Ольга Большакова
Аттестационная работа «Математика в мире фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов.
Публикация «Аттестационная работа „Математика в мире фольклора“» размещена в разделах
Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Но детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать основную общеобразовательную программу.
Для ребенка – дошкольника основной путь развития – эмпирическое общение, т. е. обобщение своего чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с детьми важно применение занимательного материала на основе элементов устного народного творчества. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Ребенку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Фольклорный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. На занятиях по математике фольклорный материал оказывает влияние на развитие речи, требует от ребенка определенного уровня речевого развития. Интеграция логико –математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Именно через использование устного народного творчества отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.
Выдающиеся отечественные педагоги (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. П. Усова и др.) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задача математического развития детей входит в образовательную область «Познавательное развитие». Она предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о форме, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.
В начале учебного года мы провели мониторинг по методике Н. В. Верещагиной уровня развития интегративного качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, показатели которого были на среднем уровне и мониторинг образовательного процесса по образовательной области «Познание», по следующим показателям: группировка предметов по цвету, размеру, форме, назначению; сравнение количества предметов в группах до 5 на основе счета, приложением, наложением; различение геометрических фигур; определение положения предметов в пространстве; определение частей суток.
Результаты диагностики показали высокий уровень 17%, средний уровень 56%, низкий уровень 27%.
Первичная диагностика позволила сделать вывод, что у детей имеются трудности в формировании произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти. На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Мы столкнулись с тем, что нашим детям трудно высказывать свои пожелания, понять словесную инструкцию, и следовательно у них возникают трудности в выполнении заданий.
Таким образом, мы решили в работе с детьми использовать элементы устного народного творчества для повышения уровня развития математических способностей детей.
Цель нашей работы – развитие математических представлений средствами малых фольклорных форм.
Задачи, которые мы ставим перед собой:
1. Создать благоприятные условия для вовлечения ребенка в деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием малых жанров народного фольклора.
2. Разработать систему познавательной деятельности, которая будет способствовать повышению уровня математических представлений у детей
3. Обеспечить целенаправленное взаимодействие с семьей.
Работа по реализации проекта велась по трем основным направлениям:
-работа по обогащению предметно – развивающей среды
- работа с детьми
- работа с родителями.
Для решения поставленных задач мы проанализировали предметно –развивающую среду группы, решили пополнить уголок математического развтия дтей. Мы подобрали детскую художественную литературу С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова, «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена; изготовили фланелиграфный театр, приобрели математические дидактические игры по сказкам, создали картотеку потешек, поговорок, пословиц, считалок, загадок с математическим содержанием.
Основной формой работы с детьми являются занятия, в которые мы активно включаем элементы устного народного творчества. Тщательно продумываем содержание занятий и деятельность детей в режиме дня, использовали самые разнообразные жанры фольклора :
Загадки математического содержания дают возможность детям задуматься, развивают самостоятельность, инициативу, направляют на поиски нетрадиционных способов решения, стимулируют развитие нестандартного мышления. На занятии мы даем возможность детям внимательно выслушать загадку, запомнить ее содержание, и отгадать ее. После нахождения ответа мы просим детей растолковать решение, анализируем ход рассуждений ребенка. Загадки мы используем как исходный материал для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина, а также загадка используется для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях.
Загадки можно разделить на группы:
1. загадки с числами, характеризующие предмет с количественной стороны.
2. загадки, раскрывающие качественные признаки предмета, и такие свойства, как длина, ширина, высота, объем, толщина.
3. загадки, в которых указывается форма предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур.
4. загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно-временной точки зрения.
Сначала мы загадывали детям более простые загадки, в которых свойства и признаки прямо указаны:
Расту в земле
На грядке я:
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
На следующем этапе можно брать загадки, где свойства и признаки завуалированы:
Два братца
Пошли на речку купаться.
Один купается,
Другой на берегу дожидается.
(Ведра)
При загадывании загадок с отрицанием, доказательство проводят путем исключения перечисленных признаков или отгадок. Например:
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня….
Еще один вид малых фольклорных форм – скороговорка. Скороговорки позволяют закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки мы разучиваем как на занятиях, так и вне них. Методика работы над скороговоркой проста: сначала ее произносит педагог, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, потом все убыстряя и убыстряя темп. Пример скороговорок: Три свиристели еле –еле свистели на ели. Шесть мышат в камыше шуршат. В горе четыре Сашки в траве играли в шашки.
Считалки – числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.
Маша рано встал кукол всех пересчитала:
Две матрёшки на окошке, Две Танюшки на подушке,
Две Иринки на перинке, А Петрушка в колпачке
на зеленом сундучке.
Высоко-превысоко кинул я свой мяч легко.
Но упал мой мяч с небес, закатился в темный лес.
Раз-два-три-четыре-пять, я иду его искать.
Сформировать у детей представления о величине предметов, пространственных и количественных представлений помогают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», Гуси – лебеди». Так используя сказку «Три медведя» и ее героев, мы можем познакомить и закреплять понятия «большой», «маленький», «еще меньше», «высокий», «низкий». Также мы предлагаем задания: распредели героев по возрасту, по росту, используем игровые упражнения «Уложи спать, чтобы соответствовала кровать», «Напои чаем, чтобы соответствовала посуда». и т. д. Содржание сказки «Гуси –лебеди» учит дошкольников ориентироваться в пространстве и усвоить понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег».
При знакомстве детей с понятием числа, побуждаем вспоминать сказки, стихи, где употребляются числа: «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка» и т. д. Широко используем на занятиях знакомые сказочные персонажи, которым надо оказать помощь в пересчете предметов, нахождения нужной цифры, ориентировки в пространстве и т. д.
Еще одним жанром устного народного творчества являются пословицы и поговорки. На занятиях по математике их можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел. Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Пример: Два сапога – пара. Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался. За семью морями. Как две капли воды.
В работе с детьми мы используем и другие разнообразные методы и приемы:
При знакомстве детей с цифрами используем художественные произведения и веселые рисунки:
Это цифра – единица,
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему?
Начинает счёт всему.
Цифра два –
Лошадка – диво
Мчит, размахивая гривой.
Для ознакомления с частями суток, времён года предлагаем весёлые стихи, занимательные рисунки, задания практического характера, что помогает воспитанникам лучше усваивать знания в разделе «Ориентировка во времени».
Широко используем в своей работе словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.
Важное место при формировании элементарных математических представлений играют пальчиковые игры и физкультминутки, которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, а также на закрепление математических понятий.
1. Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
2. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счета, о последовательности указательных движений при пересчете предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика.
Широко используем перечисленные методы и приемы не только на занятиях, но и на прогулке, при формировании культурно –гигиенических навыков, в индивидуальной работе. Дети с удовольствием пользуются математическим материалам в самостоятельной деятельности.
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. В работе с родителями используем такие формы работы как консультации, папки –передвижки, родительское собрание, наглядная информация. Совместно с родителями было проведено математическое развлечение «В мире фольклора». Родители Ромы С. изъявили желание и изготовили мини-книжку с загадками и пословицами.
По результатам повторной диагностики в феврале детей с высоким уровне стало 42%, со средним 47%, а низкий уменьшился на 16%.
Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено стабильной, систематической работой в данном направлении и позволила повысить уровень знаний детей по математике.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара устного народного творчества помогло расширить математический кругозор дошкольников, повысило качество математической подготовленности, позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Детям легче стало выделять главные свойства предметов и явлений, делать умозаключения, строить высказывания, суждения.
Перспективой нашей работы является включение в работу с детьми жанра устного народного творчества задачи –шутки, головоломки, задания на сообразительность. Планируем провести с родителями математический КВН