Рабочая программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки»

Доценко Наталья Алексеевна
Рабочая программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО учителей эстетического цикла

от ___протокол № __

Руководитель МО

___/С. Ю. Поликанина / Согласовано

на заседании методического совета

от ___протокол № __

Руководитель МС

___/Н. Д. Покачалова/ Утверждено

Приказ от ___№ ___

Директор МАОУ СШ №51

___/С. В. Бедрова/

Рабочая программа дополнительного образования

«Наши руки не для скуки»

(наименование курса, кружка, секции, студии, факультатива)

Художественное творчество

(направление)

на ступени дошкольного образования

(ступень образования/класс)

2017-2018 учебный год

(срок реализации программы)

Авторская программа

Программу составила Доценко Наталья Алеексеевна (стаж работы 3года)

1 квалификационная категория).

(Ф. И. О. учителя, составившего рабочую программу, стаж,

квалификационная категория)

Липецк

2017г.

Пояснительная записка

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Исследования доктора медицинских наук М. М. Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кисти рук и уровнем развития речи детей дошкольного возраста. Занятия в кружке позволяют развивать мелкую моторику – а значит, улучшают память, развивают координацию движений, повышают работоспособность. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Дополнительная образовательная программа «Наши руки не для скуки» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий и приобретение ручной умелости. Поделки, выполненные детьми под руководством взрослого, создадут атмосферу сотрудничества, позволят пережить радость совместного творчества, положительно скажутся на воспитании нравственных качеств личности ребёнка, таких, как отзывчивость и трудолюбие.

Программаразбита на три блока:

• Волшебный мир пуговиц

• Вышивка швом «вперед иголку»

• Вышивка швом «крестик»

Цель:

Создание условий для развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности с различными материалами. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Задачи:

• Формировать умения и навыки работы с ножницами, иголкой, пуговицами, картоном, пяльцами, канвой, используя основные традиционные и нетрадиционные материалы, соблюдать технику безопасности.

• Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.

• Формировать познавательный интерес к выполнению творческой работы.

• Развивать художественный вкус, образное восприятие.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программе – 6-7 лет. Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий – 25минут.

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками рукоделия, нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Ожидаемые результаты:

В ходе занятий предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети овладеют элементарными трудовыми умениями при работе с картоном, тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

• узнают и научатся выполнять правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

• смогут планировать свою работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

• научатся разрезать ткань по нанесенным меткам;

• делать бахрому на салфетке;

• закреплять ткань в пяльцах;

• вдевать нитку в иголку;

• завязывать узелок;

• вышивать швами “вперед иголку”, “крестик”;

• пришивать пуговицы с 2 и 4 отверстиями;

• принимать участие в оформлении работ на выставку

• овладеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса;

• смогут экономно расходовать материалы;

• бережно обращаться с инструментами;

• поддерживать порядок на рабочем месте;

• использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом индивидуальные творческие способности в вышивании.

Учебно-тематический план

№ п/п Название раздела, темы Количество часов

Раздел I. Вводное занятие (1 час)

1. Урок-презентация 1

Раздел II. Волшебный мир пуговиц(10 часов)

2. «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки» 1

3. «Нитка с иголкой — подружки» 1

4. «Я своей рубашке пуговки пришью» 1

5-6. «Корзинка с грибами» 2

7-8. «Мой любимец – кот Мурлыка» 2

9-10. «Дерево дружбы» 2

11. Выставка творческих работ. 1

Раздел III. Вышивка швом «вперед иголку»(14часов)

12. Шов «вперед иголку» в один прием 1

13. Шов «вперед иголку» в два приема 1

14. Шов «вперед иголку» по кругу 1

15-16. Панно «Вишенки» на пластиковой основе 2

17-18. Закладка 2

19. Перевод рисунка на ткань 1

20. Запяливание ткани в пяльцы. 1

21-22. Вышивание индивидуальной салфетки 2

23. Бахрома на салфетке 1

24. Окончательная обработка вышитых изделий 1

25. Выставка творческих работ 1

Раздел IV. Вышивка швом «крестик»(11 часов)

26. Зарисовка простейших узоров и схем на клетчатой бумаге цветными карандашами. 1

27. Канва. Подготовка канвы. 1

28. Освоение приемов закрепления нити в начале вышивки. Выполнение простого креста, полукреста. 1

29. Датский крест и его применение. Закрепления нити в конце вышивки. 1

30. Учимся читать схемы. 1

31. Где начинать вышивку? 1

32-33. Практическая работа. Вышивка крестом несложной схемы по канве. 2

34. Подготовка вышивки к выставке. 1

35. День презентации детских работ. 1

Итого: 35 часов

Содержание

(35 часов)

Раздел I. Вводное занятие (1 час)

Тема: Урок – презентация.

Демонстрация изделий, выполненных детьми, фотоматериалов, готовых работ с сайтов интернета. Назначение инструментов приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Раздел II. Волшебный мир пуговиц(10 часов)

Тема: «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки»(1час)

Знакомство с видами пуговиц (деревянные, пластмассовые, железные, с дырочками, на ножке). Назначение пуговиц. Загадки о пуговицах.

Тема: «Нитка с иголкой подружки»(1час)

Ознакомление детей с нитками, иголками. Освоить приём вдевания нитки в иголку, завязывания узелка.

Тема: «Я своей рубашке пуговки пришью» (1час)

Демонстрация приема пришивания пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями способом “в прокол”. Соблюдение правил безопасности труда.

Тема: «Корзинка с грибами» (2часа)

Коллективная работа. На шляпке картонного шаблона лесного гриба дети пришивают пуговицы.

Тема: «Мой любимец – кот Мурлыка» (2часа)

На картонном шаблоне своего любимца-котика дети пришивают глазки-пуговки.

Тема: «Дерево дружбы» (2часа)

На картонном шаблоне дерева каждый ребенок пришивает свою пуговицу.

Тема: Выставка творческих работ. (1час)

Демонстрация детских работ.

Раздел III. Вышивка швом «вперед иголку»(14часов)

Тема: Шов «вперед иголку» в один прием.

Вышивка узора, состоящего из трех параллельных прямых линий, швом «вперед иголку» в один прием. На картонном шаблоне отметить точку вкалывания и выхода иголки.

Тема: Шов «вперед иголку» в два приема.

Закрепление приема выполнения шва «вперед иголку» в два приема.

Тема: Шов «вперед иголку» по кругу

На пластиковой крышке в форме круга проколоть иголкой дырочки на одинаковом расстоянии. Выполнить шов «вперед иголку», распределяя стежки равномерно.

Тема: Панно «Вишенки» на пластиковой основе

Выполнить работу, меняя цвета ниток.

Тема: Закладка

На картонную закладку-шаблон нанести орнамент.

Вышить закладку швом «вперед иголку».

Тема: Перевод рисунка на ткань

Перевод рисунка на ткань с помощью шаблона, копировальной бумаги.

Тема: Запяливание ткани в пяльцы.

Правила работы с пяльцами. Запяливание ткани.

Тема: Вышивание индивидуальной салфетки

Выбор рисунка, вышивание индивидуальной салфетки используя в работе знакомые приемы вышивки.

Тема: Бахрома на салфетке

Бахрома на салфетке, как способ оформления изделия, демонстрация действия воспитателем.

Тема: Окончательная обработка вышитых изделий

Влажно- тепловая обработка изделия, подготовка к выставке.

Тема: Выставка творческих работ

Демонстрация детских работ.

Раздел IV. Вышивка швом крестик(11 часов)

Тема: Зарисовка простейших узоров и схем на клетчатой бумаге цветными карандашами.

Умение выполнить узор или схему на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок и т. д.).

Тема: Канва. Подготовка канвы.

Знакомство с пяльцами. Подготовка канвы (обработка края канвы клеем ПВА). Запяливание ткани. Правила работы с пяльцами.

Тема: Освоение приемов закрепления нити в начале вышивки. Выполнение простого креста, полукреста.

Закрепление приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом и полукреста по канве.

Тема: Датский крест и его применение. Закрепления нити в конце вышивки.

Демонстрация руководителем кружка основных приемов закрепления нити в конце работы. Знакомство с датским крестом в вышивке, умение применять в работе.

Тема: Учимся читать схемы.

Схемы символьные и цветные. Чтение схемы готового узора каждым учащимся.

Тема: Где начинать вышивку? Освоение правил размещения рисунка-схемы на ткани-канве, практическая работа.

Тема: Практическая работа. Вышивка крестом несложной схемы по канве.

Самостоятельный выбор рисунка-схемы для итоговой работы. Вышивка итоговой работы. Аккуратность и точность при выполнении крестиков. Полезные советы руководителя.

Тема: Подготовка вышивки к выставке.

Влажно-тепловая обработка готовой вышивки.

Для чего применяют влажно-тепловую обработку готовой вышивки.

Тема: День презентации детских работ.

Методическое обеспечение

Основными методами, обеспечивающими усвоение учащимися материала,развивающими их творческую деятельность являются: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа, дидактическая игра, анализ и сравнение. Для реализации программы необходима следующая материально-техническая,дидактико-методическая база: ткань, ножницы, нитки, пяльцы,картон, шаблоны методическая литература, мультимедийное сопровождение.

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Программа предполагает совместную работу детей с педагогом, а также их самостоятельную творческую деятельность. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися на занятиях. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

Формы подведения итогов: выставки, муниципальные, областные, всероссийские конкурсы творческих работ, экспозиции детских творческих работ.

Литература

1. Доронова Т. Н. Якобсон С. Соловьева Е. Гризик Т. Гербова В. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.

2. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.-160с.

3. Максимова М. В. Вышивка. Первые шаги. - Москва.: З. А. О. издательство Эксмо,1997.- 96с.

4. Нуждина Т. Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. - Ярославль.: Академия развития, Академия К, 1998.-287с.

5. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с. 44-74.

6. Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования «Ещё один секрет здоровья» Пояснительная записка Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. По результатам диагностики заболевания.

Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича .

Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича 2 раздел II Содержательный раздел Программы Принципиальная структура возрастно – ориентированной модели поддержки детской инициативы и формирования.

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и ручному труду Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 общеразвивающего вид» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ № 32 ___Абрамова.

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Кубики Зайцева» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог» .

Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО Пояснительная.

Рабочая программа работы кружка дополнительного образования для детей подготовительной группы «Волшебный пластилин» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свою публикацию по теме "Рабочая программа работы кружка дополнительного образования.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Дошкольник и мире ИКТ»Рабочая учебная программа дополнительного образования «Дошкольник и мире ИКТ» .

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Наши руки не для скуки»
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 14:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. Марш парков

Очередной тематический день посвящен одному из самых масштабных природоохранных событий в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы чтобы рассказать детям про Марш парков,...

22 апреля. Международный день Земли

С наступлением весны – настоящей, а не календарной – отмечается День Земли, в честь уникальной голубой планеты Солнечной системы, на которой все мы живём. С 2009 года ООН решила отмечать его 22 апреля....


Горячие темочки