юля егорова
Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО
Пояснительная записка
Кружок "Юный эколог" имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Публикация «Рабочая программа по кружку дополнительного образования „Юный эколог“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программа С. Н. Николаевой "Юный эколог.
Актуальность:
Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех. Взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.
Цель программы – формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Задачами программы являются :
1. Образовательная : расширять и обобщать знания детей о мире природы.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Кружок работает в течение учебного года сентябрь – май включительно, один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Юный эколог» - 9 человек.
Возраст детей: от 4 до 6 лет.
Программно-методическое обеспечение :
1. Программа дошкольного образования "От рождения до школы", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
Методы, используемые для реализации работы кружка :
• Наглядные методы:
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
• Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.);
загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов.
• Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
постановка сказок, отрывков литературных произведений;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Основные направления:
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (напр. посадка огородов и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)
Раздел 1. Неживая природа – среда жизни растений,
животных и человека
Раздел 2. Царство растений.
Раздел 3. Царство животных
Раздел 4. Жизнь растений и животных природных
сообществах
Раздел 5. Взаимодействие человека с природой
Перечень пособий, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса :
Программы, технологии Методические пособия и материалы Учебно-наглядные пособия и материалы:
Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 - 256 с.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -80 с.
Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -114 с.
Демонстрационный дидактический материал:
- животные России;
- фрукты и ягоды;
- овощи;
Картотека предметных картинок:
-фрукты и овощи;
-грибы;
- животные жарких стран, животный мир океанов;
- весна;
- осень;
- зима;
- лето;
Картины «Дикие и домашние животные» :
- собака со щенятами;
- ежи;
- лошадь с жеребцами;
- медвежья семья;
- зайцы;
- лиса с лисятами;
- овцы с ягнятами;
- ослы;
- верблюды;
- собака со щенятами;
- корова с теленком;
- кролики;
- кошка с котятами;
- свинья с поросятами;
- коза с козлятами;
- утки и гуси;
- куры.
Серия картин из жизни домашних животных:
- свиноферма;
- коза с козлятами;
- верблюд с верблюжонком;
- караван верблюдов;
- коза в сарае зимой;
- колхозная ферма;
- конюшня;
- овцы на пастбище;
- корова в сарае зимой;
- вывоз сена на лошади;
- собачья упряжка;
Плакаты:
- домашние животные;
- домашние и дикие животные;
- времена года;
- зима;
- осень;
- лето;
- весна;
-овощи;
- фрукты;
- животные нашего леса;
- деревья
Настольно – печатные игры:
- Живая и неживая природа
-лото «Кто, где живет?»
Оборудование для ухода за растениями:
- лейки;
- пульверизаторы;
- палочки, лопатки, грабельки;
- фартуки детские
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ:
Дети должны знать:
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
Уметь:
Устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом животных,
Устанавливать связи между состоянием растений и необходимостью ухода.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Пересаживать комнатные растения.
Оказывать помощь окружающей природе.
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала
Иметь представление:
О приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
План работы кружка «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Сентябрь 1. Беседа о лете.
Экологическая игра «Где что зреет» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.
Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты - на дереве. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов.
1 час
2. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»
Опыт. Гром и молния. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию.
1 час
3. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»
(Живое – неживое)
Игра «Живая и неживая природа» Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. Развивать познавательный интерес детей к живой и неживой природе, воспитывать желание активно изучать окружающий мир, формировать у детей активность, любознательность.
1 час
4. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»
(Ягоды и грибы) Беседа об осени.
Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
1 час
Октябрь
1. Экскурсия по территории детского сада
«Как растения готовятся к зиме»
Экологическая игра «Кто больше запомнит» Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
Учить находить предмет по описанию.
1 час
2. Беседа о лесе.
Дуб и сосна (строение и отличие).
Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»
(деревья) Уточнить и расширить представления детей о лесе.
Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.). Учить отличать дуб от сосны. Развивать любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
1 час
3. Беседа «Дуб и сосна»
Опыт. Летающие семена
Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные, причем – разные птицы, насекомые, звери, грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
1 час
4. Беседа «Кто главный в лесу?»
Игра «Как вести себя в лесу» Дать детям представление о леснике - человеке, который заботится о лесе.
Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных, птиц.
1 час
Ноябрь 1. Сравнение диких и домашних животных.
Игра «Что было бы, если бы кошка лаяла?» Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
1 час
2. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»
Экологическая игра «Кто, где живет?» Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни : крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит сначала своим молоком, затем рыбой.
Закрепить знания детей о среде обитания животных. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
1 час
3. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»
(Детёныши животных)
Дидактическая игра «Узнай, какой зверь» Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
1 час
4. Наблюдение за кошкой и котятами.
Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку. Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними.
Выяснить, как моется кошка.
1 час
Декабрь 1. Обобщающая беседа «Как узнать зиму?» Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.
1 час
2. Просмотр мультфильма «Фиксики – советы»
(Осторожно мороз)
Дидактическая игра «Снежинки» Фиксики предостерегают: зимние холода, снег и лед – это здорово, но они таят в себе разные опасности! Чтобы не замерзнуть нужно тепло одеваться и быть осторожным с железом на морозе.
Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.
1 час
3. Знакомство со свойствами воздуха.
Опыт. Как увидеть воздух. Как услышать воздух. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
1 час
4. «Носы нужны не только для красы»
Дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки».
Опыт. Выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.
Показать приспособление органов дыхания к окружающей среде.
1 час
С
Список литературы
1. Николаева С. Н. «Юный эколог»
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»,
3. Журнал «Дошкольное воспитание №8» за 2014 г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание №7» за 2015 г.
5. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» «Педагогическое общество России», М., 2005 г.
6. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ», М, 2003 г.
7. Натарова В. И. «Моя страна» практическое пособие ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г.
8. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» «Мозаика - синтез», 2000 г.
9. Павленко И. Н. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ»
ТЦ «Сфера», М., 2005 г.
I0 .Рыжова Н. А. «Наш дом - природа» программа
Москва ООО «Карапуз - дидактика», 2005 г.
11. Рыжова Н. А. «Воздух - невидимка» LINKA-PRESS, М., 1998
12. Уланова Л. А. «Методические рекомендации проведения прогулок» «Детство - пресс», С. -Петербург, 2008 г.