Папки-передвижки

Азбука здоровья. Игры с водой для детей младшего дошкольного возраста

харьковская светлана
Азбука здоровья. Игры с водой для детей младшего дошкольного возраста

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится малыш,- это вода. Она даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Особенно это важно для самых маленьких детей.

- вода вызывает особый интерес у детей;

- вода очень удобна для поисково-исследовательской деятельности;

- вода обладает психотерапевтическими свойствами, снимает напряжение, способствует релаксации.

И ещё, вода есть всегда и везде! Поэтому даже в домашних условиях у родителей, никогда не возникнет с этим проблем.

Публикация «Азбука здоровья, Игры с водой для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

ТАК РОДИЛСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» ИГРЫ С ВОДОЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Прежде всего, это:

• форма организации образовательного пространства и способ организации педагогического процесса;

• способ взаимодействия с окружающей средой;

• метод развития творческих и познавательных способностей детей;

• педагогическое сопровождение ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира.

А какова же основная цель этого проекта?

Это развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой.

Вот какие задачи я ставлю в своё м проекте:

• стимулировать у детей процессы познания и вовлекать их в совместную исследовательскую деятельность;

• развивать мышление, познавательные способности у детей в играх с водой, формировать элементарные исследовательские умения;

• обогащать представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов, расширять способы ориентировки в окружающем мире;

• способствовать развитию положительных эмоций у детей, побуждать детей к сотрудничеству во время игр с водой, создавать условия, положительно влияющие на процесс адаптации детей;

• приобщать родителей к сотрудничеству с педагогом и детьми через игры с водой, обогащать детско-родительские отношения опытом совместных игр;

• побудить коллег к обогащению развивающей среды и педагогического процесса через игры с водой.

Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода.

Любому ребёнку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!

Вода-самая доступная игра для детей.

Игры с водой- одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.

Игры с водой- это эффективный способ самотерапии.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Все игры с водой так или иначе способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития.

Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей).

Математическое развитие, например, происходит благодаря наливанию равных количеств воды в сосуды разной формы (это способ подвести ребёнка к пониманию сохранения количества, исследованию того, как много воды потребуется, чтобы наполнить водой большую и маленькую ёмкость и т. д.).

Развитие естественно-научных представлений происходит благодаря экспериментированию и наблюдениям типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?», осуществлению изменений вроде добавления красителя в воду, классификации плавающих и тонущих предметов и тому подобное.

Игры с водой- это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребёнка.

Знакомясь с многообразными свойствами воды, ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.

В чём же состоит их особая ценность для развития ребёнка?

*они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

*развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

*способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;

*совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнёрства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;

*создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Как мы видим, возможности воды для развития ребёнка безграничны.

А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Как же организовать это «Водное царство»?

Во-первых, всегда следует помнить, что необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей во время игр с водой. Поскольку вода- наш самый главный материал, то и к ней непременно предъявляются определённые требования.

Вот что обязательно нужно учесть при этом:

*Лучше, если водичка будет тёплой и кипячённой. Это доставит детям приятные ощущения и обеспечит безопасность для здоровья в том случае, если она каким-либо образом попадёт в рот малышу.

*Хорошо иметь для детей клеёнчатые передники, фартучки, нарукавники, чтобы дети не боялись забрызгаться, не чувствовали себя скованными. Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

Очень важно даже самых маленьких детей знакомить с правилами поведения во время игр с водой.

Конечно, чем младше ребёнок, тем короче правила:

*нельзя намеренно выливать воду на пол;

*нельзя брызгать водой на других детей;

*после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Какие же материалы могут использоваться для игр с водой?

Да самые разные!

И вовсе необязательно покупать специальные игрушки, которых сейчас очень много в магазинах. Это могут быть разнообразные материалы и предметы, которые можно изготовить самим. Здесь неоценимую помощь нам с детьми оказывают наши участливые родители, обогащая развивающую среду.

Итак, что может понадобиться?

*Пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);

*предметы из различных материалов (дерева, пластмассы) разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;

*стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведёрки и другие пластиковые ёмкости;

*совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачёрпывать воду;

*сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда водичка будет выливаться не только из основного отверстия);

*резиновые и поролоновые губки, полые трубочки, пробки, венчики и многое другое.

Опираясь на опыт работы, мне хочется отметить следующие моменты:

*с маленькими детьми в играх с водой руководящая роль, конечно, принадлежит взрослому;

*материалы и предметы для игры с водой целесообразно вводить постепенно, варьировать предметы; ребёнку в этом возрасте ещё не просто ориентироваться в разнообразии этих игровых пособий, ему хочется взять всё и сразу;

*каждый ребёнок непременно должен сам взаимодействовать с водой, а не просто наблюдать за действиями взрослого;

*если для организованного занятия с водой требуются определённые материалы, то лучше их отобрать и приготовить заранее, а не выставлять перед детьми сразу все имеющиеся пластиковые контейнеры с многочисленными предметами.

Большие возможности для организации игр с водой предоставляет игровая площадка на улице в летний сезон.

Здесь почти неограниченные условия для проведения таких игр:

*удобно вынести большую ёмкость для воды (например, надувной бассейн, широкий таз, можно не переживать, что вода выльется на землю или травку;

*легко переодеть малыша в сухую одежду после игры и просушить намокшую; кроме того, майки и футболки заставляют забыть о проблеме сырой одежды;

*можно организовывать не просто игры с водой, но и использовать песочек;

*сразу много детей могут играть рядом, не мешая друг другу; в этом отношении на улице даже удобнее, чем в группе.

Итак, организуя предметно-развивающую среду, важно помнить, что это мир ребёнка и для ребёнка!

Наверное, никто не будет спорить, что игры с водой-это отличное настроение, повышенный жизненный тонус, масса полезных впечатлений и знаний. А ещё игры с водой один из самых приятных способов обучения. Они делают жизнь детей и в детском саду и дома разнообразной и интересной.

Совместная деятельность педагога и малышей предполагает, с одной стороны, непосредственное участие взрослого, его заинтересованность содержанием процесса, действиями детей, поскольку маленькие дети, конечно, не могут обойтись без помощи и поддержки воспитателя.

С другой стороны, важно не подавлять активное стремление малышей к самостоятельности, а попытаться создать условия для самостоятельных действий в пределах возрастных возможностей малышей.

В этом плане, важен характер общения с малышами в рамках совместной деятельности как формы взаимодействия. Общение должно строиться так, чтобы ребёнок имел возможность увеличивать степень своей свободы, проявлять своё Я. В этом плане моя роль в том, чтобы создать безопасные условия малышам для самостоятельных и активных действий, подсказать способ взаимодействия с предметом, поэтому я считаю целесообразным отказаться от прямых педагогических установок, предоставив свободу действий малышам.

Здесь наши с детьми отношения строятся так, что они- полноправные и главные «хозяева» всей ситуации.

Этой форме работы с малышами наибольшее внимание уделяется в начале учебного года, когда в самом «разгаре» процесс адаптации. Но и течение всего года профилактические адаптационные игры с водой занимают немаловажное место в планировании педагогического процесса и в работе с детьми. Совместная деятельность воспитателя и детей может быть организована в группе детского сада, а летом на открытой игровой площадке. Зимой могут проводиться игры-развлечения со снегом.

Публикации по теме:

«Льдинки и снежинки, песочые картинки». Проект по экспериментированию в младшей группе Первая младшая группа «Лунтики» Воспитатели: Лёвина Жанна Александровна – 1 категория Ванина Нина Анатольевна- высшая категория Современное.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста со свойствами воды путём создания благоприятной обстановки с помощью игрЗнакомство детей младшего дошкольного возраста со свойствами воды путём создания благоприятной обстановки с помощью игр В период дошкольного детства ребёнок познаёт мир природы, с помощью которого процесс познания происходит эмоционально - практическим путём.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Азбука здоровья. Игры с водой для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 октября 2013 в 18:00
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД