Светлана Фомина
Аналитическая справка по итогам тематического контроля
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние работы с дошкольниками по организации познавательной исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности».
На основании годового плана работы ДОУ на 2017-2018 учебный год, плана внутри-садового контроля, о проведении тематического контроля, план-задания к тематической проверке в период с 15. 01. 2018 по 19. 01. 2018 года была назначена комиссия в составе:
Заведующего МБДОУ №4 «Ласточка»
Заместителя заведующего по ВМР
Психолога
для осуществления контроля по следующим направлениям:
Публикация «Аналитическая справка по итогам тематического контроля» размещена в разделах
1. Оценка условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей в группах
2. Определить место познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в планах воспитательно-образовательной работы педагогов;
3. Анализ навыков познавательно-исследовательской деятельности детей;
4. Определить перспективы работы по повышению эффективности организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Проведен анализ организации образовательной деятельности в ДОУ, по образовательной области познавательное развитие, направленное на формирование представлений об окружающем мире в процессе исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности.
Цель тематической проверки : проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в МБДОУ.
В ходе контроля по первому вопросу : оценка условий для организации познавательно-исследовательской деятельности детей в группах на основании карт оценки центров по экспериментированию и протокола жюри конкурса «Лучший центр по экспериментированию в ДОУ» выявлено, во всех группах в соответствии с программой есть центры исследовательской деятельности. Которые имеют немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим нами оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
В первой младшей группе (воспитатели Чуркина Л. В., Пруцакова Ю.) имеется сенсорный стол; материалы для наблюдений и исследований (камни, песок, глина, чернозем и др.); емкости для измерения, зеркала, магниты, пипетки, увеличительное стекло. Природный материал: песок, шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль. Собрана коллекция: «Ткани», «Бумаги», «Пуговицы»; оформлен тематический альбом «Мои эксперименты».
Во вторых младших группах ( воспитатели: Шейхмамбетова С. Э., Крицкая Н. Г., тихая А. П., Приходько Н. А., Мирошниченко С. И.) собрана коллекция: «Ткани», «Бумаги», «Пуговицы». Имеются в наличии наборы резиновых и пластмассовых игрушек для игр в воде; красители-пищевые и непищевые (гуашь, акварель, краски и др.); некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
Воспитатель Мирониченко С. И. оформила совместно с родителями коллекцию с травами в виде куклы «Травницы-Здравницы».
В средних группах ( воспитатели: Паламарчук О. В., Ищенко Н. М., Соловьева И. Ф.) имеются книги познавательного характера для среднего возраста; собрана коллекция: «Ткани», «Бумаги», «Пуговицы». Имеются в наличии наборы резиновых и пластмассовых игрушек для игр в воде; красители-пищевые и непищевые (гуашь, акварель, краски и др.); некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука). В уголках имеются материалы для наблюдений и исследований (камни, песок, глина, чернозем и др.); емкости для измерения, зеркала, магниты, пипетки, увеличительное стекло. Природный материал: песок, шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль. На видном месте имеются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. Есть карточки-схемы проведения экспериментов.
Воспитатель Паламарчук О. В. оформила лэпбук «Зернышко»
В старших группах ( воспитатели: Мамаева Н. Ю., Хомяк Е. А.) имеются в наличии наборы резиновых и пластмассовых игрушек для игр в воде; красители-пищевые и непищевые (гуашь, акварель, краски и др.); некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука). В уголках имеются материалы для наблюдений и исследований (камни, песок, глина, чернозем и др.); емкости для измерения, зеркала, магниты, пипетки, увеличительное стекло. Природный материал: песок, шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль. На видном месте имеются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста. Есть карточки-схемы проведения экспериментов. Собрана коллекция: «Ткани», «Бумаги», «Пуговицы». Имеются книги познавательного характера для старшего возраста. Для самостоятельного наблюдения детей за ростом растений (лука, чеснока, пшеницы и др.) оформлен, календарь для внесений наблюдений.
В подготовительных группах ( воспитатели: Упорова Е. И., Луценко О. А.) имеются схемы, таблицы, модели с алгоритмом выполнения опытов; серия книг познавательного характера для старшего дошкольного возраста; картин с изображением природных сообществ; тематические альбомы. Собрана коллекция: «Ткани», «Бумаги», «Пуговицы», «Камней», «Ракушек». Материалы распределены по разделам: «песок, глина, вода», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина»; утилизированный материал: проволока, Кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные полочки, мерные стаканчики, резиновые груши. Для фиксации детского экспериментирования ведутся дневники наблюдений, картотека опытов, схемы проведения опытов, карточки подсказки (разрешающие-запрещающие знаки). Природный материал: песок, шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль. На видном месте имеются правила работы с материалами, доступные детям. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. Воспитателями оформлены интерактивные папки по экологическому воспитанию (Лэпбук) на различную тематику. Лэпбук служит эффективным средством индивидуальной работы с детьми, а так-же эффективным наглядным материалом при проведении НОД.
Во всех возрастных группах соблюдены требования к размещению центра: лаборатории размещены подальше от игровых зон, рядом с центром природы. Стеклянный материал размещен в специальных коробках.
