харьковская светлана
Азбука здоровья. Игры с водой для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш,- это вода. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Особенно это важно для самых маленьких детей.
- вода вызывает особый интерес у детей;
- вода очень удобна для поисково-исследовательской деятельности;
- вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации.
И ещё, вода есть всегда и везде! Поэтому даже в домашних условиях у родителей, никогда не возникнет с этим проблем.
Публикация «Азбука здоровья, Игры с водой для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
ТАК РОДИЛСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» ИГРЫ С ВОДОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Прежде всего, это:
• форма организации образовательного пространства и способ организации педагогического процесса;
• способ взаимодействия с окружающей средой;
• метод развития творческих и познавательных способностей детей;
• педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира.
А какова же основная цель этого проекта?
Это развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой.
Вот какие задачи я ставлю в своё м проекте:
• стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;
• развивать мышление, познавательные способности у детей в играх с водой, формировать элементарные исследовательские умения;
• обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире;
• способствовать развитию положительных эмоций у детей, побуждать детей к сотрудничеству во время игр с водой, создавать условия, положительно влияющие на процесс адаптации детей;
• приобщать родителей к сотрудничеству с педагогом и детьми через игры с водой, обогащать детско-родительские отношения опытом совместных игр;
• побудить коллег к обогащению развивающей среды и педагогического процесса через игры с водой.
Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода.
Любому ребёнку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!
Вода-самая доступная игра для детей.
Игры с водой- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.
Игры с водой- это эффективный способ самотерапии.
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Все игры с водой так или иначе способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития.
Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей).
Математическое развитие, например, происходит благодаря наливанию равных количеств воды в сосуды разной формы (это способ подвести ребёнка к пониманию сохранения количества, исследованию того, как много воды потребуется, чтобы наполнить водой большую и маленькую ёмкость и т. д.).
Развитие естественно-научных представлений происходит благодаря экспериментированию и наблюдениям типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?», осуществлению изменений вроде добавления красителя в воду, классификации плавающих и тонущих предметов и тому подобное.
Игры с водой- это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребёнка.
Знакомясь с многообразными свойствами воды, ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.
В чём же состоит их особая ценность для развития ребёнка?
*они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
*развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
*способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
*совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнёрства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;
*создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Как мы видим, возможности воды для развития ребёнка безграничны.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.
Как же организовать это «Водное царство»?
Во-первых, всегда следует помнить, что необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой. Поскольку вода- наш самый главный материал, то и к ней непременно предъявляются определённые требования.
Вот что обязательно нужно учесть при этом:
*Лучше, если водичка будет тёплой и кипячённой. Это доставит детям приятные ощущения и обеспечит безопасность для здоровья в том случае, если она каким-либо образом попадёт в рот малышу.
*Хорошо иметь для детей клеёнчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.
Очень важно даже самых маленьких детей знакомить с правилами поведения во время игр с водой.
Конечно, чем младше ребёнок, тем короче правила:
*нельзя намеренно выливать воду на пол;
*нельзя брызгать водой на других детей;
*после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Какие же материалы могут использоваться для игр с водой?
Да самые разные!
И вовсе необязательно покупать специальные игрушки, которых сейчас очень много в магазинах. Это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Здесь неоценимую помощь нам с детьми оказывают наши участливые родители, обогащая развивающую среду.
Итак, что может понадобиться?
*Пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
*предметы из различных материалов (дерева, пластмассы) разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;
*стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведёрки и другие пластиковые ёмкости;
*совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачёрпывать воду;
*сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда водичка будет выливаться не только из основного отверстия);
*резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.
Опираясь на опыт работы, мне хочется отметить следующие моменты:
*с маленькими детьми в играх с водой руководящая роль, конечно, принадлежит взрослому;
*материалы и предметы для игры с водой целесообразно вводить постепенно, варьировать предметы; ребёнку в этом возрасте ещё не просто ориентироваться в разнообразии этих игровых пособий, ему хочется взять всё и сразу;
*каждый ребёнок непременно должен сам взаимодействовать с водой, а не просто наблюдать за действиями взрослого;
*если для организованного занятия с водой требуются определённые материалы, то лучше их отобрать и приготовить заранее, а не выставлять перед детьми сразу все имеющиеся пластиковые контейнеры с многочисленными предметами.
Большие возможности для организации игр с водой предоставляет игровая площадка на улице в летний сезон.
Здесь почти неограниченные условия для проведения таких игр:
*удобно вынести большую ёмкость для воды (например, надувной бассейн, широкий таз, можно не переживать, что вода выльется на землю или травку;
*легко переодеть малыша в сухую одежду после игры и просушить намокшую; кроме того, майки и футболки заставляют забыть о проблеме сырой одежды;
*можно организовывать не просто игры с водой, но и использовать песочек;
*сразу много детей могут играть рядом, не мешая друг другу; в этом отношении на улице даже удобнее, чем в группе.
Итак, организуя предметно-развивающую среду, важно помнить, что это мир ребёнка и для ребёнка!
Наверное, никто не будет спорить, что игры с водой-это отличное настроение, повышенный жизненный тонус, масса полезных впечатлений и знаний. А ещё игры с водой один из самых приятных способов обучения. Они делают жизнь детей и в детском саду и дома разнообразной и интересной.
Совместная деятельность педагога и малышей предполагает, с одной стороны, непосредственное участие взрослого, его заинтересованность содержанием процесса, действиями детей, поскольку маленькие дети, конечно, не могут обойтись без помощи и поддержки воспитателя.
С другой стороны, важно не подавлять активное стремление малышей к самостоятельности, а попытаться создать условия для самостоятельных действий в пределах возрастных возможностей малышей.
В этом плане, важен характер общения с малышами в рамках совместной деятельности как формы взаимодействия. Общение должно строиться так, чтобы ребёнок имел возможность увеличивать степень своей свободы, проявлять своё Я. В этом плане моя роль в том, чтобы создать безопасные условия малышам для самостоятельных и активных действий, подсказать способ взаимодействия с предметом, поэтому я считаю целесообразным отказаться от прямых педагогических установок, предоставив свободу действий малышам.
Здесь наши с детьми отношения строятся так, что они- полноправные и главные «хозяева» всей ситуации.
Этой форме работы с малышами наибольшее внимание уделяется в начале учебного года, когда в самом «разгаре» процесс адаптации. Но и течение всего года профилактические адаптационные игры с водой занимают немаловажное место в планировании педагогического процесса и в работе с детьми. Совместная деятельность воспитателя и детей может быть организована в группе детского сада, а летом на открытой игровой площадке. Зимой могут проводиться игры-развлечения со снегом.