Папки-передвижки

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов

Катерина Коурова
Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромное интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известного как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь педагог?

Публикация «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» размещена в разделах

Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх долга, оказаться непрофессионалом, страх перед контролем и многое другое.

Синдром хронической усталости лежит в основе многих психоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т. д.

Педагоги могут самостоятельно применять методику самовосстановления тела, души и духа, а так же меры, предупреждающие возникновение «синдрома эмоционального выгорания».

Арт-терапия позволяет человеку освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное – разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Положения обязательные для исполнения.

1. Взрослые – тоже чьи-то дети, но общество и социальные роли так отодвинули нашего внутреннего ребенка, что он забился в дальний уголок и все ждет, когда же его пригласят поиграть. Иногда безнадежно.

2. Самое главное, чего хочет этот ребенок и чего не хватает всем нам – это любви. Для ребенка самым главным доказательством любви взрослых является то, что они с ним играют. Он даже быстрее выздоравливает от этого.

3. Любовь выражается в искреннем интересе и радости от общения. Проявляя интерес к другим людям и миру, мы узнаем, как ведет себя наш внутренний ребенок, т. е. занимаемся самопознанием. Любой ребенок, как и наш внутренний гениален.

4. Одна из главных причин заболевания сердца – нехватка радости в жизни человека, эмоциональный дефицит. Особенно это проявляется в эиоционально-затратных профессиях, таких как педагог.

5. Вэтой жизни травмы получают как взрослые,так и дети. Психологические травмы постепенно накапливаются и проявляются болезнями.

6. Если мы не можем терапевтировать друг друга, то следует хотя бы не травмировать. Этим занимается гуманная, реконструктивная педагогика, арт-терапия, или излечение искусством.

7. Известно, что главная цель искусства – объединение всех людей через любовь, т. е. посредствам интереса и радости. Если бы искусство не было ни одной из главнейших ценностей культуры человечества, оно не сохранилось бы от первобытных до наших времен.

8. С помощью искусства человек самовыражается и одновременно узнает свой потенциал, самосовершенствуется, а самосовершенствование напрямую связанно с признанием собственной ценности: человек должен себя любить. Ведь для нас основными вопросами, как и для детей, являются следеющие.

Ести ли я на этом свете, замечают ли меня?

Я хороший?

Могу ли я?

9. За всю жизнь человек использует только 4% мозга и всего 1% своей ДНК, остальное не востребовано. Остается поверить в то, что мы можем многое, и воспользоваться этим. Если человек забудет слова «не могу», «не знаю», «не умею», многое измениться к лючшему. На самом деле мы всемогущи.

10. Основная беда заключается в том, что мы сильно напряжены, спешим и боимся. Уже доказано, что эти три состояния препятствуют обучению. Все информационные каналы открываются доброжелательной атмосферой и сотрудничеством.

11. Следует избегать любой критики и суждений, поэтому что они несовместимы с доброжелательностью и доверием, к тому же разрушают психику любого человека.

12. Можно, не проявляя любви, проявлять расположение и уважение.

13. Позвольте себе быть собою. Меняйте отношение к себе прямо сейчас.

Мастерская

«Цвет твоей судьбы»

Вступительное слово ведущего – 2 мин.

Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает излечение искусством. Нам предстоит работать в мастерской, которая называется «Цвет твоей судьбы». Перед тем как мы приступим, я прошу вас описать свое состояние на данный момент, а также – ожидания, исходя из названия мастерской. Высказывания педагогов.

Вначале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем: «Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией. Мы все связаны и тем воздухом, которым дышим, и общей энергетикой, и интересами. Сегодня нас здесь объединила мастерская.

Итак, здравствуйте! (Все кланяются и опускают руки.)

Всем известно, какое огромное значение в жизни человека имеет цвет. Он настраивает нас, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит. Сегодня мы будем работать с цветом. Попробуем заглянуть в самих себя и увидеть все богатство разноцветного и необъятного мира своего собственного «Я». Но вначале пусть это «Я» прозвучит так, чтобы его заметили, обратили на него внимание и приблизились к нему. Мы с вами познакомимся.

Знакомство – 5 мин.

Я предлагаю каждому приоткрыть завесу тайны и дать нам возможность хоть немного вас узнать. Итак, закончите предложение, которое начинается словами: «Вы еще не знаете, что я …». Например, вы еще не знаете, что я … люблю Брянск! А теперь назовите цвет, который вы ассоциируете со своей личностью, и поясните почему.

Чаще всего самих себя мы видим в зеркале, особенно когда примеряем обновку и смотрим, подходит нам тот или иной цвет. И так хочется, чтобы отражение всегда было прекрасным! Но известно, что наш мир – большое зеркало, и оно показывает нам нас же. Сейчас мы попробуем почувствовать, в какой роли существовать проще. Разделитесь на пары и поочередно в паре вы будете то зеркалом, отражающим движения другого человека, то человеком перед зеркалом. Запоминайте свои ощущения.

Итак, поделитесь впечатлениями, ощущениями и мыслями от упражнения. Что было проще выполнить, в какой роли испытывали вы затруднения?

Тестирование по Люшеру – 5 мин.

Мы проявляем свою личность по-разному, но основные ее черты уже знаем. С помощью цветодиагностики по тому, какой цвет человек ставит на первое место, можно узнать собственный характер более детально. Автор теста известный французский психолог Макс Люшер.

Решите, какой из восьми цветов вы бы поставили на первое место. Каждый выбрал? Назовите, какие цвета вы предпочли.

Теперь я назову черты характера, типичные для выбранного цвета, а вы соотнесите их с тем, что знаете о себе. Если возникает несогласие – что ж, стопроцентного попадания быть не может, мы ведь непрерывно меняемся. Презентация цвета (ведущий зачитывает, на экране цветовые картинки)

Но, возможно, это повод задуматься над тем, знаем ли мы себя. Поделитесь, пожалуйста, у кого были совпадения, у кого – расхождения.

Рисунок настроение – 15 мин.

Теперь настроение, которое у вас сейчас, перенесите на листок бумаги с помощью красок – с помощью цвета. Не старайтесь изображать сюжет, а просто опустите свою руку и берите те краски, к которым она потянется. Вольно кладите их на лист – ограничений нет, все позволительно. После того как рисунок завершен, походите с ним и поищите себе партнера по рисунку. Нужно подвигаться, так как в движении цвет воспринимается иначе. Когда пары определятся, выберите какой-либо цвет и составьте устную рекламу своему цвету. Представлять рекламу можно любым способом : песней, стихотворением, пантомимой, скульптурой, рекламным роликом – все можно!

А теперь внимание: презентация цвета! Следите за своими ощущениями.

Упражнение на осознанность – 5 мин.

В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю: «Синий!», и все в этой комнате находят только синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение недели будете выполнять такое упражнение каждые день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше!

Итак, красный! желтый! черный! зеленый!)

Цветное дыхание – 5 мин.

Цвет нас лечит – это бесспорно. Наиболее продвинутые руководители уже создают в своих фирмах комнаты для снятия стрессов. Мы сейчас проделаем очень простое, но важное упражнение, с помощью которого человек способен помочь самому себе снять боль, поднять настроение.

Сядьте, пожалуйста, по удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за своим дыханием. А теперь отметьте место в теле, которое болит, или проблемную зону и представьте, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. И так дышим пару минут. Открывайте глаза. Пожалуйста, поделитесь впечатлениями. Удалось ли увидеть цвет? Получилось ли дышать? Что чувствовали?

Работа с цветными полотнами – 15 мин.

Если у человека проблемы с печенью, ему рекомендуется носить желтое, если с сердцем – зеленое. Ведь часто от цвета зависит не только настроение, но и здоровье и судьба человека. У нас есть возможность убедиться в этом. Предлагаю вам по очереди закутываться в ткань то одной цветовой гаммы, то другой и запоминать свои ощущения. Потом ими поделимся.

Релаксация – презентация.

Давайте закончим нашу практическую часть: встанем в круг и с поклоном скажем друг другу и всем «спасибо» за работу и прекрасное общение, которое нас сегодня объединило и сблизило.

Всем всего самого наилучшего!

Это была одна из самых ярких мастерских в моей жизни. Я вам очень признательна.

Публикации по теме:

Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии. Семинар.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья Семинар – тренинг на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья»..

Цветомузыкальная терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья детей в ДОУЦветомузыкальная терапия как средство укрепления психоэмоционального здоровья детей в ДОУ Актуальность: В настоящее время с увеличением различных гаджетов и большой загруженностью родителей делами мы наблюдаем большое количество.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья детей Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной.

Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка Я работаю во второй младшей группе по программе А. Васильевой 2010г Так как эта группа была набрана недавно, из детей ранее не посещающих.

Рекомендации воспитателям для сохранения психологического здоровья • Каждый день начинайте с «нового листа». В «реку жизни», нельзя войти дважды. • Чаще улыбайтесь. Улыбайтесь всему. Как изумляются дети.

Семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» В структурном подразделении детском саду «Лучик» в октябре 2016 года проходил семинар-практикум для педагогов «Арт-терапия как средство.

Детский проект «Закаливание как фактор укрепления и сохранения здоровья» Она актуальна тем, что нынче многие дети не здоровы. Они часто болеют. У нас в школе тоже есть ученики, которые часто болеют. Они пропускают.

Здоровьесберегающая технологии стимулирования и сохранения здоровья Здоровьесберегающие технологии — технологии стимулирования и сохранения здоровья Описание материала: Опыт работы по применению здоровьеберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов
Опубликовано: 2 марта 2017 в 16:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Катерина Коурова (УИ 810323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД