Папки-передвижки

Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики

Ирина Голубева
Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики

1. «Лягушка»

Цель: Выработать умение удерживать губы в улыбке

в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Публикация «Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики» размещена в разделах

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова держалась прямо, при улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Превратились мы в лягушек,

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

2. «Хоботок»

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать

в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну.

Губы «хоботком» сложили,

Со слоненком подружились.

3. «Лопатка»

Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким

и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта

и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.

Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение - кисть руки находится горизонтально

на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены

и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Язычок наш как лопатка –

Очень ровный, очень гладкий.

Язык широкий положи

И спокойно подержи.

4. «Чашечка»

Цель: Выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась «чашечка». Удерживая язык в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть язык и губы в и. п., закрыть рот. Повторить 3-5 раз.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты

и слегка согнуты в нижних фалангах.

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних

и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Любим пить мы крепкий чай.

Ну-ка, чашку подставляй!

5. «Грибок»

Цель: выработать подъема языка вверх, укрепление мышц языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх

и присосать к небу, кончик языка должен находиться

у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения

губы были в улыбке, язык располагался по всему небу,

а кончик языка находился у верхних передних зубов.

Рот необходимо держать широко открытым.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко

И положим гриб в лукошко.

6. «Бегемотик»

Цель: Выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым

под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.

На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Широко открыли ротик -

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

7. «Парус»

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать

язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться

в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Повторить 5-6 раз.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения

язык упирался в альвеолы за верхними зубами.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

8. «Иголка»

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от I до 5. Повторить

4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Язычок наш, как иголку,

Сделаем мы острым, тонким.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно нам иглу убрать.

9. «Кошка сердится»

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «один» выгнуть язык

горкой, упираясь в нижние зубы. На счёт «два» вернуться

в исходное положение.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы кончик языка не отрывался от нижних зубов, рот

не закрывался.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Есть у нас в квартире кошка,

Любит пошипеть немножко.

Спинку выгнула дугой,

Сердится на нас с тобой.

10. «Заборчик»

Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет

от 1 до 10. Затем вернуть губы в и. п. и удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ребенок не опускал голову вниз, а удерживал прямо.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах

и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз.

На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся

в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть

в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Вышли утром мы во двор

И построили забор.

Зубки сомкнуты сейчас,

Получилось все у нас.

1. «Чистим зубы»

Цель: Учить выполнять дифференцированных движений языком.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот

закрыт. Улыбнуться, открыть рот, на счет «один» кончик

языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5, на счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет

от 1 до 5. Повторить 5-7 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык выполнял точные движения, не выходил за край зубов, рот был широко открыт, губы находились в улыбке, нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая

от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в и. п., удерживать под счет от 1 до 5.

Повторить 6-7 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Мы, конечно, очень любим

Аккуратно чистить зубы.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем ротик полоскать.

2. «Качели»

Цель: Учить выполнять точные, ритмичные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, язык приподнят

в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к за нижние зубы, к альвеолам. Выполнение упражнение под счет от 1 до 5-10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами. Затем закрыть рот, держать его закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был открыт широко, нижняя челюсть остается неподвижной. Язык должен точно касаться альвеол.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

На качелях мы качались,

Высоко мы поднимались.

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Очень крепко ты держись.

3. «Вкусное варенье»

Цель: Выполнять круговые движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, на счет «один» высунуть язык,

под счет от 1 до 5 облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу, выполняя круговые движения 3-4 раза. Затем закрыть

рот под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,

она должна быть неподвижной.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты, ладонь направлена вниз, на счет «один» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять

круговые движения кистью руки 4 раза, затем вернуться в и. п.

Повторить 5 -6 раз

Вместо счета можно использовать стихи:

Блин мы ели с наслажденьем,

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

4. «Лошадка»

Цель: Выработать умения ритмично щелкать языком, укреплять мышцы языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать сильно языком под счет от 1 до 10 (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 6-7 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был широко открыт. Щелчки языком должны быть сильными, ритмичными.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца

с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в и. п.

и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 6-7 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Скачет резвая лошадка

По дорожке ровной, гладкой.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

5. «Индюк»

Цель: Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот

закрыт. На счет «один» улыбнуться, приоткрыть рот,

положить язык на верхнюю губу и производить движения широким языком по верхней губе вперед-назад, произнося

«бл-бл-бл». Выполнять под счет от 1 до 5. Повторить 3-5 раз.

При выполнении упражнения язык не должен прижиматься зубами.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних

и средних фалангах, выполняя хватательные движения.

Затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Рассердился наш индюк,

Не пустил играть на луг.

Он прогнал всех со двора,

Разбегайся, детвора!

6. «Маляр»

Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться. Открыть рот и «погладить» языком твердое небо, делая движения вперед-назад, под счет от 1 до 4, в направлении от верхних передних зубов к горлу.

Повторить упражнение 3-5 раз.

При выполнении упражнения следить, чтобы голова

не наклонялась, нижняя челюсть была максимально опущена вниз, в упражнении принимал участие только язык.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в и. п., удерживать

под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Стал язычок наш маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперёд-назад, вперёд-назад –

Ремонту каждый будет рад.

7. «Катушка»

Цель: выработать умение удерживать язык в нижнем положении.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится

прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть

рот, упереть кончик языка в основания нижних зубов

и «выкатить» широкий язык вперед изо рта. На счет «два» убрать язык вглубь рта. Выполнять упражнение под счет

от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет

от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, чтобы язык оставался широким, а кончик языка не отрывался от резцов.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца полусогнуты в средних

и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз. На счет «два» вернуть кисть в исходное положение. Выполнять

под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать

под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Как катушку, мы свернули

Наш умелый язычок.

Покрутили, подогнули

И убрали снова в рот.

8. «Часики»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого

и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо. Выполнять под счет

от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

9. «Блинчики»

Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот,

высунуть широкий расслабленный язык изо рта, положить

на нижнюю губу, покусывать язык зубами и произносить

«пя-пя-пя» под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык не напрягался, был широким и расслабленным.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу. На счет «один», «два», «три», «четыре» и т. д.

(от 1 до 10 раз) выполняется хлопок ладонями. Затем вернуть ладони в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Мы испечь блины решили,

Много теста замесили.

Чтобы было веселей,

Пригласили всех друзей.

10. «Расческа»

Цель: учить удерживать язык широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет

от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет

от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был широко открыт, а язык при втягивании в рот

не сужался. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением, имитируя движения языка

и зубов.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам

и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть

в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня расчёска.

11. «Гармошка»

Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, широко открыть

рот, щелкнуть языком и присосать к небу. На счет «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от неба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 6. Затем закрыть рот, держать закрытым

под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Язык при выполнении упражнения не отрывать от неба.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты

в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счет от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть

в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Раз, два, три, четыре —

Ротик мы открыли шире.

Три, четыре, пять, шесть —

И у нас гармошка есть.

12. «Кролик»

Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Упражнение необходимо выполнять ритмично, следить

за синхронными движениями пальцев руки.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца. Под счет от 1 до 10 соединять 4 согнутых пальца с верхней фалангой большого пальца, имитируя покусывание. Затем вернуть кисть в и. п., удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Пушистые крольчата –

Весёлые ребята.

Их лакомство – морковка,

Грызут крольчата ловко.

13. «Язычок на прогулке»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и поднять вверх. На счет «два» опустить язык вниз, на счет «три» повернуть к левому углу рта,

на счет «четыре» повернуть к правому углу рта. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь опущена вниз. На счет «один» поднять кисть вверх,

на счет «два» опустить вниз, на счет «три» повернуть влево, затем на счет «четыре» повернуть вправо. Выполнять перекрестные движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть

в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Язычок наш - непоседа,

Не сидит на месте,

Вверх-вниз, вправо-влево,

Любит путешествовать.

14. «Орешки»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. При закрытом рте напряженный кончик языка упирается то в левую, то в правую щеку. Выполнять 6-8 раз. Затем дать ребенку время для отдыха и расслабления. Повторить упражнение 3-4 раза.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки сжаты в кулак. Язычок упирается тоже в правую щеку. Затем положение меняется в левую сторону: язычок упирается в левую щеку, левая ладонь сжимается в кулак, правая разжимается в ладонь. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

Публикации по теме:

Упражнения для верхнего плечевого пояса Упражнения для верхнего плечевого пояса (для детей старших дошкольных групп и младшего школьного возраста) Формирование правильной осанки.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики с детьми 4–7 летАртикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики с детьми 4–7 лет Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Ежедневное выполнение.

Игровые артикуляционные упражнения с пуговицейИгровые артикуляционные упражнения с пуговицей Чтобы речь ребенка была четкой, красивой, необходимо укреплять органы артикуляции. Для этого на логопедических занятиях выполняют артикуляционную.

Игровые упражнения с буквой ЁИгровые упражнения с буквой Ё Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.

Игровые упражнения с буквой Ю Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 19:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД