юлия каракулова
Авторский проект «Использование технологий «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.
1. Формулировка проблемы.
Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника.
Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает
развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым
рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.
Организация работы проводится по трем направлениям:
• Групповая и индивидуальная работа с детьми.
Публикация «Авторский проект „Использование технологий „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
• Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
• Совместная работа педагогов ДОУ.
Цели.
Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.
Задачи:
• Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
• Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательный интерес.
• Развивать речь, обогащать активный словарь.
• Обогащать положительный эмоциональный опыт.
Предполагаемые итоги реализации технологии.
• Повышения внимания на музыкальных занятиях.
• Повышение эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
• Обогащение информации о себе, о природе, об окружающем мире, о социальных отношениях.
• Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.
• Умение детей вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев.
• Позитивное оптимистичное отношение к жизни.
2. Изучение методической литературы. Систематизация теории.
Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.
Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.
Таким образом, сказки открывают ребенку удивительный мир.
Виды сказок :
• художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
• народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
• сказки о животных, природе, растениях, явлениях;
• бытовые сказки;
• страшные сказки;
• волшебные и фантастические сказки.
Классификация сказок, применяемых на занятиях.
• Дидактические сказки, в форме учебного задания.
• Медитативные сказки (для снятия психоэмоционального напряжения).
• Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
• Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
По сложившейся в литературоведении традиции существует еще другое деление сказок. Это три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.
• Сказки о животных.
Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или приключение. Героями являются животные, которых фантазия народа наделила разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими.
• Волшебные сказки.
В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни, в них наряду с людьми участвуют чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в фантастической обстановке. Фантастические образы и события были обусловлены бытом, традицией, наукой, особенностями художественного мышления народа.
Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла.
Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.
• Бытовые сказки.
Бытовые сказки – им характерен переход от волшебства к быту. Часто в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…
Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.
• Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения.
• Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью.
• Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
• Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке; усвоить определенную терминологию.
Таким образом, сказка – жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.
Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка.
Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, заключаются в том, что детям нужны сказки, так как они являются необходимой пищей для развития личности.
Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки.
Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.
Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним.
Существует много методов и способов работы со сказкой для развития различных способностей ребенка.
• В процессе занятий ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
• Сказкой можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Основные задачи технологии.
• Способствовать социальной адаптации.
• Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни.
• Способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы.
• Формировать положительные черты характера.
• Развивать познавательный интерес.
• Способствовать формированию положительных межличностных отношений.
• Формировать эстетический вкус.
• Обогащать положительный эмоциональный опыт.
• Воспитывать патриотические качества, гражданскую позицию.
Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но, важно помнить, что в каждом случае свои комбинации, акценты.
3. Внедрение в практическую деятельность технологии «Сказкотерапия».
Сказки в своей деятельности с детьми я использовала всегда, в основном в праздниках и развлечениях. Когда я поставила перед собой задачу повышения внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, то решила более тщательно подойти к использованию этого мощного средства в своей деятельности.
В моей практике основные задачи «сказкотерапии» :
• повышение внимания детей на занятиях,
• развитие эмоциональной отзывчивости,
• развитие воображения, фантазии, творческих способностей.
На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.
1. Сказка, предваряющая слушание или пение.
Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.
2. Сказка, иллюстрируемая музыкой.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Они помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Обычно сказки сопровождают музыкой уже знакомой детям, иногда новой.
Перед началом слушания музыки по сказке хорошо сделать
небольшое вступление, например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».
Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через
некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку
и песни, можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям.
После прослушивания музыки и песен дети охотно слушают сказку еще раз.
3. Драматизация по мотивам сказок. Кукольный театр.
В ходе занятия разучиваем короткие этюды сказочного содержания. («Лисичка и зайчик», «Медвежонок и пчелы» и др.)
Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.
Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре или на фланелеграфе).
Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.
4. Придумывание сказок детьми.
Используется методика "Придумай сказку» (старшая, подготовительная группы).
Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)
4. Результаты внедрения программы в практику.
1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
2. Сделала подборку коротких сказок для каждого возраста (по разделу «Слушание музыки»).
3. Сделала подборку сказок, иллюстрируемых музыкой.
4. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.
5. Подобрала материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.
6. Подобрала материал для консультаций родителей, наглядный материал.
7. Провожу два раза в год диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.
Сравнительная диагностика за 2010-2011 ,2011-2012,2013-2014 уч. г.
(данные на конец года.)
Уровень 2008-2009 2009-2010 2010-2011
Высокий 3,16% 17,71% 23,23%
Средний 71,58% 70,83% 65,66%
Низкий 25,26% 11,46% 11,11%