Папки-передвижки

Планирование по ПДД «Автомобили, автомобили…»

юлия пятницкая
Планирование по ПДД «Автомобили, автомобили…»

Автомобили, автомобили

Буквально всё заполонили!

Там, где вековая лежала пыль,

Свой след оставил автомобиль.

М. Шабров

Пояснительная записка

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету, поэтому вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Публикация «Планирование по ПДД „Автомобили, автомобили…“» размещена в разделах

Знание и соблюдение Правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; - приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Цель: формирование  у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения  на улице через систему организации бесед, наблюдений и игровой деятельности.

На данный момент на полках магазинов появилось огромное количество книг по изучению ПДД с детьми дошкольного возраста, содержание которых легко адаптировать к основным программам или использовать как парциальные. Обилие литературы также способствует организации тематического планирования в этой образовательной области.

Однако, все занятия по обучению правилам дорожного движения напоминают школьную модель обучения, а такие виды детской деятельности, как игра, наблюдение, ситуативные беседы, теряют свою значимость и важность. Если ребенок – дошкольник не получает знания в естественных для него видах деятельности, это приводит к потере интереса.

Немало педагогов, выпустивших сборники с описанием бесед, конспектов занятий, но такой широкий раздел нельзя ограничить только этим. Соответственно и работа по ПДД с детьми выходит несколько сумбурной, хотя и интересными. Однако, замечу, что каждому педагогу необходимо составить свое перспективное планирование по изучению ПДД, основываясь на принципах системности и последовательности изложения материала.

Чтобы решить эту проблему и немного облегчить труд воспитателям по поиску материалов в данной образовательной области, я постаралась систематизировать имеющийся материал и накопленный опыт. Так родилась идея разработать перспективное планирование для организации работы по изучению правил дорожного движения с детьми, который сделает обучение дошкольников правилам дорожного движения   более интересным и поднимет уровень знаний детьми правил дорожного движения.

Планирование работы по изучению ПДД я распределила по трем направлениям: беседа, наблюдение, игра. «Услышал, увидел, запомнил».

Всем известно, что у детей – дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения в режиме «on-line» играют важную роль в системе подачи материала по познавательной деятельности. Добавлю, что для организации наблюдений с детьми за дорогой, транспортом, пешеходами, светофором и т. д. можно использовать не только целевые прогулки, но и мультимедийное и видеооборудование.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о правилах дорожного движения.

Ну и, конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме знакомить детей с законами движения на дороге и правилами пешехода, это игра. Игра дидактическая, настольно – печатная, сюжетно – ролевая, драматизация по мотивам стихов и рассказов, подвижная, игра – эстафета на автоплощадках и т. д.

Задачи по изучению правил дорожного движения:

- развитие познавательных процессов, необходимых для правильной и безопасной ориентации на улице;

- формирование навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой;

- закрепление знаний у детей по дорожной тематике, формирование полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице;

- воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно – транспортном процессе;

-активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Данная методическая разработка предназначена для работы педагогов с детьми всех возрастных групп.  «Программой воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой предусмотрено обучение детей правилам дорожного движения со второй младшей группы. В план работы воспитателей вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры. Воспитатели в своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, так же ориентируются на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой, а именно раздел «Ребенок на улицах города».

1. Основная часть

1.1. Работа с детьми

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как: 

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; 

- неспособность адекватно оценивать обстановку; 

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; 

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения; 

- преобладание потребности в движении над осторожностью; 

- стремление подражать взрослым; 

- недостаток знаний об источниках опасности; 

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного; 

-переоценка своих возможностей в реальной ситуации; 

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.  

Для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) необходимо учитывать в своей работе, что эффективность и, соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.  

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом.

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия

3. Игра на проезжей части.

Именно поэтому в работе педагогу необходимо опираться на знание психологических особенностей детей каждой возрастной группы. Подача материала должна быть последовательной, т. е. новая информация должна опираться на уже имеющуюся у детей. Таким образом, я выделила основные задачи в работе по изучению правил дорожного движения в каждой возрастной группе.

2 младшая группа

С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину.

Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)». Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями.

Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами.

Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.

Средняя группа

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок. Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии. С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины.

Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

Старшая группа

В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

- идти следует по правой стороне тротуара;

- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются

пешеходная дорожка и указатели перехода;

- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до

середины - направо;

- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней

площадки;

- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать

остальным пассажирам.

Подготовительная группа

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.

Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.

Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей,

- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы

должны пользоваться только ими,

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной

безопасности.

Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика,

- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимновежливыми,

- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).

