МААМ-картинки

Авторская разработка кружковой экспериментальной деятельности «Мир волшебства»

Раиса Низгирёва
Авторская разработка кружковой экспериментальной деятельности «Мир волшебства»

Авторская разработка

кружковой экспериментальной деятельности

«Мир волшебства»

Автор – составитель: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад» Низгирёва Раиса Алексеевна.

г. Нурлат РТ

Авторская разработка является частью модульного проекта «Развитие элементарных естественно – научных представлений у детей дошкольного возраста» и введена в дополнительную образовательную работу в рамках кружковой деятельности.

Кружок «Мир волшебства»

Публикация «Авторская разработка кружковой экспериментальной деятельности „Мир волшебства“» размещена в разделах

Наименование курса: «Создание модели развития элементарных естественно – научных представлений у детей дошкольного возраста».

Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные естественно – научные представления;

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей);

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Форма занятий: Кружковая работа.

Время проведения: 1 раз в неделю.

Длительность: До 25 минут.

Количество: 8 – 10 детей.

Базовые средства:

Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз) ,проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы –схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Структура занятия:

-Ставить проблему.

-Принимать и ставить цель.

-Решать проблему.

-Анализировать объект или явление.

-Сопоставлять факты.

-Выдвигать гипотезы.

-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

-Осуществлять эксперимент.

-Делать вывод.

-Фиксировать этапы действий и результат графически.

Введение.

Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкретно даны содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей, с учётом их возможностей и интересов. Которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Весь практический материал построен с учётом перехода от традиционной дидактики к личностно – ориентированной, при этом базовой основой является государственный образовательный стандарт.

Работа в кружке построена следующим образом:

Каждый месяц планируется 3 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)

Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей. Повторение пройденного необходимы для того, чтобы дети крепче усвоили изученный материал. Не исключено добровольное посещение кружка ребёнком в зависимости от его желания, настроения и самочувствия. Приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.

Оснащение и оборудование для исследовательской деятельности:

В группе созданы все условия для плодотворной работы. Имеются центры экспериментирования, мини – лаборатории, живой уголок, уголок природы, огород на окне, развивающие и дидактические игры, научно – художественная литература, пиктограммы, наглядность, модели климатических зон.

Центр экспериментирования разделён на блоки:

-манипулетивный;

-литературный;

-кулинарный;

-наука и природа;

-творчество;

-искусство.

Мотивация детей: Я – могу, хочу, буду, узнаю, попробую, смогу, не боюсь, мне интересно!

Алгоритм подготовки и проведения занятия – эксперимента:

1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения).

2. Определение типа, вида и тематики.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.

5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона. возраста и темы.

6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.

7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.

Тематика работы в старшей группе по основным разделам (из опыта работы)

Разделы: вода, песок, почва, воздух, свет, бумага, ткань, железо, стекло, дерево, продукты, ветер, снег, зеркало, краски, мыло, пластилин, камни, шампунь, магнит, лупа.

Перспективный план кружковой работы «Мир волшебства»

(Для детей старшего дошкольного возраста.)

Сентябрь.

1неделя Вода. «Весёлая капелька»

2неделя Песок «Песочный городок»

3неделя Почва «Земля матушка»

4неделя Мини досуг «Кладоискатели»

Октябрь.

1неделя Свет. «Солнечный блик»

2неделя Тень. «Моя тень»

3неделя Воздух. «Пляшущие бабочки»

4неделя Рисование «Лучики и тень»

Ноябрь.

1неделя Ткань. «В магазин ткани»

2неделя Бумага. «Для чего?»

3неделя Железо. «Магнит»

4неделя Оригами.

Декабрь.

1неделя Стекло. «Калейдоскоп»

2неделя Дерево. «Тонет не утонет?»

3неделя Камень. «Домик черепашке»

4неделя Рисунки камешками.

Январь.

1неделя Мука. «Колобок – румяный бок»

2неделя Краски. «Радуга - дуга»

3неделя Соль. «Тает, не тает»

4неделя Практическая часть «Тестомес»

Февраль.

1неделя Шампунь. «Прозрачный пузырь»

2неделя Мыло. «Кусает, не кусает»

3неделя Пластилин. «Мои руки волшебники»

4неделя Игра – развлечение «Мыльные пузыри»

Март.

1неделя Снег. «Чисто – грязно»

2неделя Сосулька. «Кап кап и нету»

3неделя Лупа. «Лучики снежинки»

4неделя Работа с пиктограммой.

Апрель.

1неделя Магнит. «Собери игрушки»

2неделя Вода. «Кто пьет воду?»

3неделя Картон «Бумажный дворец»

4неделя Просмотр видеофильма «Цель воды»

Май.

1неделя Зеркало. «Всё наоборот»

2неделя Ветер. «Бабочки проснулись»

3неделя Почва. «Аквариум»

4неделя Работа с коврографом.

Июнь,Июль,Август.

Закрепление, повторение, обследование, манипуляции пройденного материала на прогулке, в экскурсиях, беседах, развлечениях, досугах.

Определены критерии уровня знаний детей по познавательной деятельности. Результаты отражены в мониторинге уровня освоения развивающего материала на основе итоговых занятий И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир по методическому пособию «Детское экспериментирование» (2003г)

Высокий уровень – четкое представление о целостности мира, взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность: умение поставить проблему, определить гипотезу, организовать эксперимент, сформулировать вывод; активное участие в занятиях кружка, играх, исследовательской деятельности;

Средний уровень – наличие элементарных представлений у детей о взаимосвязи и взаимозависимости явлений, времени, пространстве; с помощью взрослого организует поисковую и самостоятельную деятельность; участвует в занятиях и совместной с педагогом исследовательской деятельности;

Низкий уровень – отсутствие представлений об окружающем мире; отсутствие интереса к занятиям кружка, отказ от исследовательской деятельности.

Литература

1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.

4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.

7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

8. Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.

9. Равиза Ф. В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

10. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. М., 1999.

11. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

12. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

13. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2

14. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: под редакцией Л. А. Венгера. – М. : ИНТОР, 1996. – 128с.

Публикации по теме:

Схема реализации направлений развития в рамках годового плана ДОУ Авторская разработка схемы годового плана. Схема составлена по направлениям развития и позволяет не только качественно составить годовой.

Структура педагогического совета по теме «Органиация экспериментальной деятельности» Педагогический совет «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром». Повестка дня: 1.

Автор публикации:
Авторская разработка кружковой экспериментальной деятельности «Мир волшебства»
Опубликовано: 7 февраля 2013 в 11:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД