Приложение МААМ

Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе.

Татьяна Попова
Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе.
▼ Скачать + Заказать документы

«Предметно – развивающая среда» — это система условий, обеспечивающая развитие ребенка.

Предметно-пространственная среда выполняет по отношению к личности дошкольника информационную функцию, является средством передачи социального опыта. Предметы расширяют «технический кругозор», обеспечивают художественное восприятие, открывают мир музыки и искусства. Мир предметного окружения – это источник познания мира взрослого, его деловых качеств.

Публикация «Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе,» размещена в разделах

При построении развивающей пространства в группе я учитывала требования к развивающей предметно-развивающей среде согласно ФГОС ДО :

-насыщенность в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы;

-трансформируемость пространства;

-полифункциональность материалов;

-вариативность среды;

- доступность среды;

- безопасность предметно-пространственной среды.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:

Физкультурный уголок «Здоровейка»и уголок здоровья

Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.

Оснащение:

- дидактические игры;

- книги;

- схемы, иллюстрации на тему здоровья;

- альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.);

- ростомер, «Стена здоровья» ;

- кольцеброс;

- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;

- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;

- картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.

Уголок конструирования «Строим сами»

Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Оснащение:

-модели, схемы, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т. п, картонные дома.

- наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие;- пазлы; - строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;- игрушки для обыгрывания построек;

Игровые уголки «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин»

Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Оснащение:

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);

- предметы-заместители;

- модуль «Помощница», набор для парикмахерской и больницы, игровой материал для игры «Магазин»-продукты, касса, весы, корзинка для продуктов.

Уголок книги «В гостях у книжки»

Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

Оснащение:

- детские книги по программе;- любимые книги детей (книги по интересам);- сезонная литература;- тематические альбомы;- портреты детских писателей- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки,- стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик;- магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)

Уголок природы

Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

Оснащение:

- дидактические игры;

- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины,

- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе;

- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;

- живые объекты: комнатные растения и пр.

- инвентарь для посадки семян и рассады

- паспорт уголка природы;

- календарь природы;

- набор игрушек - дикие и домашние животные, овощи, фрукты, ягоды

Уголок творчества «Умелые руки»

Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Оснащение:

- схемы последовательного рисования предмета;

- книжки-раскраски с образцами;

- картотека тематических книжек-раскрасок;

- альбомы для рассматривания ;

- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;

- репродукции картин разных жанров искусства

- материалы для рисования

- пластилин, наборы для детского творчества;

-инструменты для творчества;

- клеенчатые салфетки, банки, подставки.

Патриотический уголок «Мое Оренбуржье»

Задачи:

расширять представления детей о родном крае; формировать гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа; воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, а также воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей, патриотизма и чувства гордости за свою страну, края.

Оснащение:

- образец пухового платка;

- дидактические игры;

- демонстрационный материал «Хлеб всему голова», «Расскажи про свой детский сад»;

- фотоальбом с фотографиями семей воспитанников;

- иллюстрации города Оренбурга, его достопримечательностей;

- атлас природного наследия Оренбургской области;

- флаг г. Оренбурга;

- флаг России.

Уголок «Безопасности»

Задачи: формировать у детей представление о безопасном поведении в окружающем мире, знакомить с правилами дорожной и пожарной безопасности.

Оснащение:

- служебные автомобили среднего размера (машина скорой помощи, пожарная машина, инкассаторская машина, полицейская машина);

- дидактические игры по правилам дорожного движения и безопасности;

- плакат по правилам безопасности;

Театральный уголок

Задачи: пробуждать интерес к театрализованной игре. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Оснащение:

- набор наручных кукол би-ба-бо:

- набор пальчиковых кукол би-ба-бо: семья;

- набор масок ;

- ширма для театрализации.

Гендерный уголок

Задачи: помочь овладению мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.

Оснащение:

- куклы средние (в том числе - девочки и мальчики, разных рас);

- схемы действий, карточек-символов, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;

- иллюстрированный альбомы: «Мужские и женские профессии», «Мужская и женская одежда» и т. п. ;

- дидактическая игра «Я-мальчик. Я-девочка»;

- костюмы-накидки для ролевых игр по профессиям (военный, пожарный, врач, полицейский и пр.);

- игровой модуль "Мастерская" (соразмерная ребенку) с инструментами ;

- игровой модуль "Кухня" (соразмерный ребенку) с плитой и аксессуарами ;

- набор косметических принадлежностей (расчески, зеркало, фен и т. д.)

Уголок познавательного развития

Задачи: развивать познавательный интерес у детей, математические способности у детей, расширение и активизация словарного запаса детей, развитие выразительности речи, с использованием вербальных и невербальных средств.

Оснащение:

настольно -печатные иглы развитие различных способностей

Уголок дежурства

Задачи: прививать ребенку любовь к труду; помочь ребенку почувствовать себя членом коллектива и осознать полезность своего труда.

Оснащение:

- фартуки, колпаки;

- салфетницы;

- хлебницы;

- карточки с картинками «Виды дежурства»

Музыкальный уголок:

Задачи: воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Оснащение:

- детские музыкальные инструменты: ;

- набор шумовых музыкальных инструментов;

- декоративный ящик или короб для мелких детских музыкальных инструментов;

- магнитофон;

- комплект CD ;

- музыкально – дидактические игры;

- набор иллюстраций, фотографий, открыток, репродукций, портретов композиторов в соответствии с музыкальными произведениями программы.

Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе отвечает потребностям обоих участников организации образовательного процесса - педагога и детей в совместной партнерской деятельности, а также в свободной деятельности детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Оборудование меняется в соответствии с тематикой, праздниками, временем года. Обновляются дидактические игры, сделанные своими руками. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Публикации по теме:

Оформление развивающей среды первой младшей группыОформление развивающей среды первой младшей группы асыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего.

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе.
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 15:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ развивающей предметно-развивающей среды в группе.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Попова (УИ 300523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД