Любовь Кочергина
Дидактическая игра «Ребёнок имеет право»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Кочергина Любовь Анатольевна, воспитатель МАДОУ Центр развития ребёнка «Детский сад №20 «Дружный хоровод» г. Северодвинск.
АННОТАЦИЯ НА РАЗВИВАЮЩУЮ ИГРУ
«РЕБЁНОК ИМЕЕТ ПРАВО»
Игра представляет собой :
12 карт с изображением антропоморфных животных, которые соблюдают права своих детёнышей (Резюме из Конвенции о правах ребёнка).
Публикация «Дидактическая игра „Ребёнок имеет право“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2014
Небольшие карточки с изображением различных предметов,
необходимых для отдыха, видов транспорта, продуктов питания, школьных принадлежностей и. т. д.
Игра предназначена для детей 5-7 лет.
Актуальность:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, требуют поиска новых подходов к правовому воспитанию детей. Необходимость обусловлена реализацией идеи гуманизации процесса образования, изменившей подходы к воспитанию, развитию и обучению детей.
Формирование осознания прав человека – одна из главных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольников:
дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, право на честь и достоинство.
Эта работа должна опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми и детьми.
Практическая значимость игры:
Игра имеет интерес для работы воспитателей, психологов, логопедов, родителей дошкольников.
Цель игры:
• Воспитывать гражданское самосознание.
• Дать детям дошкольного возраста знания и представления о Международном документе по защите прав ребёнка.
• Введение детей в проблематику правового просвещения через дидактическую игру.
Задачи:
• Формировать правовое сознание дошкольников через знакомство с Конвенцией о правах ребенка, расширять знания детей об окружающем их мире.
• Закреплять и уточнять полученные представления через работу с наглядным иллюстративным материалом.
• Воспитывать толерантность, развивать коммуникативные навыки детей, эмоциональную отзывчивость.
• Способствовать поиску информации о семейных традициях предков, условиях их жизни.
• Формировать умение строить высказывание с опорой на модель, символы.
• Поощрять интерес к изучению художественной литературы с точки зрения правового аспекта.
• Расширять и обогащать словарный запас детей новыми понятиями.
Варианты игры:
1. «Зайка- всезнайка о полезном питании».
Задания:
Найдите карточки, которые подходят к карте «Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды».
• Расскажите, что вы видите?
• Как назвать одним словом?
• Какие ещё овощи (фрукты) вы знаете?
• Как их употребляют в пищу? Что из них можно приготовить?
• А это что за продукты?
• Какая от них польза?
• Что значит чистая вода?
• Почему она необходима для человека?
2. «Зайка- всезнайка собирается в школу».
Задания:
Рассмотрите карту «Все дети имеют право на образование».
• Что значит быть образованным?
• Что необходимо для подготовки к обучению в школе?
• Как в детском саду вы готовитесь к школе? Кто в этом помогает?
• Зачем надо идти в школу, для чего учатся читать, писать, рисовать, лепить, вырезать и. т. д.
• Какие школьные принадлежности вы знаете? Как ими пользоваться?
• Спросите у ваших родителей, как они учились в школе, как одевались, с какими портфелями ходили, какие книги любили читать?
3. «Зайка- всезнайка отправляется на отдых».
Карта «Дети имеют право на отдых».
Задания:
• Посмотрите на предметы, изображенные на карточках.
• Почему здесь автобус, катер?
• А на каком ещё транспорте можно путешествовать, отправляться отдыхать?
• Где вы любите отдыхать? Почему?
• Расскажите, как и с кем вы провели это лето, что больше всего запомнилось?
• А как ещё можно отдыхать? Почему и взрослым и детям нужен отдых?
• Нарисуйте вместе с родителями маршрут вашего путешествия, составьте небольшой рассказ, принесите фотоальбом.
4. «Зайка-всезнайка в гостях у медвежонка».
Карта «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».
Задания:
Расскажите, что есть в берлоге у медведицы.
• А как выглядит ваша комната, нарисуйте план.
• Что необходимо ребёнку для жизни?
• А какую одежду носят малыши, в чём ты ходишь гулять, что оденешь на праздник?
• Для чего детям необходимы игрушки, расскажи о своей любимой игрушке, нарисуй её.
• Кто и как заботится о ребёнке?
• Что делают : родители, врачи, воспитатели в детском саду. Повара, строители, писатели, художники, артисты, клоуны, тренеры и т. д.
• Расскажи, как мама укладывает тебя спать, для чего поют колыбельную?
5. «Зайка-всезнайка в кругу семьи».
Карта «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».
Задания:
• Что такое семья? Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
• Принесите семейное фото.
• Расскажите о членах вашей семьи, как зовут ваших родителей, где они работают?
• Скажите, как зовут родителей и детёнышей у льва, тигра, зайца, слона и т. д.
• Вместе с родителями составьте генеалогическое древо.
• Как зовут ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек?
• Как родители могут наказать ребёнка, почему нельзя бить детей?
• Какую домашнюю работу ты выполняешь.
• Как называют тебя дома? Словесная игра «Назови ласково».
6. «Зайка-всезнайка - адвокат».
Можно использовать книги, карточки с изображением героев сказок, игрушки, разные виды театральных персонажей.
Работа с известными детям сказками:
• «Волк и семеро козлят»,
• «Заячья избушка»,
• «Красная Шапочка»,
• «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
• Вопросы:
• Какие права были нарушены?
• Кто нарушил?
• Как наказать злодеев?
• Что надо знать, чтобы избежать беды?