Получи документы

Арт-терапия как средство коррекции тревожности и страхов у детей с проблемами в развитии

Людмила Гратволь
Арт-терапия как средство коррекции тревожности и страхов у детей с проблемами в развитии

Арт-терапия как средство коррекции тревожности и страхов

у детей с проблемами в развитии

На сегодняшний день увеличилось количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной ее коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной. Эта работа необходима для сохранения психического здоровья ребенка.

Публикация «Арт-терапия как средство коррекции тревожности и страхов у детей с проблемами в развитии» размещена в разделах

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.

Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми нашей категории можно выделить основные направления использования искусства в этой работе. А именно:

- психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений;

- психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу;

- психологическое, выполняющее регулятивную, коммуникативную функции;

- социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Ведущие отечественные специалисты в области арт-терапии А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская предлагают рассматривать арт-терапию как совокупность психологических методов воздействия, применяемых к контексте изобразительной деятельности, психокоррекции, психопрофилактики, а также реабилитации и тренингов с детьми с ОВЗ.

Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты. Инновационные подходы к образованию должны опираться на проявление творческого потенциала детей. Для этой цели используются формы взаимодействия, которые основаны на игровой и изобразительной деятельности.

Результаты, которых помогает достичь арт-терапия :

1. Выражение эмоций, в том числе негативных и преобразование их в позитивные, которые большинство взрослых подавляют в себе.

2. Понимание и принятие себя через прислушивание к своим ощущениям в процессе, это часто помогает найти ответ на интересующий вопрос и выход из сложной ситуации.

3. Отвлечение от проблем и мыслей, которые угнетают, психологическая перезагрузка.

4. Повышение самооценки.

5. Личностное развитие, обретение внутренней гармонии.

6. Наполнение жизни чем-то интересным и увлекательным.

7. Реализация творческого потенциала и личностных особенностей через творение.

Арт-терапия является абсолютно безопасной для всех людей. Она не имеет никаких противопоказаний и строгих указаний к применению. Ее рекомендуют использовать не только как метод лечения психических расстройств и выхода из тяжелых эмоциональных состояний, но и как систематическую профилактику.

Существует множество видов творчества, применяемых для арт-терапии :

Музыкальная - подходит детям со всеми отклонениями и проблемами в развитии;

Театральная - эффективна для детей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой. Стеснительным и замкнутым лучше отдать предпочтение другим видам искусства;

Игровая - подходит как детям, так и взрослым. Для первых это один из основных видов деятельности, для взрослых - способ погрузиться в воспоминания

Художественная (рисование) - применяется для преодоления невроза у детей. На начальной стадии терапии лучше отдать предпочтение краскам и мягкой кисточке, чем карандашам и фломастерам. Рекомендуется взять широкую палитру цветов. От линеек и прочих предметов, помогающих чертить ровные линии, лучше отказаться

Маскотерапия - подходит детям с комплексами и серьезными проблемами, связанными с восприятием себя как части общества;

Песочная - идеально подходит как метод профилактики психических расстройств у детей, для разрядки интровертов в трудной ситуации;

Цветовая - психологи рекомендуют применять цветотерапию для выплескивания свои переживаний и обид через краску и взаимодействуя в подгруппе детей тактильно, они сближаются и становятся более открыты друг к другу;

Сказкотерапия - применяется в основном для поддержания эмоционального состояния детей.

Лепка - идеально подойдет людям, переполненными агрессией и злостью.

Разновидности арт-терапии одновременно являются ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума.

Также существуют приемы арт-терапии для детей :

1. Во время звучания песни нужно подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.

2. Нарисовать людей или предметы на заданную или вольную тему ("Кем я хочу быть", "Моя мечта", "Мои родственники"). Поможет специалисту понять, как ребенок воспринимает себя и окружающих, его самооценку и скрытие желания.

3. Нарисовать картину пальцами, природными материалами, краской без заданной темы. Это прием марания, нацелен на выброс негативных эмоций у детей (особенно дошкольного возраста) склонных к агрессии и гиперактивности, на развитие фантазии.

4. Сделать произвольное количество отпечатков ладошки, пальцев или других предметов на бумаге с помощью красок. Это прием монотипии, он помогает справиться со злостью.

5. Нарисовать любую картину на мокром листе бумаги красками. Капли красок разных цветов будут растекаться, переходя одна в другую, образуя причудливые абстрактные формы и новые оттенки. Участвуя в процессе и наблюдая за ним, ребенок успокаивается, снимает напряжение и отвлекается от проблем.

6. Нарисовать что угодно карандашами, мелками или фломастерами с помощью завитков и каракуль. Прием широко используется в психотерапевтических практиках. Упражнение позволяет снять мышечный тонус и развивает усидчивость.

7. Слепить из пластилина то, что тревожит ребенка, высказать творению все, что хочется, уничтожить его или трансформировать в более привлекательную фигуру. Упражнение помогает сбросить напряжение и найти решение проблемы. Подходит детям старшего возраста.

Все задания для детей должны быть просты и понятны, чтобы они могли сконцентрироваться только на творчестве и эмоциях и не размышляли над способом реализации методики.

Учитывая безвредность метода арт-терапии, ее можно применять в домашних условиях. Просмотр фильма, прослушивание музыки и искреннее обсуждение, особенно волнительных моментов, с близкими, рисование в блокноте, сочинение историй, песен или стихов помогут отвлечься от трудностей, сублимировать негатив. Рекомендуется практиковать любые способы творческой разрядки регулярно, чтобы избежать депрессивных состояний.

Список используемой литературы:

1. Зайцева И. А., Кукушкин В. С, Ларин Г. Г., Румега Н. А, Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М. :ИКЦ “МарТ”; Ростов н/ Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)

2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с. ,илл.

3. Рабочая книга школьного психолога. П/ред. Дубровиной И. В. Москва,1995

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка»Фотоотчёт «Арт-терапия как средство успешной адаптации ребёнка» из опыта работы) Проблема адаптации детей к детскому саду очень высока, ведь придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство коррекции тревожности и страхов у детей с проблемами в развитии
Опубликовано: 25 марта 2022 в 10:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД