Татьяна Воронцова
Аналитическая справка о работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день вопрос безопасности поведения детей на дорогах и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма необычайно актуален. Статистика показывает, что большой процент дорожных транспортных происшествий происходит с участием детей разных возрастных категорий. Задачей педагогов дошкольного образования является – обучение детей правилам безопасности дорожного движения. Для осуществления работы в данном направлении в нашем учреждении, членами творческой группы разработана «Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек».
Публикация «Аналитическая справка о работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ» размещена в разделах
Цель программы: Формировать элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения; воспитывать осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил.
Поставлены определенные задачи :
-Формирование у дошкольников определенных знаний и представлений об основах безопасного поведения на дорогах.
-Формирование устойчивых навыков поведения на улице и в общественном транспорте.
Программа предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания. В соответствии с этой программой велась работа по формированию навыков по ПДД, которая строилась на основе годового плана ДОУ. Так же разработано и утверждено перспективное планирование с учетом возрастных особенностей детей для каждой группы.
Организационно-методическая работа.
Заместителем заведующей по воспитательной работе разработаны и проведены методические рекомендации для педагогов по созданию и совершенствованию развивающей среды в группах по данной теме, также были организованы консультации по планированию работы с детьми по ПДД. С воспитателями проводятся инструктажи по вопросам обеспечения безопасности детей на дороге : по обеспечению безопасности передвижения по дорогам организованных групп детей, по обучению детей навыкам поведения на дорогах. В декабре для воспитателей был проведен обзор литературы по профилактике ДДТТ и ПДД. В методическом кабинете детского сада собран материал для работы по данной теме : Инструктивно-методический материал; перспективные планы по правилам дорожного движения для всех возрастных групп, конспекты занятий, бесед, целевых прогулок, сценарии развлечений; методические рекомендации по организации деятельности по основам безопасного поведения с детьми разных возрастных групп; для родителей (памятки, буклеты); доклады, брошюры по безопасности поведения на дорогах, рекомендации для родителей; художественная литература; дидактический материал: игры, иллюстрации; диагностический материал.
Наличие и оснащенность помещений по обучению детей правилам дорожного движения :
для развития умений безопасного поведения на улице у дошкольников имеются необходимые атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков (дорожные знаки, светофор, светоотражающие браслеты (фликеры) и т. д.) На территории дошкольного учреждения силами педагогического коллектива на специально отведенной площадке нанесены разметки перекрестка, пешеходных дорожек, а также имеются дорожные знаки и поэтому дети всех возрастных групп могут стать полноправными участниками дорожного движения. В группах оформлены уголки безопасности с учетом возрастных программных требований: наборы игровых транспортных средств; иллюстрации с изображениями транспортных средств; атрибуты к сюжетно-ролевым играм (атрибуты регулировщика); дорожные знаки; дидактические игры по ПДД; иллюстративный, наглядный материал; макеты, строительный материал. В информационных уголках для родителей обновляется наглядный материал (информационные листы); выставки творческих работ с детьми и совместных работ родителей и детей. В фойе ДОУ оформлен стенд «Зеленый огонек»», где в течение учебного года обновляется рисунками детей по определенным тематикам, информацией для педагогов и родителей, фотоотчетами о проделанной работе.
В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего района. В работе по ознакомлению детей с правилами дорожной безопасности использовались такие формы: образовательная деятельность, семинары – практикумы; наблюдение и анализ проблемных ситуаций; -дидактические игры; сюжетно -ролевые игры, познавательные беседы; экскурсии, прогулки; игры – беседы; игры – драматизации; досуговые мероприятия (развлечения, КВН, спортивные и музыкальные досуги); продуктивная деятельность; чтение книг по данной теме; рассматривание иллюстраций; открытые просмотры образовательной деятельности. Воспитателями групп в перспективных планах отображены различные мероприятия по планированию работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Воспитателями во всех возрастных группах проведены беседы на темы: - «Мы знакомимся с улицей», «Что ты знаешь об улице?», «Азбука маленького пешехода», «Места движения пешеходов, их название, назначение», «Правила поведения на дороге», «Знакомство с транспортом», «Виды транспорта», «Что можно и что нельзя», «Знаки дорожные знать каждому положено», «Помощники на дороге – знаки, светофор, регулировщик», «Будь внимателен!», «Из истории светофора и появления на улицах городов регулировщиков», «Перекресток», «Азбуку дорожную детям знать положено», «Знай и выполняй правила уличного движения», «Игра во дворе», «Зачем нужны дорожные знаки». Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей) : «Пешеходный переход», «К перекрестку», «Школа моего района», «Светофор –наш друг». Регулярно организуются сюжетно-ролевые игры в группе и прогулочном участке: «Автобус», «Ты сегодня пешеход», «На улице города», «Журналисты», «Инспектор ГИБДД и водители» и т. д. в совместной деятельности планируются: чтение художественной литературы, загадывание загадок. Рассматривание серии картинок на темы «Правила дорожного движения». Использование ИКТ технологий позволяет обогатить и разнообразить усвоение знаний правил дорожного движения. Проводятся дидактические игры: «Узнай знак», «Автотрасса»,» «Собери из частей» «Умный светофор» «Логические дорожки» и т. д. В детском саду устраиваются выставки детских работ по безопасности дорожного травматизма : "Минутки безопасности"(короткие беседы с детьми, обсуждением и моделирование ситуаций, возникающих на дороге, «Как правильно себя вести на дороге», «Мы переходим улицу», совместно с родителями изготовили карты-схемы «Мой поселок», устраивается тренинг «Дорога в детский сад». Все вышеперечисленные мероприятия проводились систематично и регулярно согласно перспективным планам. В календарных планах чётко прослеживается индивидуальная работа с детьми по данной теме. Накоплен наглядно-иллюстративный материал.
Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди не соблюдают правила дорожного движения. Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, в транспорте. Только в сотрудничестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на дорогах. Для этого в ДОУ разработан перспективный план работы с родителями по ПДД. Так же в целях пропаганды безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма оформлены информационные "Уголки безопасности". Материалы, представленные на стендах, включают в себя следующее содержание: - Наглядная пропаганда: буклеты, памятки «Причины ДТТ», папка-передвижка «Правила поведения на улице и в транспорте» «Правила поведения на улице и в транспорте», выставка литературы по правилам безопасного поведения на дорогах, буклет «Ребенок на самокате, велосипеде», информационный стенд «Зеленый огонек» «Читаем вместе» Педагоги в течение года регулярно включали и рассматривали на родительских собраниях вопросы по ПДД. Проводились выступления: «Пример родителей-один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», консультации: «Правила перевозки детей» «Дети и улица», «Воспитываем грамотного пешехода», «Приемы обучения юного пешехода», «Этих случаев можно избежать». Проводилось анкетирование «Осторожно дорога», «Дети и улице». Размещение информации на сайте ДОУ по основам безопасного поведения в разделе «Дорожное движение». На базе ДОУ родители принимали активное участие в развлечениях по обучению ПДД «Дорогу уважай-ПДД соблюдай», «Вперед пешеход», «За безопасность всей семьей», организовывался КВН «Безопасное колесо». Родители совместно с детьми принимали участия в творческих конкурсах: конкурс рисунков «Улица полна неожиданностей», «Юные таланты», книжек – малышек «Светофор – мой друг», В изготовлении и обновлении макетов дорожных знаков, разработке схемы маршрутов «Мой поселок», проводился семейный мастер –класс «Светофорная наука», так же с родителями проводятся инструктажи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасный маршрут из детского сада домой» «Маленькие пешеходы», «Выбираем безопасный маршрут». Организовывалась фотовыставка «Мой ребёнок в автокресле».
Наш детский сад ежегодно принимает участие в проведении городских мероприятиях, направленных на привитие навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в месячниках безопасности и акциях «ПДД знаю сам – научу другого», «Дорога глазами детей» «Соблюдаем правила дорожного движения-сохраняем жизнь» и т. д.
Диагностика уровня знаний воспитанников по усвоению правил дорожного движения. С целью выявления представлений о «правилах безопасного поведения на дорогах» проводится диагностика, в начале учебного года и в конце. При диагностировании были затронуты возрастные группы от младшей и до подготовительной.
В результате систематической работы к концу года, у 86% детей старшего дошкольного возраста сформирован навык безопасного поведения на дороге, у 14% детей навык находится в состоянии формирования. Ребенок способен воспроизвести изученные термины и понятия, может объяснить их суть и установить логическую взаимосвязь между ними; Самостоятельно выполнять практическое задание; Объективно оценивает дорожную ситуацию, адекватно ориентируется в ней. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема по предупреждению дорожно-транспортного травматизма у дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается через: образовательную, самостоятельную деятельность детей, в ходе режимных моментов, во время проведения прогулок, а так же совместной работой родителей с педагогами при участии ОГИБДД.
Педагоги ДОУ продолжают вести систематическую работу по формированию знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста.
1. Продолжить целенаправленную, социально ориентированную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в тесном контакте с родителями воспитанников и работниками ОГИБДД с учётом выявленных проблем.
2. Обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы макетов и схем по ПДД, создание оптимальных условий для познавательного развития детей в области основ безопасности дорожного движения, соответственно их возрасту.
3. Продолжать осуществлять сетевое взаимодействие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Использовать ИКТ технологии в образовательной, самостоятельной деятельности, с целью повышения уровня знаний детей по правилам дорожного движения.