Валентина Валерьевна Саясова
«Бабий праздник или Праздник каши». НОД для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
8 января- Бабий праздник, Праздник каш (Бабьи каши)
Это очень древний праздник у славянского народа. В семьях рождалось много детей, это было залогом выживания семей, сохранения народонаселения и этот день посвящён роженицам данного года и повивальным бабкам.
Крупу и воду для каш в этот день надо было набрать именно в два часа ночи. Каши готовились из овсяных и гречневых круп, пшенная каша была редкостью.
Публикация «„Бабий праздник или Праздник каши“, НОД для детей средней группы» размещена в разделах
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Праздник каши
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
«В праздник каш всяк с ложкой ходит» рус. нар. пословица.
Были и народные приметы в этот день:
Синички с утра пищат- ожидай мороза ночью.
Галки и вороны кричат беспрерывно- к снегопаду или метели.
Пословицы и поговорки о каше:
• Хороша кашка, да мала чашка.
• Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
• Кашу маслом не испортишь.
• Русского мужика без каши не накормишь.
• Щи да каша — пища наша.
• Каша — мать наша, а хлеб — кормилец.
• Кашевар живет сытее князя.
• В родной семье и каша гуще.
• Густая каша семьи не разгонит.
• Каша — мать наша.
• Не наша еда орехи, а наша — каша.
Прошу прощение за качество фото (с телефона)
НОД
Пища наша- вкусна каша.
Цель. Закреплять знания детей о видах каш и их значении для здоровья человека.
Задачи. Активизировать словарь по теме, развивать диалогическую и монологическую речь, образовывать прилагательные из существительных. Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, творческое воображение, двигательную активность, продолжать знакомить детей с нетрадиционным материалом для аппликации. Воспитывать уважение к чужому труду, дружеские отношения, бережное отношение к природе.
Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов, где говорится о каше: Братья Гримм «Горшочек каши», рус. нар. ск. «Лиса и журавль», «Дочь и падчерица», «Каша из топора», Н. Носов «Мишкина каша», чтение пословиц и поговорок. Разучивание игр по теме (игры авторские).
Ход НОД
Воспитатель загадывает детям загадки:
*В горшке томится и растёт,
Потом попросится нам в рот.
* Что кушаем по утрам,
Чтоб чуть-чуть вырасти нам?
Дети. Кашу.
Воспитатель. А почему каши на завтрак кушать полезно?
Дети. В них много витамин, они сытные; будешь красивым, сильным и здоровым.
Воспитатель. Совершенно верно!
Воспитатель. Предлагаю в игру поиграть
И что в мешочках отгадать.
Развитие тактильных ощущений- мешочки с крупой- отгадайте, какая крупа в них.
Воспитатель. А откуда берутся каши?
Предположение детей. Из магазина, с огорода.
Воспитатель. Вы правы в том, что крупу для каши мы покупаем в магазине, а сама крупа- это семена растений, которые выращивают на полях. А знаете ли вы, ребята, как выглядят растения, семена которых и есть крупа для каш?
Презентация
Показать растения по ноутбуку (просо, овёс, гречиха, пшеница, ячмень)
Воспитатель. Давайте ещё раз назовём из какого семя- какая каша:
Пшено- пшённая
Геркулес-геркулесовая
Гречка- гречневая
Манка- манная
Перловка- перловая
Воспитатель. У меня в руках мешочек,
Но мешочек не простой,
А с крупою дорогой
Проводится игра «Ты, мешочек не простой.»
Дети стоят в кругу и передают мешочек друг другу со словами:
Ты, мешочек не простой,
А с крупою дорогой.
Ты, беги, беги по кругу,
Передай его друг другу.
У кого мешочек
Есть наверно хочет.
- Есть хочешь?
-Нет.
- А что?
Ребёнок с мешочком выходит в центр и показывает жестами и движениями, чтобы хотел делать, дети отгадывают. Игра продолжается 3-4 раза.
Воспитатель. А когда собирают последний урожай? Осенью. И уборка растений, которые дают нам крупу тоже происходит осенью. Но осень бывает разная: красивая, расписная, заснеженная и скучная, ненастная. Посмотрите, какие деревья за окном.
Дети. Голые, не красивые.
Воспитатель. Вот у меня есть картины с деревьями, но они какие-то скучные, правда (побудить детей сделать им листву). Из чего можно сделать листву?
Предположения детей, но воспитатель напоминает тему образовательной деятельности.
Дети. Из круп!
Аппликация.
Дети выполняют аппликацию из той крупы, какая им больше нравится. И как только насыпали много крупы и прижали, но ещё не стряхнули проведём игру (2-3 раза)
Проводится игра «Сорока- сорока» (по типу «Колечко-колечко»)
Сорока- сорока,
Бела- белобока.
Печку топила,
Кашу варила.
Этому дала, этому дала, этому дала.
Раз, два, три, беги!
У кого горошина, быстро вскакивает со стула, а остальные должны задержать его руками.
Затем дети возвращаются к столам, стряхивают лишнюю крупу и любуются работой!