Приложение МААМ

Авторский проект «Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста»

Диана Семенова
Авторский проект «Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Пояснительная записка

В настоящее время дошкольное образование претерпевает значительные изменения. Федеральный государственный образовательный стандарт принятый с 1/1 -2014 года диктует новые условия, меняются в корне подход и форма проведения воспитательно- образовательного процесса.

Публикация «Авторский проект „Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В настоящее время педагогам дополнительного образования по хореографии необходимо отказаться от занятий: урочной формы, тренировочных упражнений и предложить детям новые - игровые занятия. (Ведь главный вид деятельности детей дошкольного возраста, это – игра).

Структура хореографических занятий состоит из вводной, основной и заключительной части. Основная часть предполагает изучение музыкально-ритмического материала который можно изучать в форме игры.

Актуальность: Использование национальных игр на хореографических занятиях способствует эффективному разучиванию элементов народного танца. Игровые приемы на хореографических занятиях развивают у детей творческое самовыражение, обогащает двигательный опыт танцевальными движениями, развивают фантазию и импровизацию.

Проблема: Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т. д.) –всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения, поэтому особое значение имеют физкультурные, хореографические и музыкальные занятия в детском саду.

Цель нашего проекта: Разучивание национальных танцевальных элементов через народные игры.

Задачи:

• приобщить детей к национальной культуре разных народов,

• изучение основных танцевальных элементов посредством народных игр;

• формирование навыка свободного владения народными хореографическими элементами в танце.

Новизна проекта: использование национальных игр в обучении элементов движений народного танца.

Проект соответствует следующим принципам:

Принцип целенаправленности.

Цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития танцевально-творческих способностей.

Принцип систематичности и последовательности.

Работу по развитию танцевального творчества ввести в определённой системе и последовательности.

Принцип доступности.

Использовать различные формы и методы работы с детьми: открытые занятия, ритмические игры, дидактический материал, танцевальные миниатюры и другие формы работы.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Определять ведущие цели обучения для формирования у детей: познавательной, воспитательной, развивающей среды; интереса к различным видам танцевальной деятельности, развитии творческих способностей.

Принцип адаптивности.

Методы творческого развития детей в танцевальной деятельности применяется в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Принцип прочности.

Стараться реализовывать требования вышеперечисленных принципов, повторить и закрепить полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.

Структура реализации проекта

1 этап - Диагностический

2 этап - Практический

3 этап - Аналитика обобщающий

Сроки реализации.

• Сентябрь – определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы (констатирующий этап).

• Октябрь по апрель – экспериментальная работа, включающая в себя формирующий этап и корректировочная работа на основе полученных результатов.

• Май – завершающий этап (контрольный срез).

Проект предполагает проведение 2 –х кружковых занятий в неделю с детьми старшей группы во второй половине дня. Продолжительность занятий 25-30 минут. Общее количество кружковых занятий в год – 72 часа. Педагогический анализ проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Перспективный план танцевальных элементов с использованием народных игр рассчитан на 9 месяцев учебного года в основе плана лежат игры разных народов: украинский, якутский, русский, северный, узбетский. Плане перечислены танцевальные элементы соответствующей той или иной игре.

Перспективный план танцевальных элементов с использованием народных игр.

Сентябрь.

Тема: Адаптационный период

Танцевальные элементы: Повторение пройденных музыкально- ритмических материалов.

Октябрь.

Тема 1:

Ознакомление с русской народной игрой: 1. «Филин и пташки»

Танцевальные элементы: Притопы; «Гармошка»; «Молоточек»; Каблучное движение;

Тема 2: Ознакомление с русской народной игрой: «Коршун и наседка»

Танцевальные элементы: Ковырялочка; Присядка; Галоп; «Елочка»;Веревочка

Ноябрь

Тема 1: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Юрта» (Тирмэ).

Танцевальные элементы: Шаг кругового танца «Ехор»; Качание головой; Шаг на полупальцы; Движение рук;

Тема 2: Ознакомление с бурятской народной игрой: «Волк и ягнята» (Шано ба хурьгад)

Танцевальные элементы: Переменный шаг на носок; Выпады в сторону; Выпады вперед; Выставление ноги вперед; Положение рук;

Декабрь.

Тема 1: Ознакомление с татарской народной игрой: «Лисички и курочки» (Тельки хамтаклар);

Танцевальные элементы: Основное положение рук; Основной танцевальный бег; «Гармошка», Шаги с приседанием;

Тема 2: Ознакомление с татарской народной игрой: «Займи место» (Буш урыы);

Танцевальные элементы: Качание головой; Танцевальный бег с продвижением колена вверх; Боковые шаги; Припадания вперед; Притопы.

