Лучший педагог года

Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики

Ирина Голубева
Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики

1. «Лягушка»

Цель: Выработать умение удерживать губы в улыбке

в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Публикация «Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики» размещена в разделах

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова держалась прямо, при улыбке губы должны быть сомкнуты, но не напряжены. Зубы не должны обнажаться.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Превратились мы в лягушек,

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

2. «Хоботок»

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать

в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения ребенок вытягивал вперед только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну.

Губы «хоботком» сложили,

Со слоненком подружились.

3. «Лопатка»

Цель: выработать умение удерживать язык вне рта широким

и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот. Высунуть изо рта

и положить на нижнюю губу широкий расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10.

Затем вернуть язык и губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение - кисть руки находится горизонтально

на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены

и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами опустить вниз и удерживать в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Язычок наш как лопатка –

Очень ровный, очень гладкий.

Язык широкий положи

И спокойно подержи.

4. «Чашечка»

Цель: Выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передними и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась «чашечка». Удерживая язык в таком положении под счет от 1 до 5, затем вернуть язык и губы в и. п., закрыть рот. Повторить 3-5 раз.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения язык сохранял форму ковшика и не прижимался зубами или верхней губой.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения ладонью вверх, пальцы сомкнуты

и слегка согнуты в нижних фалангах.

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в области нижних

и средних фаланг и немного поднять кончики вверх, удерживать ладонь в форме ковшика под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Любим пить мы крепкий чай.

Ну-ка, чашку подставляй!

5. «Грибок»

Цель: выработать подъема языка вверх, укрепление мышц языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх

и присосать к небу, кончик языка должен находиться

у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения

губы были в улыбке, язык располагался по всему небу,

а кончик языка находился у верхних передних зубов.

Рот необходимо держать широко открытым.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко

И положим гриб в лукошко.

6. «Бегемотик»

Цель: Выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2-3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым

под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.

На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Широко открыли ротик -

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

7. «Парус»

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать

язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться

в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5.

Повторить 5-6 раз.

Необходимо следить, чтобы при выполнении упражнения

язык упирался в альвеолы за верхними зубами.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Ветер парус раздувает,

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

8. «Иголка»

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в и. п., закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. На счет «один» сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец. Удерживать под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от I до 5. Повторить

4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Язычок наш, как иголку,

Сделаем мы острым, тонким.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно нам иглу убрать.

9. «Кошка сердится»

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «один» выгнуть язык

горкой, упираясь в нижние зубы. На счёт «два» вернуться

в исходное положение.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы кончик языка не отрывался от нижних зубов, рот

не закрывался.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

На счет «один» сомкнутые пальцы согнуть в нижних и средних фалангах, удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз пальцами под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Есть у нас в квартире кошка,

Любит пошипеть немножко.

Спинку выгнула дугой,

Сердится на нас с тобой.

10. «Заборчик»

Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет

от 1 до 10. Затем вернуть губы в и. п. и удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ребенок не опускал голову вниз, а удерживал прямо.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца согнуты в нижних фалангах

и сомкнуты с большим пальцем, ладонь направлена вниз.

На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся

в стороны, кончики пальцев опускаются вниз. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть

в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Вышли утром мы во двор

И построили забор.

Зубки сомкнуты сейчас,

Получилось все у нас.

1. «Чистим зубы»

Цель: Учить выполнять дифференцированных движений языком.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот

закрыт. Улыбнуться, открыть рот, на счет «один» кончик

языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону под счет от 1 до 5, на счет «два» поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет

от 1 до 5. Повторить 5-7 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык выполнял точные движения, не выходил за край зубов, рот был широко открыт, губы находились в улыбке, нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону, считая

от 1 до 5. На счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону, считая от 1 до 5. Пальцы поднятой вверх или опущенной вниз ладони указывают на верхнее или нижнее положение языка. Затем вернуть кисть в и. п., удерживать под счет от 1 до 5.

Повторить 6-7 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Мы, конечно, очень любим

Аккуратно чистить зубы.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем ротик полоскать.

2. «Качели»

Цель: Учить выполнять точные, ритмичные движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, открыть рот, язык приподнят

в альвеолы за верхними передними зубами. На счет «два» опустить язык вниз к за нижние зубы, к альвеолам. Выполнение упражнение под счет от 1 до 5-10, поочередно касаться бугорков за верхними и нижними зубами. Затем закрыть рот, держать его закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был открыт широко, нижняя челюсть остается неподвижной. Язык должен точно касаться альвеол.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

На качелях мы качались,

Высоко мы поднимались.

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Очень крепко ты держись.

3. «Вкусное варенье»

Цель: Выполнять круговые движения языком.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

Улыбнуться, открыть рот, на счет «один» высунуть язык,

под счет от 1 до 5 облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу, выполняя круговые движения 3-4 раза. Затем закрыть

рот под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,

она должна быть неподвижной.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть на уровне солнечного сплетения, пальцы чуть согнуты, ладонь направлена вниз, на счет «один» повернуть кисть руки влево, затем под счет от 1 до 6 выполнять

круговые движения кистью руки 4 раза, затем вернуться в и. п.

Повторить 5 -6 раз

Вместо счета можно использовать стихи:

Блин мы ели с наслажденьем,

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

4. «Лошадка»

Цель: Выработать умения ритмично щелкать языком, укреплять мышцы языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать сильно языком под счет от 1 до 10 (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение 6-7 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был широко открыт. Щелчки языком должны быть сильными, ритмичными.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет от 1 до 10 по очереди смыкать и размыкать 4 пальца

с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах. Затем вернуть в и. п.

и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 6-7 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Скачет резвая лошадка

По дорожке ровной, гладкой.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

5. «Индюк»

Цель: Выработать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот

закрыт. На счет «один» улыбнуться, приоткрыть рот,

положить язык на верхнюю губу и производить движения широким языком по верхней губе вперед-назад, произнося

«бл-бл-бл». Выполнять под счет от 1 до 5. Повторить 3-5 раз.

При выполнении упражнения язык не должен прижиматься зубами.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Под счет от 1 до 10 сгибать пальцы в верхних

и средних фалангах, выполняя хватательные движения.

Затем вернуть в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Рассердился наш индюк,

Не пустил играть на луг.

Он прогнал всех со двора,

Разбегайся, детвора!

6. «Маляр»

Цель: учить выполнять плавные движения языком, тренировать подъязычную связку.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. – сидя на стуле перед зеркалом, голова прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться. Открыть рот и «погладить» языком твердое небо, делая движения вперед-назад, под счет от 1 до 4, в направлении от верхних передних зубов к горлу.

Повторить упражнение 3-5 раз.

При выполнении упражнения следить, чтобы голова

не наклонялась, нижняя челюсть была максимально опущена вниз, в упражнении принимал участие только язык.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счет «один», «два», «три», «четыре» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На счет «пять» пальцы кисти возвращаются в и. п., удерживать

под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Стал язычок наш маляром,

Он будет красить старый дом:

Вперёд-назад, вперёд-назад –

Ремонту каждый будет рад.

7. «Катушка»

Цель: выработать умение удерживать язык в нижнем положении.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится

прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть

рот, упереть кончик языка в основания нижних зубов

и «выкатить» широкий язык вперед изо рта. На счет «два» убрать язык вглубь рта. Выполнять упражнение под счет

от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет

от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, чтобы язык оставался широким, а кончик языка не отрывался от резцов.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца полусогнуты в средних

и нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счет «один» подогнуть пальцы руки, слегка наклонив кисть вниз. На счет «два» вернуть кисть в исходное положение. Выполнять

под счет от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать

под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Как катушку, мы свернули

Наш умелый язычок.

Покрутили, подогнули

И убрали снова в рот.

8. «Часики»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и коснуться левого угла рта. На счет «два» коснуться кончиком языка правого угла рта. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, поочередно касаясь левого

и правого углов рта. Затем закрыть рот, удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет «один» повернуть кисть влево, на счет «два» повернуть вправо. Выполнять под счет

от 1 до 10, затем вернуть в и. п. и удерживать под счет

от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

9. «Блинчики»

Цель: выработать умение удерживать широкий язык, выполнять массаж языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот,

высунуть широкий расслабленный язык изо рта, положить

на нижнюю губу, покусывать язык зубами и произносить

«пя-пя-пя» под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы язык не напрягался, был широким и расслабленным.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисти рук расположены, как при хлопке, ладонями друг к другу. На счет «один», «два», «три», «четыре» и т. д.

(от 1 до 10 раз) выполняется хлопок ладонями. Затем вернуть ладони в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Мы испечь блины решили,

Много теста замесили.

Чтобы было веселей,

Пригласили всех друзей.

10. «Расческа»

Цель: учить удерживать язык широким и расслабленным.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет

от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет

от 1 до 5. Повторить упражнение 5-6 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы рот был широко открыт, а язык при втягивании в рот

не сужался. Движения пальцами рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением, имитируя движения языка

и зубов.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально на уровне солнечного сплетения. На счет «один» провести пальцами ведущей руки по пальцам

и ладони другой руки до запястья, затем вернуть в исходное положение. На счет «два» выполнить аналогичное движение. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10, затем вернуть

в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня расчёска.

11. «Гармошка»

Цель: выработать умение удерживать язык в верхнем положении.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, широко открыть

рот, щелкнуть языком и присосать к небу. На счет «два», «три», «четыре», «пять», «шесть» опускать и поднимать нижнюю челюсть, не отрывая язык от неба. При этом рот открыт, язык не опускается. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 6. Затем закрыть рот, держать закрытым

под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз должна только нижняя челюсть. Язык при выполнении упражнения не отрывать от неба.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, все пальцы сомкнуты и согнуты

в нижних фалангах в форме «ковшика», ладонь направлена вниз. Под счет от 1 до 6 по очереди выпрямлять и сгибать пальцы в такт артикуляционным движениям. Затем вернуть

в и. п. и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Раз, два, три, четыре —

Ротик мы открыли шире.

Три, четыре, пять, шесть —

И у нас гармошка есть.

12. «Кролик»

Цель: учить выполнять легкий массаж нижней губы верхними зубами.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. Улыбнуться, открыть рот и покусывать верхними передними зубами нижнюю губу под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Упражнение необходимо выполнять ритмично, следить

за синхронными движениями пальцев руки.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с верхней фалангой большого пальца. Под счет от 1 до 10 соединять 4 согнутых пальца с верхней фалангой большого пальца, имитируя покусывание. Затем вернуть кисть в и. п., удерживать под счет от 1 до 5. Повторить упражнение 4-5 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Пушистые крольчата –

Весёлые ребята.

Их лакомство – морковка,

Грызут крольчата ловко.

13. «Язычок на прогулке»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта и поднять вверх. На счет «два» опустить язык вниз, на счет «три» повернуть к левому углу рта,

на счет «четыре» повернуть к правому углу рта. Выполнять перекрестные движения языком 4 раза подряд, затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 5-6 раз.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь опущена вниз. На счет «один» поднять кисть вверх,

на счет «два» опустить вниз, на счет «три» повернуть влево, затем на счет «четыре» повернуть вправо. Выполнять перекрестные движения кистью 4 раза подряд, затем вернуть

в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5.

Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Язычок наш - непоседа,

Не сидит на месте,

Вверх-вниз, вправо-влево,

Любит путешествовать.

14. «Орешки»

Цель: выработать умение чередовать точные движения языка.

Описание артикуляционного упражнения.

И. п. - сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. При закрытом рте напряженный кончик языка упирается то в левую, то в правую щеку. Выполнять 6-8 раз. Затем дать ребенку время для отдыха и расслабления. Повторить упражнение 3-4 раза.

Описание движений кисти и пальцев руки.

И. п. - левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки сжаты в кулак. Язычок упирается тоже в правую щеку. Затем положение меняется в левую сторону: язычок упирается в левую щеку, левая ладонь сжимается в кулак, правая разжимается в ладонь. Повторить 5-6 раз.

Вместо счета можно использовать стихи:

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

Публикации по теме:

Упражнения для верхнего плечевого пояса Упражнения для верхнего плечевого пояса (для детей старших дошкольных групп и младшего школьного возраста) Формирование правильной осанки.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики с детьми 4–7 летАртикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики с детьми 4–7 лет Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Ежедневное выполнение.

Игровые артикуляционные упражнения с пуговицейИгровые артикуляционные упражнения с пуговицей Чтобы речь ребенка была четкой, красивой, необходимо укреплять органы артикуляции. Для этого на логопедических занятиях выполняют артикуляционную.

Игровые упражнения с буквой ЁИгровые упражнения с буквой Ё Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.

Игровые упражнения с буквой Ю Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Кинезиологические упражненияКинезиологические упражнения Сегодня от специалистов (психологов, дефектологов, логопедов) можно услышать, что у ребенка атипичная латерализация функций головного мозга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики
Опубликовано: 14 ноября 2023 в 19:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 апреля. День профилактики несчастных случаев. Передвижка «Осторожно, открытое окно»

Наступает теплое время, когда важно помнить, что открытое окно может быть смертельно опасно для ребенка. Важные правила безопасности – никогда не оставлять ребенка одного в комнате с открытом окном и...

24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД