Наталья Ключенович
«Внедрение элементов ТРИЗ в ознакомление дошкольников с окружающим миром». Анализ авторской методики по ОО «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметом моей воспитательно-образовательной работы
явилось внедрение элементов ТРИЗ в ознакомление дошкольников С окружающим.
В настоящее время широкий интерес педагогической общественности привлекают новые теории и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В результате, исследования проблем воспитания и обучения дошкольников мы пришли к выводу, что необходимо больше внимания уделять развитию личности ребенка, т. к. развивающаяся личность "центр и главный смысл всей деятельности педагога".
Публикация «„Внедрение элементов ТРИЗ в ознакомление дошкольников с окружающим миром“, Анализ авторской методики по ОО „Познание“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Мы пришли к выводу, что процесс воспитания и обучения дошкольников необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей, что главной задачей педагога-практика является обеспечение оптимальных условий для гармонического развития личности каждого ребенка, для развития любознательности, инициативности, живости, остроты ума, нестандартности, неповторимости каждого ребенка. Именно поэтому, руководствуясь принципами Концепции дошкольного воспитания (1987, строя воспитательно-образовательный процесс на основах гуманизации и демократизации мы обратились к поискам оптимальной методики развивающего воспитания и обучения, которая бы способствовала оптимальному развитию личности ребенка, развитию его внутренних сил, его задатков и способностей.
Исследовав разнообразные методики М. Монтессори, программу "Развитие" Венгер, "Детство", наше внимание привлек ТРИЗ разработанный Альтшуллером и др. в Норильске. Т. к. мы увидели, что ТРИЗ направлен не только на умственное развитие детей, но и на развитие личности ребенка, его творческим созидательным силам, которые, пробуждаясь под чутким руководством воспитателя, через создание развивающей среды позволяют ребенку наиболее оптимально войти в жизнь взрослых
Когда я впервые вошла в группу, то поразилась скованностью мысли детей, «задисщшлинированность», боязнь высказать свое мнение, а вдруг оно ошибочно, именно эти и вышеуказанные причины побудили меня обратиться к внедрению ТРИЗ в жизнь группы. Наблюдая и изучая детей группы, пришли к выводу, что необходимо нечто радикальное, чтобы пробудило личность ребенка ото сна и на наш взгляд ТРИЗ и является таким "будильником".
В результате внедрения элементов ТРИЗ, мы заметили что снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость инертность мышления, постепенно развивается логическое мышление, речевая и общая инициатива, неординарное и нестандартное мышление, любознательность. Большое место мы уделяем важнейшему ресурсу- МЫСЛИ (умению самостоятельно, нестандартно, логически мыслить).
За основу мы взяли разработку научной технологии творчества-ТРИЗ, разработанную Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Так как ТРИЗ возник в технике, то вполне объяснимо: именно здесь был наработан мощный патентный фонд, накопилось множество конкретной информации. ТРИЗ -прекрасный практический инструмент для дальнейших аналогий и размышлений, если учесть, что сходные противоречия в любых системах, как правило, разрешается однотипными приемами.
Умело избегая механического переноса приемов из технического ТРИЗа, можно весьма эффектно использовать этот инструмент для развития многих нетехнических систем. Примером является особый раздел ТРИЗа -развитие творческого воображения (РТВ, где на нетехнических задачах отрабатывается умение применять элементы ТРИЗа, расшатываются привычные представления об объектах, ломаются жесткие стереотипы. Не зря же многие обществоведы называют ТРИЗ, и вполне справедливо, прикладной диалектикой, т. к. "тризовский" инструмент отточен на "кругах" глобальных законов развития систем.
Таким же логичным нам видится и сближение элементов ТРИз с творческой педагогикой, естественный выход на малышей-мудрецов, где творчество-сама жизнь. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, должна помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира,
его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Взяв за основу девиз С. Крилова "Творчество во всем", мы постарались охватить методикой все стороны жизни ребенка в детском саду, стараясь все время следовать формуле- идти от ребенка. Однако ведь нашей целью было не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Когда мы пытаемся применить отработанные на "железках" элементы "тризовского" мышления, для нас это может стать той "печкой", от которой мы можем плясать в наших взаимоотношениях с детьми.
Играем ли мы с кубиками, сочиняем ли вместе новые сказки -везде на первом месте игра ума. Принципы рационального собирания кубиков и мыслей в общем-то очень схожи. Любое мышление -это вечное творчество.
Мы должны обнаружить системность в своем мышлении, в логике построения мысли найти свои законы. По принципу: если от объекта приходим к законам объекта, то от мышления столь же неизбежно приходим к законам мышления.
Казалось бы, зачем нужна эта системность? Е. Крылов указывал, что ". сама по себе информация может быть интересной, богатой, полезной, но даже она, употребленная не во время и не по адресу, иной раз может принести больше вреда, чем пользы.
Поэтому прежде всего мы попробовали сами систематизировать все, что нашли по этой методике и ввести это в свою программу работы с детьми. (СМ. СХЕМУ 1)
Это план, который мы рассчитали на 4-5 лет. Но поскольку мы работаем по данной методике только 2-й год, то основной раздел, который мы охватили - ознакомление с природой (СМ. СХЕМА 2).
Но поскольку методика ТРИЗ охватывает все стороны жизни детей и предполагает пересмотр всего общения с детьми, то мы включали ее и в другие виды обучения (СМ. СХЕМУ 3).
Вне занятий мы рассматривали раздел ознакомление с окружающим со следующих позиций:
-ознакомление с объектом изучения при помощи анализаторов; -выявление сходств и отличий "живого -не живого" (+/-).
Главное, что должны понять дети, что ко многим отрицательным сторонам нельзя относиться однозначно, нужно рассматривать все с нескольких точек зрения, -выявление сходств и отличий изучаемого объекта с человеком (похоже -не похоже).
Все это нужно, чтобы облегчить детям понимание взаимосвязи всего живого и не живого на Земле, а значит, ненарушаемости природного баланса, -виды изучаемых объектов и их отличительных особенностей от других видов и особей одного вида друг от друга.
-Дети учатся сами приходить к выводам о необходимости тех или иных органов у растений и животных, отсюда переходить и к объединению их в однородные группы, виды.
-рассматриваем особенности жизнедеятельности видов, их питание, строение, размножение и сравниваем с другими видами, -выявление места обитания и зависимость от времени года, -взаимосвязь человека и изучаемого объекта (+/-,а значит и осознанное отношение к окружающей экологической обстановке, -сравнение крупных и мелких обитателей одного вида; -выявление значимости маскировки;
-вызов сомнений в отношении условий обитания (воля -не воля).
-решение экопроблемы : "Чтобы случилось на Земле, если бы не стало. ?"
Мы обратили внимание, что дети практически ничего не
знают даже о бабушках и дедушках, очень мало интересуются жиз-
нью родителей до 3-го поколения, поэтому мы уделяем огромное
внимание ознакомлению с родословным древом,
прадедушка прабабушка
дедушка бабушка
папа мама
имя
Всю работу мы проводим не только на занятиях, но и в утренние и вечерние часы. Она направлена на создание ситуации, предпосылок и условий, которые бы побуждали ребенка мыслить самостоятельно, творчески и неординарно, т. е. познавать окружающий нас мир используя все возможности мышления, воображения, памяти, внимания, анализаторов и т. д., весь процесс обучения мы строим с учетом индивидуальных черт и способностей каждого ребенка.
ВЫВОДЫ:
На данном этапе работы освоены следующие этапы:
1. Решение противоречий.
2. Оператор «Размер - Время Стоимость».
3. Начат этап «Идеальный конечный результат».
После года работы с детьми, мы выпустили их в школу, причем 7 человек в гимназии, где проходят предварительное тестирование. А сейчас начинаем внедрение элементов ТРИЗ с младшей группы и надеемся за 4-5 лет всю намеченную программу реализовать в жизнь.