Людмила Козлова
«Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты». Авторская образовательная программа для детей с 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка авторской образовательной программы «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты».
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально – практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Публикация «„Звуковая культура речи, Обучение дошкольников элементам грамоты“, Авторская образовательная программа для детей с 3–7 лет» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач развития, т. к. именно дошкольный возраст наиболее сензитивный для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общения. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон.
В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи : физический, физиологический, лингвистический. Изучение разных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе в непосредственной образовательной деятельности, в разделе «Коммуникация». Педагогический процесс предполагает не только обучению чтению, но и введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности (именно об этом писали в свое время Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцов, Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова и др.)
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.
В исследованиях Г. И. Щукиной, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леоньтева и др. доказано, что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В. С. Мерлин, так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплова, Л. С. Выготский и др.)
Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5 – 7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.
Однако, не смотря на столь очевидное значение этого раздела, детские сады не используют все возможности, для того чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью.
Актуальность.
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. На наш взгляд, это связано с не сформированностью фонетика – фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
Особенности программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу.
Очень важно в период дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забыть о его потребностях в движении, смене, различных видов деятельности. Образовательная деятельность детей построена по принципу интеграции: коммуникация, продуктивная деятельность, познание (ФЦКМ, двигательная. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Данная программа основывается на программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильева; по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов : Е. В. Колесниковой, Ушаковой О. С., Симановского А. Э., Новотворцовой Н. В. ; изобразительная деятельность И. А. Лыкова.
Цели данной программы :
- помочь воспитателям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению детьми звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.
- определить и структурировать содержательный элемент в многосторонней речевой подготовке к школе; выделить наиболее эффективные формы, методы и приемы освоения детьми программных задач.
Задачи программы «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты».
КОММУНИКАЦИЯ
Образовательные :
- формирование и развитие фонематического слуха;
- развитие произносительных умений;
- учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
- знакомство со слоговой структурой слова;
- формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- расширение словарного запаса детей;
- формирование и развитие звуко – буквенного анализа;
- подготовка руки ребенка к письму.
Развивающие:
- развитие слухового восприятия;
- развитие графических навыков;
- развитие мелкой моторики;
- приобщение детей к художественной литературе.
Воспитательные:
- воспитание умения работать;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
- воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
ПРОДУКТИВНАЯ
- развивать интерес к изобразительной деятельность;
- обогащать сенсорный опыт, развитие органов восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
- закрепление знаний об основных формах предметов и объектов природы;
- развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира;
- формировать умения передавать в изображении не только основные свойства предметов, но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
- совершенствовать изобразительные навыки и умения;
- совершенствование умения рассматривать работы, радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
ПОЗНАНИЕ (ФЦКМ)
- обогащать представления детей о мире предметов;
- расширять и уточнять представления детей о природе.
Содержание программы делится на два этапа обучения :
Первый этап – развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха;
Второй этап – развитие звуко – буквенного анализа, интереса и способностей к чтению.
Программа «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты» - развивающая и включает все основные направления звуковой культуры речи и охватывает возрастной период с 3 до 7 лет, и рассчитана на четыре учебных года. Для реализации программы, на каждом возрастном этапе создан комплекс методических материалов для педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса и учитывающей технологии непрерывного образования, позволяющей осуществить согласованный подход ко всем направлениям воспитания звуковой культуры речи.
Каждое направление имеет свои задачи, которые необходимо решать в семье и в ДОУ.
Первое направление программы. Работа с детьми. Обеспечивает воспитание звуковой культуры речи не только в непосредственной образовательной деятельности, но в блоке совместной деятельности педагога и детей.
Второе направление. Работа с родителями. В группах проводятся родительские собрания, на которых, определяются направления сотрудничества семьи и ДОУ: обсуждение, анализ учебной программы; знакомство родителей с содержанием программы «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты», требованиями, которые предъявляются к воспитанникам, согласование этих требований с семьей.
Третье направление. Создание предметно – развивающей среды. Среда в дошкольном возрасте – поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она должна быть разнообразна и наполнена случайностями требующей от ребенка поиска, способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность и способствует воспитанию звуковой культуры речи. Ребенок живет средой, среда оживляет и преобразуется ребенком.
Программа «Звуковая культура речи. Обучение дошкольников элементам грамоты» отличается от других программ тем, что составлена в доступной и интересной форме. Включает в себя: творческую деятельность; дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала составленного в программах Corel Draw (дизайнерская программа, Paint (для рисования, Power Point. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму, с учетом его возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки, поделки из бумаги и пластилина, а также использование ИКТ. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. Мы уже все продумали, подобрали, вам остается только обучение.
За основу построения программы взят принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка».
Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении звуковому, звуко – буквенному анализу, чтению и подготовке руки ребенка к письму:
Возраст 3 -4 года – подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации в звуковом слове;
Возраст 4 – 5 лет – анализ звуковой стороны устной речи;
Возраст 5 – 7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтение.
Список использованной литературы:
1. Бородич А. И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
2. Волика В. В. Веселая грамматика. М. : Знание, 1995.
3. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 1996.
4. Гаврина С. Е., Крутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Логика. М. ,2000
5. Гаврина С. Е., Крутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.
6. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
7. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1986.
8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М. : Гном-Пресс, 1998.
9. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1979.
10. Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н. В. Дуровой, М., 2001.
11. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
12. Придумай слово. Под. ред. О. С. Ушаковой. М. : Просвещение, 1996.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М. А. Васильева. Минс. просвещ. РСФСР, 1985.
14. Симакоский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярс. : Академия развития, 1997.
15. Сухарева Э. Л. Учимся играя. Ярс. ,1992.
16. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярс. : Академия развития, 1997.
17. Тумакова Г. А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». М. : Просвещение, 1983.
18. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. М. : Просвещение. АО Учебная литература, 1995.
19. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1997.
20. Шаехова Р. К. Играя – учимся творить. Казань,1997.
21. Шаехова Р. К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
22. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.