Три лучших центра в доу:
1место – Подготовительная группа №2 воспитатель Луценко О. А.
2место - Подготовительная группа №1 воспитатель Упорова Е. И.
3место -1 младшая группа №1 воспитатель Чуркина Л. В.
Развивающая предметно-пространственная среда грамотно используется педагогами для работы с детьми по экологическому воспитанию. Опыт работы по оформлению центров считаю необходимо распространить и использовать в работе.
По второму вопросу: анализ непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе (воспитатель Тихонова А. П.) по теме «Приключение Колобка» с элементами экспериментирования дети проявляют познавательный интерес, любознательность, с удовольствием участвуют в несложных экспериментах, организуемых взрослым, часто задают вопросы, познавательный интерес в наблюдениях проявляется, но не устойчив. Следовательно, воспитателю необходимо чаще применять приёмы обеспечения самостоятельного мышления детей, разнообразить предметный материал, способствующий развитию элементарных навыков обследования.
Анализ календарных планов показал о недостаточном планировании экспериментальной работы с дошкольниками в течение дня. Воспитатели групп планируют опыты-наблюдения, игры-эксперименты, учитывая особенности детей в группах. Нет чёткого понимания цели и задачи проводимой экспериментальной деятельности. Воспитатели групп планируют непосредственно образовательную и совместную деятельность взрослого и детей: беседы и наблюдения в уголке природы, на прогулке, у окна; рассказ воспитателя, чтение детской литературы, беседы и разговоры на экологические темы, дидактические и подвижные игры, опыты, экологические досуги, труд в уголке природы. Однако необходимо сделать акцент, что результаты проведенных опытов и экспериментов фиксируются в дневниках наблюдений, которые заполняются детьми совместно с воспитателями. Также в планах воспитателей не отражена самостоятельная экспериментальная деятельность детей, воспитатели не планируют предметно-развивающую среду для этой деятельности.
С целью выявления навыков самостоятельной экспериментальной деятельности с детьми старшей и подготовительной к школе группы была проведена беседа.
Детям были поставлены следующие вопросы:
1. Что ты любишь делать в уголке экспериментирования?
2. С какими предметами и материалами ты любишь экспериментировать в уголке?
3. Тебе нравится проводить опыты? Почему?
4. Какой опыт самый интересный? Расскажи о нём
5. Расскажи, какие опыты проводят другие дети?
6. С кем ты любишь вместе исследовать?
7. Что бы ты хотел добавить в уголок экспериментирования?
В ходе беседы с детьми старшего дошкольного возраста ( воспитатели: Упорова Е. И. Луценко О. А., Хомяк Е. А., Мамаева Н. Ю.) выяснилось, что дети любят экспериментировать в уголке, рассказывают о тех опытах и экспериментах, которые проводили совместно с воспитателем (смешивание масла с водой, растворение соли, сахара, муки в воде, проводили эксперименты с воздухом, песком, землей и глиной и т. д.). Знают где находится уголок по экспериментальной деятельности. Больше всего детям нравится проводить простые опыты с красками и с утилизированным материалами (гайки, проволока, пробки, крышки и т. д.). В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно, воспитатели, по необходимости оказывают им помощь, советует, интересуемся результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного.
Воспитатели всех возрастных планомерно ведут работу с родителями. На информационных стендах размещены консультации «Учим ребенка ухаживать за комнатными растениями», «Правила поведения в природе», «Зеленый мир в твоем окне», «Экологическое воспитание, воспитание нравственности духовности и интеллекта», «Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений».
Рекомендации:
1. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты) (срок-постоянно) .
2. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений (срок постоянно).
3. Продолжать обогащать исследовательские-экспериментальные центры. (срок постоянно)
4. Обеспечить сменяемость атрибутов и материалов в уголках экспериментирования групп с определённой периодичностью с фиксацией в календарно-тематическом планировании.
Ответственный: воспитатели Срок: постоянно.
5. Объявить благодарность за подготовку к конкурсу центров по экспериментированию педагогов занявших призовые места.
6. Планировать самостоятельную экспериментальную деятельность детей и предметно-развивающую среду для этой деятельности.
7. Педагогам при проведении НОД планировать самостоятельное проведение детьми опытов. Формулировать проблему так чтобы дети высказывали свои предположения по решению проблемы, какие способы они видят при решении данной проблемы. Предлагать детям выбора материала для самостоятельной деятельности.
8. Воспитателю Мамаевой Н. Ю. дополнить уголок по экспериментальной деятельности (коллекциями, техническими и природными материалами, для фиксации детского экспериментирования оформить индивидуальные дневники наблюдений. Срок: до 12.02.18.
9. Воспитателю Ярошик В. А. оформить уголок по экспериментальной деятельности. Срок: до 19.02.18.
8. В работе с родителями запланировать оформить фотовыставку из фотографий семей воспитанников, запечатлевших проведение опытов и экспериментов в домашних условиях.
9. Воспитателям продумать систему отслеживания востребованности предлагаемого материала родителям (анкетирование, опрос, журнал отзывов и предложений и т. д.).
Ответственный: воспитатели групп. Срок: постоянно