Январь.

Тема 1: Ознакомление с украинской народной игрой: «Хлоп, хлоп убегай»;

Танцевальные элементы: Шаг польки; Положение рук в паре; Подпрыгивание; Веревочка;

Тема 2:Ознакомление с украинской народной игрой: «Охотники и утки»

Танцевальные элементы: Движении рук; Веревочка; Положение рук в паре; Круговые вращения; Припадания;

Февраль.

Тема 1: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Цветы и ветерки», (царик ев каминер);

Танцевальные элементы:Танцевальные движения рук; Движение по кругу с приплясом; Выпады вперед и назад; Переменный шаг с носка;

Тема 2: Ознакомление с грузинской народной игрой: «Подними платок» (явлукъну гетер, квербац борхе);

Танцевальные элементы:Взмахивание руками; Движение кистей рук; Движение ногами; Вынос ноги вперед на каблук;

Март.

Тема 1:Ознакомление с узбекской народной игрой: «Платок с узелком» (орамая);

Танцевальные элементы: Движение для рук; Ход вперед с каблука; Выпады в сторону; Повороты;

Тема 2:Ознакомление с узбекской народной игрой: «Пастух и козы»;

Танцевальные элементы:Движение плечами; Движение кистей рук; Основные шаги танца; Выпады вперед, в сторону

Апрель.

Тема 1: Ознакомление с эвенкийской народной игрой: «Солнце» (Хейро)

Танцевальные элементы:Основной эвенкийский приставной шаг по кругу; Основное положение рук; Выпады вперед; Кружение в парах;

Тема 2:Ознакомление с эвенкийской народной игрой: «Олени и пастухи»;

Танцевальные элементы: Выпады сторону;Бег оленя; Прыжки оленя; Бросок «маута» (кольцо с веревкой); Движения ног;

Май.

Тема 1: Ознакомление с якутской народной игрой: «Сокол и лиса»;

Танцевальные элементы: ]«Дьиэрэцкэй» (подскоки); Прыжки с одной ноги на другой; Взмахи руками; Выпады;

Тема 2: Ознакомление с якутской народной игрой: «Пятнашки»;

Танцевальные элементы: «Атах тэпсии» (вынос ноги вперед); «Кулун куллуруьуу» (повороты через руки); Выпады вперед, в сторону, назад; «Дьиэрэцкэй»;

Критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры:

- умение импровизировать, комбинировать танцевальные движения

- умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца

- умение внимательно слушать народную музыку и передать ее в танце

На основании установленных критериев предлагаем 3 уровня показателей усвоения танцевальных движений через народные игры. (Высокий, средний, низкий уровней).

Высокий уровень: усвоения старшими дошкольниками народной танцевальной культуры: внимательно слушает музыку перед выполнением движения, может различить ее характер; правильно выполняет задания, ребенок легко и быстро воспроизводит движения, внимательный и прилагает все свои усилия, чтобы добиться результата; правильно определяет характер народного произведения, высказывается о нем.

Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;

Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.

Заключение.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучении, обобщении и применении на практике данной методики. Благодаря этой методики дети эффективнее усвоят танцевальные элементы через народные игры.

Литература

1. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л. – М., 1986.

2. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. – Л. – М., 1993.

3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.

4. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

5. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С. 47-55.

6. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1995.

7. аров Р. В. Сочинение танца. – М., 1988.

8. Королева Э. А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1987.

9. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности. – М., 1992.

10. Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е. М. Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.

11. Руднева С. Д., Пасынкова А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // психологический журнал, 1989. – Т. З. - № 3.

12. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.

13. Руднева С., Фиш С. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1992.

14. Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, 1996.

15. Воспитание детей в игре. – Москва «Просвещение» 1983.

16. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва «Просвещение» 1988.

17. Подвижные игры. Москва «Просвещение»1986.

18. Красивое - детскому саду. Москва «Просвещение»1990.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационная разработка по работе с родителями «Дети и их родители» Система дошкольного образования, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного.

Педагогическая технология развития музыкально — ритмического и танцевального творчества старших дошкольников Педагогическая технология развития музыкально – ритмического и танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх – этюдах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторский проект «Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 августа 2014 в 06:38
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Авторский проект «Использование народных игр для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Диана Семенова (УИ 213052) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД