Надежда Егорова
Авторитет педагога как важнейшее средство воспитательного воздействия
▼ Скачать + Заказать документы
Авторитет педагога - это особая профессиональная позиция, определяющая влияние на воспитанников, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы.
Различают авторитет власти и власть авторитета.
Первый дается должностью педагога, второй является результатом длительных взаимоотношений.
Авторитет власти не надежен, является быстро проходящим, если не подкрепляется властью личности, добровольным признанием детьми профессионализма педагога
Суть педагогического авторитета состоит в постоянном развитии педагогом в себе гражданской, творческой, человеческой личности, подлинной духовности и интеллигентности.
Публикация «Авторитет педагога как важнейшее средство воспитательного воздействия» размещена в разделах
Его нельзя декретировать свыше. Его можно только заслужить честным и упорным трудом.
Путь формирования авторитетных отношений длителен и сложен.
Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают.
В любом другом случае педагогические отношения держатся на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.
Истинный – один, у ложного – множество разновидностей.
Ложный авторитет основан на стремлении воспитателя добиваться послушания от ученика. Добиваясь послушания, как ближайшей цели и затрагивая на это много сил и времени, педагоги уже не имеют возможности добиваться главных целей.
Часто в таких случаях педагоги не могут добиться послушания, и с каждым годом ребенок становится все более непослушным, а дети, проявляющие послушание в таких условиях, развивают качества личности, противоположные конечным целям обучения и воспитания.
Истинный авторитет опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества:
• демократический стиль сотрудничества с воспитанниками,
• способность к открытому общению,
• -стремление к постоянному совершенствованию,
• эрудированность, компетентность, справедливость, доброту, общую культуру.
Виды ложного авторитета.
• Авторитет подавления:
Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать детей в постоянном безотчетном страхе перед наказанием, окриком, или высмеиванием за неудачи.
Провоцирует воспитанников на трусость, подхалимство или агрессивное отношение к старшему, нарушение дисциплины, неуважение к педагогу.
Никакой речи о воспитании сознательной дисциплины в данном случае идти не может. Грубость расшатывает нервную систему детей, прививает отвращение к деятельности.
Требовательность педагога, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально – бюрократический характер.
• Авторитет расстояния.
Педагог, воспитатель стремится всегда держать детей на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой педагог возвеличивает свою персону, создает для себя незаслуженные привилегии.
• Авторитет педантизма.
У воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к воспитанникам. Его придирки не согласуются со здравым смыслом, просто неразумны.
Педант несправедлив и его действия малоэффективны.
У такого педагога воспитанники теряют уверенность в своих силах, одни грубо нарушают дисциплину, другие держатся скованно, напряженно.
• Авторитет резонерства.
Такой педагог бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации – главное средство воспитания.
К словопрениям таких педагогов дети быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного красноречием педагога.
Истинный авторитет - это такое отношение воспитанников к педагогу, которое побуждает детей быть все время младшими товарищами воспитателю, то есть участвовать вместе с ним и под его руководством в заботе об улучшении жизни.
Обязательными требованиями к авторитетному педагогу являются:
• моральная чистоплотность,
• педагогический такт,
• требовательность,
• чуткость,
• справедливость и честность в отношении к детям.
Авторитетный педагог никогда:
• не лжет даже по мелочам,
• не проявляет невежливость,
• не ссорится при детях с коллегами,
• не вовлекает воспитанников в группировки, направленные против других детей, родителей,
• не подрывает авторитет товарищей – педагогов, не отзывается пренебрежительно об их работе.
Первоочередная задача педагога - добиться авторитета у детей.
Этого педагог может достичь только самовоспитанием, направленным на формирование недостающих качеств и борьбу с недостатками.
Для этого необходимо:
• выявить качества, которые мешают завоевать авторитет,
• сформировать у себя твердую установку на процесс самовоспитания,
• проявить волевые усилия, направленные на достижение поставленной цели.