Татьяна Попова
Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе.
▼ Скачать + Заказать документы
«Предметно – развивающая среда» — это система условий, обеспечивающая развитие ребенка.
Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта. Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения – это источник познания мира взрослого, его деловых качеств.
Публикация «Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе,» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
При построении развивающей пространства в группе я учитывала требования к развивающей предметно-развивающей среде согласно ФГОС ДО :
-насыщенность в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы;
-трансформируемость пространства;
-полифункциональность материалов;
-вариативность среды;
- доступность среды;
- безопасность предметно-пространственной среды.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:
Физкультурный уголок «Здоровейка»и уголок здоровья
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
Оснащение:
- дидактические игры;
- книги;
- схемы, иллюстрации на тему здоровья;
- альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.);
- ростомер, «Стена здоровья» ;
- кольцеброс;
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;
- картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.
Уголок конструирования «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Оснащение:
-модели, схемы, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т. п, картонные дома.
- наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие;- пазлы; - строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;- игрушки для обыгрывания построек;
Игровые уголки «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Оснащение:
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- предметы-заместители;
- модуль «Помощница», набор для парикмахерской и больницы, игровой материал для игры «Магазин»-продукты, касса, весы, корзинка для продуктов.
Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
Оснащение:
- детские книги по программе;- любимые книги детей (книги по интересам);- сезонная литература;- тематические альбомы;- портреты детских писателей- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки,- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик;- магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)
Уголок природы
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Оснащение:
- дидактические игры;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
- живые объекты: комнатные растения и пр.
- инвентарь для посадки семян и рассады
- паспорт уголка природы;
- календарь природы;
- набор игрушек - дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды
Уголок творчества «Умелые руки»
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Оснащение:
- схемы последовательного рисования предмета;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания ;
- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- репродукции картин разных жанров искусства
- материалы для рисования
- пластилин, наборы для детского творчества;
-инструменты для творчества;
- клеенчатые салфетки, банки, подставки.
Патриотический уголок «Мое Оренбуржье»
Задачи:
расширять представления детей о родном крае; формировать гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, а также воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.
Оснащение:
- образец пухового платка;
- дидактические игры;
- демонстрационный материал «Хлеб всему голова», «Расскажи про свой детский сад»;
- фотоальбом с фотографиями семей воспитанников;
- иллюстрации города Оренбурга, его достопримечательностей;
- атлас природного наследия Оренбургской области;
- флаг г. Оренбурга;
- флаг России.
Уголок «Безопасности»
Задачи: формировать у детей представление о безопасном поведении в окружающем мире, знакомить с правилами дорожной и пожарной безопасности.
Оснащение:
- служебные автомобили среднего размера (машина скорой помощи, пожарная машина, инкассаторская машина, полицейская машина);
- дидактические игры по правилам дорожного движения и безопасности;
- плакат по правилам безопасности;
Театральный уголок
Задачи: пробуждать интерес к театрализованной игре. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Оснащение:
- набор наручных кукол би-ба-бо:
- набор пальчиковых кукол би-ба-бо: семья;
- набор масок ;
- ширма для театрализации.
Гендерный уголок
Задачи: помочь овладению мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.
Оснащение:
- куклы средние (в том числе - девочки и мальчики, разных рас);
- схемы действий, карточек-символов, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
- иллюстрированный альбомы: «Мужские и женские профессии», «Мужская и женская одежда» и т. п. ;
- дидактическая игра «Я-мальчик. Я-девочка»;
- костюмы-накидки для ролевых игр по профессиям (военный, пожарный, врач, полицейский и пр.);
- игровой модуль "Мастерская" (соразмерная ребенку) с инструментами ;
- игровой модуль "Кухня" (соразмерный ребенку) с плитой и аксессуарами ;
- набор косметических принадлежностей (расчески, зеркало, фен и т. д.)
Уголок познавательного развития
Задачи: развивать познавательный интерес у детей, математические способности у детей, расширение и активизация словарного запаса детей, развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.
Оснащение:
настольно -печатные иглы развитие различных способностей
Уголок дежурства
Задачи: прививать ребенку любовь к труду; помочь ребенку почувствовать себя членом коллектива и осознать полезность своего труда.
Оснащение:
- фартуки, колпаки;
- салфетницы;
- хлебницы;
- карточки с картинками «Виды дежурства»
Музыкальный уголок:
Задачи: воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Оснащение:
- детские музыкальные инструменты: ;
- набор шумовых музыкальных инструментов;
- декоративный ящик или короб для мелких детских музыкальных инструментов;
- магнитофон;
- комплект CD ;
- музыкально – дидактические игры;
- набор иллюстраций, фотографий, открыток, репродукций, портретов композиторов в соответствии с музыкальными произведениями программы.
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям обоих участников организации образовательного процесса - педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование меняется в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляются дидактические игры, сделанные своими руками. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.