1.2. Работа с родителями

Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.  Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором следует ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах. Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, городе обязательно должны выступать сотрудники Госавтоинспекции. Эффективное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников по данному разделу деятельности происходит на основе перспективного плана работы с родителями, плана программы обучения родителей методам формирования у детей навыков.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во - первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во - вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В - третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам

безопасного поведения на улицах и дорогах.

Сентябрь

Общее родительское или групповые собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).

Старший воспитатель, воспитатели групп

Октябрь

Анкетирование родителей

Воспитатели групп

Ноябрь

1. Консультация для родителей: «Безопасность детей - забота взрослых».

2. Листовка – обращение о выполнении ПДД зимой в условиях полярной ночи.

Старший воспитатель, воспитатели групп

Декабрь

Встреча с работниками ГИБДД по профилактике детского травматизма на дорогах города

Заведующий

Январь

  Конкурс плакатов семьи «Мы за безопасность!»

Воспитатели групп

Февраль

Консультация «Поездка ребенка в личном автомобиле»

Воспитатели групп

Март

Привлечение родителей к оформлению выставки «ПДД – наши лучшие друзья»

Воспитатели групп

Апрель

Создание алгоритма перехода улицы и безопасного маршрута от дома до детского сада

Воспитатели групп

Май

Разработка индивидуальных карт - маршрутов для детей подготовительной группы «Дорога в школу и домой»

Воспитатели групп

Заключение

Так как же сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идёт о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по - другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации такой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.   Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения, и завтра несчастных случаев на дорогах с участием детей станет меньше.

Список используемой литературы:

1. «Азбука дорожного движения»,  Людмила Баряева, Владимир Жевнеров, Елена Загребаева, Дрофа, 2008;

2. «Безопасность на улицах и дорогах», Н. Н. Авдеева,О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева, М. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997;

3. «Дошкольникам о правилах дорожного движения», Э. Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко, М.»Просвещение», 1979;

4. «Как обеспечить безопасность дошкольников», К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др., М.»Просвещение», 2004;

5. Методическое пособие «Обучайте дошкольников правилам движения», В. Клименков.  

6. «Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения», Санкт-Петербург, 1994;

7. «ПДД в детском саду», Елжова Н. В., Феникс, 2014;

8. «Правила дорожного движения для дошкольников», Инна Саво, Детство – пресс, 2010;

9. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения», Детство – пресс, 2008;

10. «Формирование основ безопасности у дошкольников», К. Ю. Белая, Мозаика – синтез, 2014.

Публикации по теме:

«Разноцветные автомобили». Конспект занятия по физической культуре в средней группе Задачи: 1. учить детей легко бегать; 2. упражнять в прыжках из обруча в обруч; 3. приучать детей следить за положением своего тела при выполнении.

Сценарий развлечения в младшей группе «Весёлые Автомобили» (проводится с участием пап) Автор: Туровская Е. А., воспитатель Цель занятия: создание условий для ознакомления с элементарными правилами.

Планирование «Неделя безопасности по ПДД» План проведения недели Безопасности в средней группе № 2 № п/п Дата Мероприятие Ответственный 1. 25.09.2017г. Беседа: «Почему нельзя выходить.

НОД с участием родителей «Такие разные автомобили» Программное содержание: Образовательные задачи: Учить различать грузовой и легковой автомобиль Называть части автомобиля (кузов, кабина,.

Перспективное планирование по ПДД и ОБЖ в старшей группе Месяц Тема, формы работы Сентябрь Тема: «Безопасное поведение в природе». Беседа о «Красной книге»; Настольная игра «Наполни лукошко»;.

Перспективное планирование по ПДД Перспективное планирование ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ в средней группе №5 «Смешарики» на 2017-2018.

Перспективное планирование по ПДД в средней группе Перспективное планирование по ПДД в средней группе Сентябрь неделя Совместная деятельность взрослого и ребенка с учетом интеграции образовательных.

Перспективное планирование по ПДД в средней группе. ОО «Безопасность» Сентябрь. 1. Беседа «Рассматривание иллюстраций с изображением улиц». Цель: закрепление представлений об улице, развитие словаря и знакомство.

Перспективное планирование по ПДД в старшей группе Перспективное планирование по ПДД в старшей группе СентябрьНод «Улица». Цель: давать представление о назначении улицы. Продолжать работу.

Планирование тематической недели «ПДД» (средняя группа) Тема Недели "ПДД" средняя группа (лето) Понедельник 03.07.2017 г. Утро: Минутка вхождения в день: «Солнышко лучистое, покажись!» Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование по ПДД «Автомобили, автомобили…»
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 01:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД