Маргарита Гришина
Авторские пособия по развитию моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Авторские пособия по развитию моторики
Костюм Петрушки
Основным составляющим в костюме является яркий комбинезон. Его надевает взрослый. Комбинезон имеет множество карманов, которые расположены спереди, сзади и по бокам. Все карманы на застежках («молнии», «липучки», пуговицы, кнопки, крючки, карабины, пряжки). На манжетах штанин и рукавов – яркие широкие шнурки.
Публикация «Авторские пособия по развитию моторики» размещена в разделах
Костюм используют для сюрпризных моментов в различных видах организованной образовательной деятельности, во время праздников и развлечений. Дети полюбят персонаж Петрушку и будут радоваться, когда он придет к ним в гости. Петрушка приносит в своих карманах что-нибудь интересное для малышей, это могут быть небольшие игрушки, колокольчики, конфеты.
Благодаря этому костюму образовательные задачи можно решать в игровой форме. Например, для закрепления знаний о фруктах раскладываю в карманы комбинезона игрушки из набора «фрукты». Малыши встречают Петрушку, расстегивают карманы, достают предмет и каждый называет то, что у него в руках. Затем все вместе обобщают предметы одним словом – «фрукты», «Петрушка принес нам фрукты». Для формирования обобщающих понятий в игре можно использовать другие игрушки – овощи, фигурки животных, кукольную одежду, предметные картинки. Для узнавания и называния цвета в карманы можно спрятать цветные платочки, ленточки. Для формирования математических представлений – геометрические фигуры, формы, положить в кармашек «одну» или «много» игрушек. Всё зависит от фантазии воспитателя.
Одновременно с образовательными задачами благодаря этому пособию решаются задачи развития мелкой моторики. Чтобы открыть каждый карманчик, ребенку надо заставить потрудиться свои пальчики – расстегнуть застежку, достать предмет, а после игры спрятать его обратно и застегнуть застежку.
«Сумочка-сюрприз»
Сумка создана по типу комбинезона Петрушки. Она также имеет множество карманов с застежками. Кармашки разной величины и формы. Сумочку-сюрприз можно использовать в педагогическом процессе так же, как «чудесный мешочек», но чтобы узнать, что у нее внутри, малышам нужно активно поработать своими пальчиками – расстегнуть застежки. Так решаются задачи моторного характера.
Сумочку полезно использовать в различных видах организованной деятельности для создания сюрпризных моментов. Основная часть сумочки объемная и застегивается на «молнию», в нее можно спрятать крупную игрушку, книжку, карандаши и т. п. Например, воспитатель прячет в сумку мешочки для метания в цель и приносит детям в спортивный зал. Малыши расстегивают молнию, достают мешочки, рассматривают их, обследуют. Воспитатель рассказывает и показывает, как с ними можно играть (бросать в корзину).
С сумочкой может появиться сказочный герой или забавный персонаж. Например, в гости к малышам приходит Петрушка и приносит в сумке цветные мелки. Малыши расстегивают кармашки, достают коробочки с мелками и вместе с гостем принимаются рисовать.
В маленькие кармашки сумочки хорошо поместятся те же небольшие игрушки и предметы, что и в комбинезон Петрушки.
Следующие пособия можно использовать как в совместной деятельности взрослого и детей, так и для самостоятельной деятельности детей.
«Чудо-коврики»
Коврики (6 штук) сшиты из ковролинового полотна и имеют размер 40х40 см. На каждом коврике нашиты застежки: крупные цветные пуговицы, кнопки, липучки. К коврику прилагается кошелечек с застежкой. В каждом – один набор аппликаций из плотной ткани на группировку предметов: игрушки, домашние животные, овощи, фрукты, посуда. Аппликация имеет застежку или петельку для пуговицы.
С этим пособием можно играть за столом или на ковре. Ребенок расстегивает кошелечек, достает аппликацию и пристегивает к коврику. Воспитатель просит каждого ребенка рассказать, какие картинки у него на коврике. Ребенок называет и обобщает группу предметов одним словом, например, «это фрукты». После игры аппликацию нужно отстегнуть, сложить в кошелек и застегнуть на нем застежку. Таким образом, пособие решает задачи по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и мелкой моторики. Пособие удобно применять как в подгрупповой форме работы, так и в индивидуальной.
«Чудесное брёвнышко»
Мягкое брёвнышко является многофункциональным. На него нашиты разнообразные застежки: крупные пуговицы 4-х основных цветов + белый, крупные кнопки, а также цветные шнурки. Вдоль брёвнышка нашиты длинные зеленые «молнии», имитирующие травку.
К застежкам пристегивается аппликация из плотной ткани: бабочки и цветы 4-х основных цветов + белый. Дети, сидя на бревнышке, упражняют свои ручки и пальчики в умелости: отстегивают и пристегивают аппликацию, учатся завязывать шнурки на бантик, действуют с «молнией». Наряду с задачами развития моторики одновременно решаются задачи сенсорного воспитания: дети знакомятся с эталонами цвета. Малышам предлагают выполнить задание на соотнесение по цвету: пристегнуть бабочек и цветочки к соответствующим их цвету пуговицам.
При желании аппликацию можно убрать и использовать брёвнышко для развития основных движений (ходьба по брёвнышку, ползание, перелезание, прыжки через бревно).
«Наряди ёлочку»
Пособие представляет собой панно размером 50х30 см. В центре – ёлочка на голубом фоне. На нее нашиты врассыпную отрезки липкой ленты на тон светлее или темнее ёлочки. К ёлочке прилагается коробочка с крышкой. В коробочке игрушки (шарики, колокольчики, бантики, фигурки животных). Игрушки вырезаны из плотной цветной ткани, на обратной стороне – липкая лента. Дети открывают коробочку, достают игрушки по одной, называют, что это, какого цвета игрушка, «вешают» на ёлочку.
Панно можно прикрепить к стене или играть с ним на ковре