коммуникативную, двигательную, трудовую, продуктивную, театрализованную совместную деятельность, а также чтение художественной литературы.
Во второй группе раннего возраста во вторую половину дня с детьми воспитатели проводили сюжетно – ролевые игры: «Кукла заболела», «Семья»; дидактические игры: «Чей домик?», «Накроем на стол»; играли в хороводную игру «На реке камыши», в подвижную игру «Мышеловка»; показывали пальчиковый театр: «Маша и медведь», «Репка»; рисовали красками звезды в небе, повторяли основные движения: ходьба, бег, ползание, катание мяча.
В младшей группе во вторую половину дня педагоги играли с воспитанниками в подвижные игры: «Лохматый пес», «Птицы», «Воробышки и кошка», сюжетно – ролевые игры: «Идем в кино», «Семья», «За столом»; дидактические игры: «Кто что делает?», «В гостях у куклы Маши»; читали и пересказывали русскую народную сказку «Заюшкина избушка»; проводили беседы: «Будем мы трудиться», «Пришла весна», обыгрывали игровую ситуацию «Встреча с незнакомцем», повторяли парные танцы. Дети лепили и рисовали по замыслу, конструировали, дежурили по столовой.
В средней группе во вторую половину дня воспитатели проводили с детьми беседы на темы: «Свойства ветра», «Перелетные птицы», «Почему человек должен заботиться о птицах?»; подвижные игры: «Перелет птиц», «Лиса в курятнике», «Волк и зайцы»; дидактические игры: «Закрась конусы», «Найди отличия», «Как появляются бабочки?», «Кто где живет?»; сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Семья»; игровые викторины, рассказывание по мнемотаблицам сказок и рассказов в соответствие с ООПДО ДОУ; упражнение в выполнении основных движений: прыжки в длину, ходьба со сменой направления; разучивали стихи и песни о весне. Дети дежурили по столовой, поливали и мыли цветы, собирали сухие ветки на участке, играли с мячом в игры: «Прокати мяч в ворота», «Волшебная поляна», «Съедобное – не съедобное», «Лови мяч», рисовали по трафарету, коструировали из бумаги и кубиков. Дошкольники самостоятельно играли в сюжетно – ролевую игру «Парикмахерская».
В старшей – подготовительной к школе группе во второй половине дня воспитатели читали детям рассказы: В. Бианки «Синичкин календарь», С. Алексеева «Первый ночной таран», Н. Телешова «Уха», Н. Носова «Шляпа»; сказки: В. Даля «Старик – годовик», А. Ремизова «Гуси – лебеди», Х. К. Андерсена «Гадкий утенок»; проводили индивидуальную работу с Сашей, Артуром, Катей по закреплению знаний месяцев года; разучивали песни, танцы и стихи к Дню Победы. Было организовано дежурство по столовой, в уголке природы, на занятиях. Дети мыли игрушки, поливали и мыли цветы, расставляли и убирали посуду, готовили раздаточный материал к НОД, активно участвовали в подвижных играх: «Карусель», «Гуси – лебеди», «Караси и щука», «Стань первым», «Третий лишний». Дошкольники самостоятельно рисовали рисунки о космосе, по замыслу, раскрашивали раскраски, играли в сюжетно – ролевые и настольно – печатные игры по своему выбору. Не всегда была отмечена погода в календаре природы.
Во всех группах созданы условии для развития творческого потенциала и самостоятельной инициативы детей. Дошкольники рисуют, лепят из пластилина, раскрашивают раскраски, строят из конструктора Лего разные постройки, играют в настольно – печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Домашние и дикие животные», «Разрезные картинки». Они самостоятельно умеют организовывать творческие и сюжетно – ролевые игры. Однако, сюжет этих игр однообразен. Во второй половине дня воспитатели не регулярно проводят гимнастику после сна и точечный массаж. Отсутствует индивидуальная работа с ножницами. В младшей и старшей – подготовительной к школе группах не созданы уголки уединения.
Подвижная игра и сюжетно – ролевая игра - это виды игр любимых дошкольниками. Они широко используются в педагогическом процессе нашего ДОУ.
Умение ребенка организовывать свое свободное время во многом зависит от умения самостоятельно организовывать игры и привлекать других детей. Показателями самостоятельности ребенка в игре являются:
- знание содержания игры;
- знание способов сбора сверстников на игру;
- знание способов распределения ролей;
- эмоционально - положительное отношение к игре;
- умение самостоятельно выбрать игру;
- умение правильно подобрать материал и атрибуты, необходимые для каждой конкретной игры;
- умение объяснить сверстникам новую игру, правила в
знакомой игре;
- умение подчиниться правилам, оценить сво поведение и поведение сверстников в игре, подвести итоги.
Вывод: организация совместной и самостоятельной деятельности во второй половине дня во всех группах соответствует ООПДО ДОУ.
Сюжетно – ролевая игра в ДОУ является наиболее привлекательной, востребованной и свободной деятельностью.
Для того, чтобы сюжетно – ролевые игры стали самостоятельными, продолжительными, увлекательными, творческими, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть особой игровой позицией. Надо знать технологию проведения сюжетно – ролевой игры с детьми разного возраста.
Рекомендации:
Земцовой С. Н., воспитателю младшей группы, проводить с детьми во второй половине дня беседу по окончанию игры, продумывать внесение игрушки, использовать шапочку – маску для медведя, учить детей отжимать салфетки с водой над тазом и аккуратно протирать листочки цветов, перечислять весь объем предстоящего труда, проводить точечный массаж.
Кунаевой К. Б., воспитателю 2 группы раннего возраста, проводить с дошкольниками во второй половине дня беседу до начала игры, продумывать внесение игрушки, повторять потешки о весне и песни, дыхательную гимнастику, точечный массаж.
Хмариной Е. В., воспитателю средней группы, во второй половине дня перечислять детям весь объем предстоящего труда, вводить правила, регулирующие взаимоотношения детей, учить детей пересказывать сказки по ролям, проводить гимнастику после сна.
Мякшевой О. В., воспитателю старшей – подготовительной к школе группы, обсуждать с детьми во второй половине дня весь объем предстоящего труда, вводить правила, регулирующие взаимоотношения, обогащать знания детей о тех событиях, которые отражает игра, выполнять ходьбу по массажным коврикам.
С целью формирования у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать сюжетно – ролевую игру и расширения знаний о профессиях взрослых в современном обществе воспитателям необходимо разработать технологические карты сюжетно - ролевых игр во всех группах.
Алгоритмы, схемы, образцы рисунков поэтапного рисования также помогут в организации самостоятельной деятельности. Детям не надо объяснять, напоминать, просто можно сказать: «Обратите внимание». Чем больше детей отпускаем, тем больше получаем результат. В начале совместной деятельности следует все проговорить, объяснить, научить детей «читать» эти схемы, алгоритмы, можно придумать игру развивающего характера. Пособия можно заламинировать или поместить в файл, тогда дидактический материал будет эстетичен, красив, удобен и долговечен.
Старший воспитатель Пархоменко С. Н.