Елена Король
Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка воздействует на ребенка с самого раннего детства. Дети приобщаются к музыкальному искусству постепенно, в процессе различных видов музыкальной деятельности : слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества. С давних пор музыка признавалась средством формирования личности человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие способствует общему развитию ребенка, формированию эмоциональной сферы, совершенствованию мышления, делает его чутким к красоте в искусстве и жизни.
Публикация «Анализ состояния работы по музыкальному воспитанию» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой в условиях, когда общество переживает демографическую катастрофу. В настоящее время наряду со значительным уменьшением рождаемости возросла доля детей с различными видами патологии. Особую категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся расстройствами речи.
Государство и общество поддерживают детей с ограниченными возможностями, взяв на себя осуществление финансирования функционирования специальных (коррекционных) учреждений.
Главной задачей российская образовательная политика объявляет - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным перспективам потребностям личности, общества, государства.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико - психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства.
Таким образом, обзор вышеперечисленных статей даёт полное право говорить о необходимости создания специальных условий для полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением речи.
В городе Екатеринбурге создана сеть специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений, в число которых входит и наше дошкольное учреждение.
Образовательная деятельность в МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 356 построена на принципах государственной политики в области образования.
Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи нуждаются в особом подходе, потому для проектировочной работы мною была выбрана тема:
«Развитие интонационной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи через музыкально-ритмические игры». Что является немаловажным для данного образовательного учреждения.
Исходя из задач годового плана «Создание системы интегрированного (комплексного) воздействия всех участников образовательного процесса на коррекционное и интеллектуальное развитие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжёлое нарушение речи, с целью их всестороннего развития и подготовки к обучению в школе», я подобрала и составила комплекс музыкально- дидактических игр и упражнений.
Необходимо принять во внимание следующие факты, характеризующие современную проблемную ситуацию.
1. Особенности психики детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость, быстрая утомляемость) сказываются на протекании их двигательных актов.
2. Очень часто дети с тяжёлыми нарушениями речи не справляются с овладением программного музыкального материала.
На основе изучения нормативных документов были выявлены следующим противоречия:
• Между низким уровнем развития музыкальных способностей и отсутствием специальных коррекционных знаний у музыкальных руководителей.
• Между недостаточным развитием речи детей дошкольного возраста и отсутствием комплекса музыкально-дидактических упражнений позволяющим музыкантам корректировать недостатки речи.
• Между программными требованиями и индивидуальными особенностями развития ребёнка.
Традиционно проводимая работа по развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, на мой взгляд, оказывается недостаточной и во многом снижает эффективность работы логопедов и других специалистов детского сада.
Гипотезы исследования:
Я предполагаю, что создание комплекса музыкально - дидактических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи способствует нормализации мелодико-интонационной и просодической стороны речи детей; возможно, улучшится координация музыкально - ритмических движений и ориентация в пространстве.
Я считаю, что взаимосвязь со всеми участниками педагогического процесса (специалистами детского сада) позволит подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Цель исследования: выяснить эффективность применения комплекса музыкально-дидактических игр и упражнений на развитие мелодико-интонационной и просодической стороны речи у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по данному разделу.
2. Изучить передовой опыт по развитию музыкальных способностей у детей.
3. Выявить уровень развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи.
4. .Разработать и внедрить комплекс музыкально-дидактических игр и упражнений по развитию музыкальных способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи.
4. Отследить динамику развития музыкальных способностей и её влияние на психические процессы.
5. Наметить цели и задачи деятельности на последующее время.
Предполагаемый результат: использование комплекса музыкально-дидактических игр, развивающих музыкальные способности детей с тяжелыми нарушениями речи, увеличит процент детей с развитым речевым и слуховым вниманием, улучшит фонетико-фонематическое восприятие музыкальных произведений, повысит процент детей, умеющих ориентироваться пространстве и улучшит координацию музыкально – ритмических движений детей.
В ноябре 2011г. я провела диагностику музыкальных способностей детей старших групп. Оценка музыкальности проводилась с помощью методики музыкальной инверсии, предложенной В. П. Морозовым.
Оценивались:
-способность определять эмоциональное настроение музыкальных отрывков;
- способность различать эмоциональную выразительность речи;
- способность к интонированию;
- оценивалось чувство ритма;
-способность определить метр музыкального произведения;
-способность ориентироваться в пространстве.
В распознавании эмоциональных настроений дети испытывали затруднения. Но распознавание эмоций через музыку дается им легче, нежели через речь. В обоих случаях эмоции гнева и радости распознаются лучше, чем эмоции покоя и нейтральные.
Большую сложность вызвало задание на определение сенсорных способностей. Только три ребенка из восемнадцати смогли без помощи педагога чисто проинтонировать заданную мелодию. Затруднение вызвало пропевание мелодии даже с помощью педагога.
Анализ чувства ритма показал крайнюю аритмичность движений, неумение сохранять заданный темп и неспособность выполнять серии из ритмичных последовательностей.
Анализ результатов тестов на ориентацию в пространстве показал, что большая часть детей так же имеет затруднения в этом виде деятельности.
В таблице приведены данные диагностического исследования детей старших групп.
№ п. п Ф. И. ребенка Эмоциональное
настроение муз. отрывков и
речи Способность интониро
вать Чувство
ритма и метроритма Ориентация в пространс
тве
1.
Саша З.
2+ 1
1
1
2
2.
Полина М.
2+2
3
2
3
3.
Вика Г.
1+1
1
2
3
4.
Оля Л.
2+1
1
2
3
5.
Катя З.
1+0
1
1
1
6.
Костя П.
2+1
2
2
2
7.
Соня М.
1+1
1
1
2
8.
Саша Щ.
2+2
2
2
2
9.
Данил Д.
1+1
1
2
2
10.
Дима К.
1+1
1
1
1
11.
Диана Ц.
3+2
3
3
3
12.
Егор П.
2+2
3
3
3
13.
Виталий Д.
2+1
1
1
2
14.
Милена А.
2+2
2
2
2
15.
Настя З.
2+1
1
2
2
16.
Лена Н.
2+2
2
2
2
17.
Саша Б.
1+0
1
1
1
18.
Саша П.
1+1
1
1
2
Высокий - 3 человека
Средний – 7 человек
Низкий -8 человек
Анализ данных позволил сделать вывод о необходимости создания комплекса музыкально – ритмических игр и упражнений для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, развивающих интонационную и просодическую стороны речи.
Комплекс игр использовался мною на занятиях при разучивании музыкального материала, в подвижных играх, при проведении праздничных утренников и развлечений. (Комплекс музыкально – дидактических игр и упражнений, развивающий интонационно –мелодическую и просодическую сторону речи для детей, имеющих ограничения здоровья, тяжелые нарушения речи находится в приложении).
В ноябре 2012 года мною была проведена контрольная диагностика музыкальных способностей детей теперь уже подготовительных групп.
Как и прежде, я пользовалась диагностической методикой музыкальной инверсии В. П. Морозова.
В таблице приведены данные диагностического исследования детей подготовительных групп.
№ п. п Ф. И. ребенка Эмоциональное
настроение муз. отрывков и
речи Способность интониро
вать Чувство
ритма и метроритма Ориентация в пространс
тве
1.
Саша З.
2+ 1
1
2
3
2.
Полина М.
3+2
3
3
3
3.
Вика Г.
2+2
2
2
3
4.
Оля Л.
2+2
2
3
3
5.
Катя З.
2+1
2
1
2
6.
Костя П.
3+2
2
3
3
7.
Соня М.
2+1
2
2
2
8.
Саша Щ.
3+2
3
2
3
9.
Данил С.
2+1
2
2
3
10.
Дима К.
2+1
2
2
2
11.
Диана Ц.
3+2
3
3
3
12.
Егор П.
3+2
3
3
3
13.
Виталий Д.
2+2
2
2
3
14.
Милена А.
3+2
3
3
3
15.
Настя З.
3+2
2
3
3
16.
Лена Н.
3+2
3
3
3
17.
Саша Б.
2+1
2
1
2
18.
Саша П.
2+1
2
2
3
Высокий - 10 человек
Средний – 6 человек
Низкий -2 человека
ВЫВОД: В течение года я использовала в своей работе комплекс музыкально – дидактических игр на развитие музыкально – интонационной и просодической стороны речи для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, тяжелыми нарушениями речи. Данные диагностического исследования показали, что повысился процент детей, распознающих эмоциональные состояния в музыке и в речи, у детей заметно улучшилось чувства ритма, они стали точнее интонировать мелодию, отлично ориентируются в пространстве.
В результате применения комплекса музыкально – дидактических игр повысился процент детей, имеющих высоко и хорошо развитые музыкальные способности.
В своей работе планирую :
-дальнейшее применение комплекса музыкально – дидактических игр для детей дошкольного периода, имеющих ограниченные возможности здоровья, тяжелые нарушения речи;
- доработать комплекс игр для детей старшей группы;
- разработать и внедрить комплексы игр и упражнений для детей средней и подготовительной групп.
Свой опыт работы я представляла в качестве сообщений на педагогическом Совете и сайте дошкольного учреждения, на семинарах районного уровня.
В 2012 году вместе с воспитанниками участвовала в районном семинаре «Познавательно – речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья».
Награждена грамотами и благодарностями МБДОУ, грамотой Отдела образования Администрации Верх-Исетского района.
Сведения о повышении квалификации:
- Семинар театр танца О. Усовой «Развитие личности ребенка средством хореографии», 2009г.
- Семинар- практикум «Ребенок в мире танца: методика и особенности преподавания. Театр танца Ольги Усовой – новинки сезона», 2011г.