Людмила Дудняк
Конспект занятия по аппликации «Корабли на рейде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять умение детей создавать коллективную композицию. Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля, передавая основную форму и детали. Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваться хорошего качества своего изображения.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «Корабли на рейде».
Закрепить общие понятия о водном виде транспорта.
Познакомить детей с основными частями кораблей.
Публикация «Конспект занятия по аппликации „Корабли на рейде“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Аппликации
- Темочки
Упражнять в вырезывании и составлении изображения предмета (корабля, передавая основную форму и детали. Закреплять навыки работы с цветной бумагой, ножницами, клеем.
Воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества изображения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов, презентаций о водном транспорте; чтение произведений о морских приключениях.
Материалы и оборудование: цветная бумага для вырезывания, лист голубой или серой бумаги для коллективной композиции; иллюстрации, изображающие разные корабли.
Методические приемы:
Показ, рассказ, отгадывание загадок, рассматривание, проблемная ситуация, обобщение.
Словарные слова: порт, причал, швартовка, рейд.
Ход занятия:
(Дети слышат шум прибоя – на экране телевизора)
Воспитатель: Ребята, слышите? Что это такое?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это шум прибоя, шум моря. И именно эти звуки помогут отгадать вам мою загадку. Слушайте:
По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду.
Дети: Корабли.
Воспитатель: Верно, это корабли. Никто не знает, когда и как впервые человек поплыл по воде. Уже много лет тому назад люди стали использовать для передвижения водоемы. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров. Жители разных стран научились строить лодки, выдалбливая их из стволов деревьев, сшивая их из коры. Плавали и на надутых шкурах. Затем появились плоты, первые корабли – кочи, ладьи, торговые и военные суда, пароходы, теплоходы. И наше занятие сегодня будет посвящено кораблям. К какому же виду транспорта относятся корабли?
Дети: к водному.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на мольберте изображения кораблей. Какие виды кораблей вы знаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, есть пассажирский, военный и грузовой. У каждого корабля своё предназначение, но у любого судна есть основные части, то, что объединяет все корабли. Давайте назовём их.
Дети: корма, днище, нос, труба, якорь, капитанская рубка - определения детей сопровождаются показом этих частей на картинке на мольберте)
Воспитатель: А кто знает - зачем кораблю якорь?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Да, якорь обеспечивает безопасную стоянку судна, корабля - Ребята, вы знаете, что означает выражение: Корабли на рейде?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Не знаете? Послушайте: Рейд - место якорной стоянки судов вблизи берега или в порту. Суда на рейде ожидают подхода к причалу, а также производят погрузочно-разгрузочные работы, принимают топливо, воду, иногда ремонтируются. А кто же управляет любым кораблём?
Дети: капитан.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. На полотне находится корабль, капитан прислал сообщение, что корабль потерпел крушение в открытом море и просит помощи. Поможем капитану?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам сейчас отправиться в конструкторское бюро. Это организация, где проектируют корабли. Превратиться там на время в конструкторов и приступить к работе, построить корабли и отправится на помощь капитану. Согласны?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем делать аппликацию корабля. Но прежде чем приступить к работе, давайте отдохнем.
Физминутка.
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке (движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда (руки в разные стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб согреться пошагаем (шаги на месте)
А теперь глубокий вздох
И присели на песок (руки через стороны вверх, на пояс, присели)
Над водой летят стрижи (медленно поднимаемся, взмахи руками)
Под водой плывут ерши (змейка руками)
Плывёт лодочка-краса,
Расписные паруса (руки в стороны).
Воспитатель: Ребята, присаживаемся на свои места. Посмотрите на доску. На ней представлены варианты аппликации кораблей. У каждого на столе лежит цветная бумага, ножницы, клей для аппликации.
Подумайте – что вы хотите создать. Какой будет ваш корабль?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте подумаем, какие части корабля будем вырезать и наклеивать? Из чего состоит корабль, давайте вспомним.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Корпус, трюм (ходовая рубка, дымоход (труба, иллюминаторы, кто захочет, может сделать корабль с парусами.
Воспитатель: С какой части корабля начнем?
Дети: с корпуса.
Воспитатель: Правильно, начнем с корпуса. Из, какой геометрической фигуры сделаем корпус?
Дети: Из прямоугольника.
Воспитатель: Корпус корабля мы сделаем из большого прямоугольного листа цветной бумаги. Как мы будем вырезать корпус?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Наискосок срезав с правой и левой стороны углы. Можно сделать корпус по другому. Возьмите самый большой прямоугольник, сложите пополам и срежьте с одной стороны угол. Получится фигура, которая называется трапеция: это корпус нашего корабля. Затем что будем делать?
Дети: Нужно будет расположить надстройки на палубе.
Воспитатель: Из чего?
Дети: из квадрата.
Воспитатель: Правильно. Берем квадрат и прикладываем его по середине корпуса парохода. Это рубка – помещение, в котором находится капитан. Дальше что будем делать?
Дети: Будем делать трубу.
Воспитатель: Берем оставшийся маленький прямоугольник. Это труба. Можете сами вырезать трубу другим способом. Как?
Дети: разрезав квадрат пополам, отрезав небольшую полоску от прямоугольника.
Воспитатель: Затем, прикладываем маленький прямоугольник вертикально к квадрату (рубке). Из маленьких квадратиков, обрезая, закругляя углы делаем что?
Дети: иллюминаторы-окошки.
Воспитатель: Их можно ещё сделать из полоски бумаги, складываем гармошку, закругляем углы, разрезаем, получились иллюминаторы-окошки, которые приклеиваем на корпус корабля и на рубку. Когда все детали будут готовы, будем собирать наши корабли.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним технику безопасной работы с ножницами.
Дети: Берём ножницы за кольца. Не направлять к себе или к товарищу, а держать от себя.
Лист бумаги держать за большую часть, меньшую отрезают.
После того, как вырезали деталь корабля, лезвие ножниц сомкнуть, не оставлять открытыми.
Ножницы клади кольцами к себе.
Подавай ножницы всегда кольцами вперед.
Не оставляй ножницы открытыми.
Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
Правила безопасной работы с клеем.
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой. После работы обязательно вымой кисточку.
2. Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая.
3. Когда закончил работу, руки тщательно вымой с мылом.
Воспитатель: Но перед ответственной работой предлагаю немного размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Две ладошки прижму и по морю поплыву. (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук)
Две ладошки друзья - это лодочка моя
Паруса подниму, синим морем поплыву. (Поднять большие пальцы обеих рук вверх)
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. (Имитация движений волн и рыбок)
Воспитатель: Ну что, приступим к работе?
Дети: да.
(Самостоятельная деятельность. Дети выполняют работу под аудиозапись «шум волн»).
Воспитатель: У кого корабль готов, могут по порядку наклеивать на общий лист.
Воспитатель: Каких только кораблей и судов нет в нашем порту! Капитаны, т. е. вы, вы ведь сейчас были капитанами своего корабля. Вы помогли капитану корабля, потерпевшего крушение, привели корабли в назначенное место. Как это место называется?
Дети: рейд.
Воспитатель: Правильно. Сейчас давайте рассмотрим ваши работы. У всех получились корабли?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что больше всего понравилось?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что было для вас трудно?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Как много кораблей вы смастерили. Посмотрите, как здорово у нас получилось!
Воспитатель: Какой корабль самый красивый, по-вашему?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Благодарю вас, ребята, за хорошую работу. Мне очень понравились ваши работы. Вы отлично потрудились. Осталось привести в порядок свое рабочее место. На этом наше занятие закончено.