Папки-передвижки

Автоматизация звуков с помощью звуковых таблиц

Светлана Крохина
Автоматизация звуков с помощью звуковых таблиц
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка учителя-логопеда Крохиной С. Н.

Автоматизация звуков с помощью звуковых таблиц

Логопеды - практики отлично знают, что процесс автоматизации звуков у дошкольников с ОНР часто затягивается, представляется ребенку не слишком занимательным занятием, а иногда и утомительным. Проанализировав данную проблему, я пришла к выводу, что необходимо создать такой наглядный материал, который заинтересует дошкольника, будет способствовать удержанию его внимания и при этом будет происходить закрепление речевого материала (на примере одного звука).

Публикация «Автоматизация звуков с помощью звуковых таблиц» размещена в разделах

Наглядные модели довольно часто используют учителя-логопеды. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обобщать их активную лексику. Закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений. Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения (на том же звуковом материале) уточняется и расширяется словарь, устраняются недостатки грамматического строя речи, развивается фонематическое восприятие. Но используя предлагаемые мной звуковые таблицы, все это достигается вовлечением ребенка в игровые и речевые ситуации. Дошкольник с нарушением речи - активный участник, способный рассуждать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы. С одной стороны ребенку предлагается уже готовый подбор картинок, с другой стороны - представляется широкое поле для фантазии и творчества.

Вся таблица представляет собой бумажный квадрат с 16 ячейками. Размеры квадрата примерно 20Х20 см. В каждой ячейке расположена одна картинка - предмет, лишь одна ячейка - пустая. Все картинки в черно - белом изображении для того, чтобы ребенок самостоятельно мог раскрашивать, творить, тем самым являясь помощником в создании звуковой таблицы. Картинки-предметы подбирались мною с учетом звуковой наполняемости слов, количества звуков в слове, позиции звука в слове. Среди знакомых предметов намеренно размещалась картинка с редко встречающимся или малознакомым словом. Объяснение значения слова расширяет словарь дошкольника с ОНР. Например, звукотаблица на звук [л] слово скаЛка, звукотаблица на звук [р] слово аРфа. Работая по таблице, дошкольник закрепляет умение ориентироваться на листе бумаги, уточняет понятия "столбик" и "строчка".

Все игровые задания разработаны с учетом возможностей детей старшего дошкольного возраста, прохождением программы группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Задания находятся на специальной карточке; подобраны с учетом от простого к сложному. На одном занятии можно использовать столько заданий, сколько необходимо на усмотрение учителя-логопеда (в зависимости от цели индивидуального занятия).

Задания к звукотаблице на звук [л] :

1. Назови все предметы верхней строчки. Какой звук встречается в словах чаще всего?

2. Назови все предметы первого столбика. Какой звук встречается в словах чаще всего?

3. Назови все предметы по порядку "змейкой", начиная с картинки, со стрелкой. Про какие предметы можно сказать МОЙ, МОЯ? (мой сЛон, моя беЛка).

4. Назови слова, в которых звук [л] находится в начале слова (в конце, в середине).

5. Назови самое длинное слово. Назови самое короткое слово.

6. Называй предметы парами таким образом, чтобы у "живого" предмета был "неживой" (например, сЛон - Лопата).

7. Назови каждый предмет "ласково", если это возможно.

8. В пустой ячейке нарисуй любой предмет, в названии которого есть звук [л].

9. Назови слово-признак к каждой картинке (например, серый сЛон, горький Лук, хищный крокодиЛ).

10. Раскрась все картинки по выбору. Раскрась картинки, в названии которых звук [л] в начале (конце) слова.

11. С любым словом- предметом составь предложение.

12. Назови, что находиться в правом верхнем углу, в нижнем левом углу, в правом нижнем углу и т. д. Назови картинку в верхнем ряду, вторую по счету и т. д.

13. Составь предложение, используя сразу два слова из звукотаблицы (например, Серый сЛон встретиЛ хищного крокодиЛа.)

14. Закрой две верхних строчки. Назови по памяти все картинки. Закрой два первых столбика. Назови по памяти все картинки.

Слова-подсказки: слон, игла, акула, пчела, платье, лошадь, метла, белка, осел, кукла, ёлка, ложка, лук, крокодил, лопата, пила.

Аналогичные задания предлагаются для других звукотаблиц (с другими звуками). Задания могут быть и на классификацию предметов, деление слов на слоги, согласованию существительных и числительных, составлению загадок.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по автоматизации поставленных звуков из остатков потолочной плитки «Соедини в целое»Дидактическая игра по автоматизации поставленных звуков из остатков потолочной плитки «Соедини в целое» Главной задачей учителя-логопеда в исправлении дефектов речи является постановка и автоматизация звуков. Если постановка звука дается более.

Логопедические стихотворения — рифмовки для автоматизации звуков В работе логопеда иногда бывает так, что речевого материала на автоматизацию определённого звука с каким либо конкретным ребёнком-логопатом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звуков с помощью звуковых таблиц
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 20:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Автоматизация звуков с помощью звуковых таблиц» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Крохина (УИ 142371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД