Лучший педагог года

Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича

Светлана Балычева
Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича

Содержание:

I Целевой раздел Программы

1.1. Пояснительная записка. 3-5

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы. 5

1.1.2. Принципы, методы и подходы к формированию программы.. 5-7

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.. 7

1.2. Целевые ориентиры программы. 8

II Содержательный раздел Программы

2.1. Описание образовательной деятельности в кружке доп. образования. 10-11

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В, В, Воскобовича» размещена в разделах

2.2.1. Описание вариативных форм, актуальности, целей и задач, способов реализации программы. 11-13

III Организационный раздел

3.1. Расписание занятий. 13

3.2.1. Список детей по подгруппам. 13

3.2.3. Перспективное планирование. 14-17

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 17-19

3.5. Материально-техническое оснащение программы. 19-20

3.6. Методическое обеспечение. 20

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности. Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным. Общепризнанно, что основной вид деятельности дошкольника - игра. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

В ФГОС особое внимание уделяется формированию особого стиля умственной интеллектуальной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности у детей. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.

Таким образом, с детьми необходимо использовать такие формы работы, при которых возрастёт интерес к самостоятельной поисково -исследовательской деятельности, в которой они будут проявлять большую активность, научатся анализировать свою деятельность, у них качественнее сформируются внимание, память, мыслительные операции.

Я считаю, что одним из средств познавательно-интеллектуального развития ребёнка, позволяющим разрешить эту проблему, являются дидактические - математические игры. В процессе математической игры у детей развивается умение планировать, анализировать результаты. Математические игры способствуют развитию мыслительных функций у ребёнка, готовят почву для успешной деятельности к школьной жизни. Несомненным достоинством игр является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. В ФГОС прописано, что дидактическая игра, содержа-щая определенные правила, имеет учебную задачу, которую необходимо решить. В процессе таких игр ребенок усваивает систему эталонов — сенсорных, этических, практических, уточняет знания об окружающем мире, пробует применять их в различных ситуациях. Дидактические игры содержат в себе элементы интеграции разных видов познания.

В своей работе я использую развивающие игры В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - игровую технологию интеллектуально - творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Технология «Сказочные лабиринты игры» - это система поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность ребенка и постепенное усложнение образовательного процесса.

Особенностями развивающих игр В. В. Воскобовича являются :

• связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения);

• система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой;

• реализация принципа системности.

Одна из главных задач игровой технологии – гармоничное сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал, а также:

• развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

• развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

• развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

• формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире, речевых умений.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей, занятий к познавательной игровой деятельности.

Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался обучался одновременно - задача достаточно сложная. Возникла идея создания интеллектуально-развивающего кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием игр Воскобовича. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных задач, заложенный в играх творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений. Мною была составлена программа «Волшебный квадрат» по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которую я реализую в рамках кружковой деятельности.

Учебная программа интеллектуально - развивающего кружка «Волшебный квадрат» направлена на развитие интеллектуальной - познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста, способствует более качественному становлению познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления.

Составляя данную программу, я опиралась на технологию Умный квадрат Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, речи и

развитие мелкой моторики рук.

Во что можно превратить квадрат? Если это Квадрат Воскобовича, который еще называют вечным оригами, то его можно превратить в домик, конфету, летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, маленький домик, котенка, подъемный кран, черепаху, мальчика в плаще и ворона. Это только те превращения, которые, есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать! Складывая «Квадрат» можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с «Квадратом» можно давать задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, спросите у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум - два, но если присмотреться внимательнее, то выяснится, что их три. А зеленый квадрат один. А вот не красных квадратов четыре. И таких заданий можно придумать великое множество!

Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, гибкость мышления, моторику рук и творческие способности.

Знакомство с развивающей методикой Воскобовича происходит во время увлекательной и занимательной игры. Выдуманные персонажи помогают ввести ребенка в сказочную атмосферу, что намного интереснее и привлекательнее, чем просто вертеть игрушку в руках в поисках нового образа.

Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы.

Цель: развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

1. Побуждение мотивации к успешной интеллектуальной-познавательной деятельности.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие внимания, памяти, воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

7. Развитие умения ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;

8. Развитие умения конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;

9. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

10. Обогащение словаря и развития речи-суждения, речи-умозаключения, речи-доказательства

11. Развитие универсальных интеллектуальных способностей

12. Развитие умений моделирования

13. Снятие тревожности, страха и обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

1.1.2. Принципы, методы и подходы к формированию программы.

Принципы реализации программы

1. Наглядность: предполагает использование различных схем, карт, образцов.

2. Последовательность: изучение познавательного материала последовательно (от простого к сложному) .

3. Заинтересованность : изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, это формирует желание у детей выполнять предполагаемую работу.

4. Перспективно-тематическое планирование: предполагает подачу изучаемого материала по блокам.

5. Личностно-ориентированный подход: предполагает соучастие и взаимодействие педагога с детьми.

6. Системность.

7. Учёт возрастных особенностей детей.

8. Дифференцированный подход.

9. Поэтапное использование игр.

Отличительной особенностью программы "Волшебный квадрат" является - связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим

(через символ и алгоритм решения).

Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирования у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство (Фиолетовый Лес) и сквозных героев (Ворон Метр, Малыш Гео и другие).

- система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.

Принципы, лежащие в основе программы

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

• демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Основные принципы

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

Методы реализации программы

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• устное изложение, беседа, рассказ;

• наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.);

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

• объяснительно – иллюстративный – воспитанники воспринимают и усваивают готовую информацию;

• репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

• частично – поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем;

• исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

• активизация и индивидуализация занятий;

• игры и игровые ситуации;

• творческие работы и т. д.

Для достижения поставленных целей программы предлагаются использование методов по источнику знаний: наглядный, словесный, игровой, позволяющие понять решить поставленную перед дошкольником задачу.

Метод наблюдения и метод обследования позволяющие расширить и систематизировать знания об объекте деятельности.

1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.

Обязательная часть Программы построена с учетом методики В. Воскобовича.

Программа «Волшебный квадрат» : - соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); - соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; - строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; Как отмечает сам Вячеслав Вадимович Воскобович, отличий методики несколько:

• Насыщенность, многофункциональность, многоплановость игрового материала. Отсюда как следствие, широкий возрастной диапазон

1.2. Целевые ориентиры программы.

Ожидаемые результаты (характеристика наиболее значимых и устойчивых качеств в интеллектуальном развитии ребенка) :

а) общая осведомленность- понимается как запас знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

б) интеллектуальная активность- трактуется как способность ребенка, увидев проблему в мыслительной задаче, по собственной инициативе поставить соответствующий вопрос и приложить усилия, направленные на то, чтобы получить на него удовлетворительный ответ;

в) обучаемость- способность к качественному и творческому усвоению новых знаний и способов деятельности, возможность самостоятельного, творческого переноса усвоенных знаний и способов действий на выполнение других задач в иных условиях;

г) сообразительность-быстрота и гибкость мыслительных процессов, позволяющие ребенку выделить главное в проблеме, анализировать, сопоставлять, рассуждать и делать выводы;

д) вербализация-способность точно выражать действия словом, оформлять ее в устной речи

К концу учебного года дети должны уметь:

1. Считать (отсчитывать) в пределах 10 правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. отвечать на вопросы: "Сколько", "Который по счету".

2. Сравнивать до 10 предметов различной величины, размера их ряд в порядке возрастания (убывания, длины, ширины на глаз, при помощи условной мерки. сравнивать рядом стоящее число в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше)другого.

3. Выявлять сходство и различия фигур по сравнению с геометрическими эталонами (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция). Знать некоторые особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон). Делить и составлять эталонные формы, называть, полученные от деления части.

4. Уметь группировать блоки по двум-трем свойствам (по форме, размеру, цвету)

5. Определять положение предметов в пространстве по отношение к себе (вверху-внизу, впереди-сзади, двигаться в нужном направление по сигналу6вперед и назад, вверх и вниз.

6. Ориентироваться в пространстве, понимать смысл пространственных отношений, двигаться в заданном направлении, ориентироваться на листе бумаге.

7. Знать и называть части суток, дни недели.

8. Решать арифметические примеры и логические задачи в пределах 5.

9. Символы. чтение схемы, конструирование фигур, по словесному алгоритму, умение переносить на схему собственные проекты.

10. Уметь объяснять, рассуждать, договариваться друг с другом.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования кружка «Волшебная бусинка» Рассчитан на возраст: для детей старшего возраста (5-6 лет) Срок реализации: 2 года Пояснительная записка. Уровень развития мелкой Моторики.

Программа работы кружка дополнительного образования «Радужный калейдоскоп» Пояснительная записка Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития личности ребенка, его способностей, умственной и физической.

Рабочая программа дополнительного образования «Ещё один секрет здоровья» Пояснительная записка Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. По результатам диагностики заболевания.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» (РАЗДЕЛЫ: «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ», «РАЗВИТИЕ.

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и ручному труду Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 общеразвивающего вид» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ № 32 ___Абрамова.

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Кубики Зайцева» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по театральной деятельности «Веселый балаганчик» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Рабочая программа кружка по играм Воскобовича для средней группы 1. Пояснительная записка Средний дошкольный возраст является важным этапом в развитии детей. Любознательность, активность дошколят, их.

Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 20:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД